ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 983
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение искусственного дыхания ребенку старше года
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность | • Улучшается проходимость дыхательных путей |
2. Под плечи положить валик | • Выпрямляются дыхательные пути |
3. Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок | • Профилактика западения языка |
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел | • Обеспечение проходимости дыхательных путей |
5. Наложить салфетку на рот ребенка | • Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Зажать ребенку нос | • Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос |
7. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение | • Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась | • Наполнение легких ребенка воздухом |
9. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша | • Обеспечение пассивного выдоха |
10. Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» | • Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие |
Рис. 2. Проведение искусственного дыхания ребенку
Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. Расположиться справа от него | • Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий |
2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): а)новорожденному – ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша (рис. 3, а, б); б) ребенку от 1 до 12 месяцев -указательный и средний пальцы (рис. 3, в); в) ребенку 1-7 лет – проксималь-ную часть кисти (а не пальцы) (рис. 3, д); г) ребенку старше 7 лет – обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки»(рис. 3, г) | • Обеспечение необходимой площади давления • Мечевидный отросток легко можно сломать |
3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1,5 см у новорожденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка; в) 3-3,5 см у ребенка старшего возраста | • Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождение крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины |
4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение | • Обеспечение искусственной диастолы |
5. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, -вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5— если помощь оказывают 2 человека или 2:10; 3:15-если реанимирующий один | • Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений |
6. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (провести «АЗБУКУ элементарной реанимации») | • Контроль эффективности мероприятий |
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен | • Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти |
Рис 3. Проведение непрямого массажа сердца детям
Гипертермия
Гипертермия — самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия — защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
– возрастает бактерицидность крови;
– повышается активность лейкоцитов;
– повышается выработка эндогенного интерферона;
– усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает укоренное поступление питательных веществ к тканям.
Кроме того, что лихорадка — это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры. более 37°С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс — на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем — развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.
Классификация гипертермии
Тип гипертермии | Показатели температуры |
субфебрильная | 37-38°С |
умеренная | 38-39°С |
высокая | 38 -41°С |
гиперпиретическая | более 41°С |
Виды гипертермии
Вид | Механизм | Клиника |
Розовая (красная) гипертермия | Теплопродукция равна теплоотдаче | 1. Кожные покровы умеренно гиперемированы, теплые, влажные 2. Общее состояние страдает незначительно |
Белая гипертермия | Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов | 1. Ощущение холода, озноб 2. Бледность кожных покровов 3. Цианотичный оттенок ногтевых лож, губ 4. Похолодание конечностей |
Неотложная помощь при гипертермии
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка в постель | • Повышение температуры – признак интоксикации | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При гипертермии развивается гипоксия | |
4. Определить тип гипертермии (белая или розовая). Если белая – перевести в розовую (согреть ребенка, ввести но-шпу, или никотиновую кислоту, или папаверин, которые являются спазмолитиками) | • Белая гипертермия связана со спазмом периферических сосудов, который значительно нарушает процесс теплоотдачи | |
5. Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры: а) 37,0-37,5°С назначить обильное питье; б) 37,5-38,0°С провести физическое охлаждение (рис. 4, а); в) 38,0-38,5°С энтерально ввести жаропонижающие средства (панадол, парацетамол, аспирин, жаропонижающие свечи и т.д.) (рис. 4, б); г) 38,5°С и выше в/м или в/в ввести литическую смесь (рис. 4в): – анальгин – димедрол – папаверин Примечание: аспирин, цефеконовые свечи детям раннего возраста с целью понижения температуры применять не рекомендуется. | • Повышенная температура не должна снижаться литически | 0,1мл/год 0,1мл/год 0,1мл/год |
6. Провести кислородотерапию | • При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде | |
7. В течение 20-30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка | • Обеспечение выведения токсинов из организма | |
8. Через 20-30 минут повторить термометрию | • Контроль эффективности проведенных мероприятий | |
9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учетом показателей повторной термометрии | • Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3°С | |
Рис. 4. Неотложная помощь при гипертермии
Ларингоспазм
Ларингоспазм — одна из форм явной спазмофилии. Спазмофилия — заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм — спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребенок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжелых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ровную твердую поверхность | • Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
4. Создать спокойную обстановку | • Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ | |
5. Лицо и тело ребенка взбрызнуть холодной водой, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести ватный шарик с нашатырным спиртом, или шпателем нажать на корень языка | • Рефлекторное снятие спазма | |
6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция | • Причина спазмофилии -гипокальциемия | 1,0 мл /год |
7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию | • Обеспечение проходимости дыхательных путей | |
8. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца | • Реанимационное мероприятие | |
9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию | • В результате ларингоспазма развивается гипоксия | |