Файл: Интерпретация художественного текста. Вопрос 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВОПРОС № 10
Литературная пародия – также один из видов интерпретации. В 1925 году в Харькове вышла книга литературных пародий «Парнас дыбом». Используя известные сюжеты, в частности историю серенького козлика, авторы книги блестяще имитировали стиль европейских, русских и советских писателей. Кто, по мнению авторов «Парнаса...», изложил бы историю козлика так:

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.

Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.

Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зелёных садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета.

В чаще непроходимых дубрав нашёл серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских – серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слёзы в тиши ночной проливавшей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.
А кто – вот так:

У старой женщины, бездетной и убогой,

Жил козлик серенькой, и сей четвероногой

В большом фаворе у старушки был.

Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна,

Вставал за полдень, а ложился рано:

Ну, словом, жил

И не тужил.

Чего же более? Но вот беда –

Мы жизнью недовольны никогда:

Под сению дерев на вольной воле

Запала мысль козлу прогулку совершить,

И, не раздумывая доле,

В соседний лес козёл спешит.

Он только в лес – а волк из лесу шасть!

В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть –

И от всего козла осталося немножко:

Лишь шерсти клок, рога да ножки.
Сей басни смысл не трудно угадать:

Не бегай в лес, коль дома благодать.


ВОПРОС № 11
Пародия – тоже интерпретация. Чем пародия отличается от подражания? Назовите ее жанровые признаки пародии. На какие стихотворения А.А. Фета написана пародия Д. Минаева? Что именно пародируется?


Чудная картина!

Грезы всюду льнут;

Грезит кустик тмина,

Грезит сонный пруд,

Грезит георгина.

Даже, как поэт,

Грезит у камина

Афанасий Фет.

Грезит он, что в руки

Звук поймал – и вот

Он верхом на звуке

В воздухе плывет,

Птицы ж щебетали:

«Спой-ка нам куплет

О «звенящей дали»,

Афанасий Фет»




ВОПРОС № 12
Что такое пародия? Дайте определение. Сравните два текста: стихотворение А.С. Пушкина, посвященное Петербургу (1828 год), и Вл. Соловьева о Москве (1887 год). Можно ли второе считать пародией на первое? Если да, то почему? Если нет, почему?
Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит –

Все же мне вас жаль немножко,

Потому что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьется локон золотой.
А.С. Пушкин
Город глупый, город грязный!

Смесь Каткова и кутьи,

Царство сплетни неотвязной,

Скуки, сна, галиматьи.

Нет причин мне и немножко

Полюбить тебя, когда

Даже милая мне ножка

Здесь мелькнула без следа.

В.С. Соловьев

ВОПРОС № 13
Знаменитое стихотворение Горация «Памятник» многократно переводилось и вызвало множество подражаний. «Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа», - так можно определить его тему. Сравните наиболее известные «Памятники» Г.Р. Державина и А.С. Пушкина и отметьте сходство и различие. Гораций считал, что заслужил вечную славу тем, что первым приложил «песни эольские к италийским ладам», т.е. был поэтом-новатором. А в чем видят свою заслугу русские поэты? Кто еще, кроме Державина и Пушкина, переводил Горация или использовал мотивы «Памятника» в своем творчестве?
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.
Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчётных,

Как из безызвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Г. Р. Державин
***

Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире



Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.
А. С. Пушкин.

ВОПРОС № 14
Прочитайте строки о Ярославне из стихотворения В.Я. Брюсова «Певцу Слова».
Или русских женщин лики все в тебе слиты?

Ты – Наташа, ты – и Лиза, и Татьяна – ты!

Назовите упомянутых Брюсовым героинь русской литературы, произведения, в которых они действуют, и их авторов. Как вы понимаете смысл брюсовского утверждения?
ВОПРОС № 15
«Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» - весьма посредственною книгою». Однако автор этой характеристики признает в Радищеве необыкновенный дух и рыцарскую совестливость. Чей это отзыв о Радищеве?

В текст «Путешествия…» автором включена ода, которую якобы сочинил некий «новомодный стихотворец», встретившийся автору-рассказчику. Как называется эта ода? Какой великий русский поэт, вдохновленный Радищевым, написал одноименную оду? Можно ли считать подобные случаи интерпретацией? Обоснуйте свое мнение.
ВОПРОС № 16

Прочтите интерпретацию этого известнейшего стихотворения А.С. Пушкина замечательным знатоком русской поэзии П.М. Бицилли («Этюды о русской поэзии»):

«Зло элементарно, бессмысленно и бесцельно. Зло – уныло и скучно. Скукой веет от этих однообразных, давящих своей равномерностью строф…»

О каком стихотворении идет речь? Согласны ли Вы с интерпретацией Бицилли? Предложите свою.
ВОПРОС № 17
Правильная интерпретация художественного текста зависит от верного понимания значения каждого слова. В статьях о Пушкине В.Ф. Ходасевич неоднократно подчеркивал необходимость чуткого, вдумчивого отношения к каждому слову поэта, иначе оттенки его мысли ускользнут от понимания читателя. Так, слово «важный» означает у Пушкина не «чванный, гордый, надменный», а «серьезный, строгий, вдумчивый». Слово «пожалуй» чаще означает «изволь, соблаговоли», а не «может быть, наверное» (статья «Прямой. Важный. Пожалуй»). Что означает слово «прямой» в приведенных ниже строках?


Прямым Онегин Чайль-Гарольдом

Вдался в задумчивую лень…
Прямого просвещенья ради…
Приехав, он прямым поэтом

Пошел бродить…
ВОПОРОС № 18
Прочтите отрывок из «Записок» Е.А. Сушковой о прогулке компании молодых людей, в числе которых был Лермонтов, в Троице-Сергиеву лавру и встрече со слепым на паперти.
«Все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною; наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
После этой встречи 16-летний Лермонтов написал знаменитое стихотворение «Нищий» («У врат обители святой…»). В.Я. Брюсов считал, что лермонтовское стихотворение стало бы значительно лучше без последней, третьей строфы («Так я молил твоей любви…»). Можно ли с этим согласиться? Что изменилось бы?
ВОПРОС № 19
Прочтите стихотворение современного поэта Тимура Кибирова.

Посмотришь с холодным вниманьем вокруг…

Какая параша, читатель и друг!

Но если посмотришь с вниманьем горячим,

Увидишь все это немного иначе.

Какое знаменитое лермонтовское стихотворение вызвало поэтический отклик Кибирова? Узнайте и назовите прямую цитату. С каким мироощущением, характерным для лермонтовских героев, спорит Кибиров?
ВОПРОС № 20
Прочтите стихотворение А.С. Пушкина:

Напрасно я бегу к сионским высотам,

Грех алчный гонится за мною по пятам...

Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,

Голодный лев следит оленя бег пахучий

Какой основной художественный прием используется в этом стихотворении? Почему Ю.М. Лотман считал, что это маленькое стихотворение – пример совмещения сразу нескольких «точек зрения»?