ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1526
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) Культурные (право на участие в культурной жизни общества, на охрану интеллектуальной собственности, на свободу творчества и самореализации и т.д.)
Конституционные обязанности человека и гражданина в России:
Согласно Конституции РФ выделятся следующие конституционные обязанности:
1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и закон, т. е. федеральные законы и законы субъектов РФ является одной из самых универсальных и всегда распространяющихся на всех субъектов правоотношений, в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. За не соблюдение Конституции РФ и законов в отношении человека и гражданина могут применяться соответствующие виды юридической ответственности.
2. Уважение прав и свобод других лиц. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц.
3. Обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ.
4. Обязанность не наносить ущерб окружающей среде, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ.
5. Обязанность заботиться о детях и их воспитании, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании в ст. 63, 65 Семейного кодекса РФ [19] (далее — СК РФ).
6. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях, о чем предусматривается в ч. 3 ст. 38 Конституции РФ. Реализуется в ст. 87 СК РФ.
7. Обязанность получить основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, о чем предусматривается в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность родителей в части образования детей в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [23]. В п. 1 ч. 4 ст. 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» данного закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования». В тоже время невыполнение данной обязанности родителями (законными представителями) несовершеннолетних не может повлечь к какой-либо ответственности. Именно поэтому, правовой смысл этой обязанности невелик, он следует к разумному напоминанию людям о том, что необходимо получение их детьми основного общего образования.
8. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, о чем предусматривается в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ.
9. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшающее положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, о чем предусматривается в ст. 57 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов в Налоговом кодексе РФ [26] (далее — НК РФ). При этом в ст. 12 НК РФ устанавливается следующие виды налогов и сборов в России: федеральные, региональные и местные.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды
Под гарантиями прав, свобод и обязанностей человека понимается система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, обеспечивающих их фактическую реализацию, охрану и защиту.
Традиционно в правовой науке выделяют две основные группы гарантий прав и свобод — общесоциальные и юридические.
- Общесоциальные гарантии включают в себя политические, социально-экономические и культурные (духовные) гарантии.
- Юридические гарантии представляют собой нормы права, предусматривающие в своей совокупности правовой механизм, призванный способствовать реализации законов.
Важнейшими юридическими гарантиями являются конституционные нормы-принципы, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина в РФ на основе Конституции РФ. К ним можно отнести следующие: защита прав человека и гражданина в суде, в международных судах или соответствующих международных организация; институт Уполномоченного по правам человека; возмещение материального и морального ущерба, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; право на правовую помощь и др.
Наиболее значимой гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции РФ положение о государственной защите прав и свобод, которое не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Центральное место в системе конституционно-правовых гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод [1]. При этом к объекту обжалования могут относится решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция:
Внутригосударственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина осуществляется в РФ на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Федеральный уровень защиты ПСЧГ включает в себя:
1) Судебную защиту, которая обеспечивается деятельностью
– федеральных судов (КС РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему судом общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.)
2) Внесудебную защиту, включающую в себя
- Президента РФ (является гарантом ПСЧГ),
- Администрацию Президента РФ (организация рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их прав и законных интересов),
- Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека,
- Федеральное Собрание РФ (определяет законодательное регулирование сферы по защите ПСЧГ),
- Правительство РФ, ФОИВ (организация рассмотрения обращений граждан)
- прокуратура РФ (надзор за соблюдением ПСЧГ органами власти, ОМСУ, а также должностными лицами)
- Счетная палата (обеспечение права граждан на участие в делах государства путем осуществления внешнего государственного аудита)
- Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
- Центральная избирательная комиссия (обеспечение избирательных прав граждан)
Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина:
Все возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны только при условии того, что они преследуют конституционно значимые цели, а также необходимо соблюдение такого условия как соразмерность ограничения. Согласно Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо. Условия соразмерности соблюдены, если: 1) Ограничения вызваны исключительно необходимостью защиты социальных ценностей; 2) Устанавливая ограничения, государство использует не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры. Также законодатель определяет такой признак ограничения как форма ограничения. И такой формой является только федеральный закон. Федеральный законодатель может вводить ограничения прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дан в ст. 55 Конституции РФ и является закрытым. Таким образом, можно сказать, что ограничение прав и свобод человека и гражданина — это установленные федеральными законами в конституционных целях границы реализации человеком его прав и свобод, соразмерные с этими целями.
Понятие и принципы российского федерализма:
Термин «федерализм» происходит от латинского слова foedus (соглашение). Исходя из значения термина, суть федерализма можно определить как: – указание на согласительный порядок происхождения государственного устройства (соглашение центральной, федеральной власти и субъектов федерации о соподчинении и установлении определенной системы власти либо соглашение субъектов федерации между собой относительно передачи части своих полномочий избранным (или установленным иным образом) субъектами федерации центральным органам).
Принципы российского федерализма:
1. Государственная целостность РФ. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.
2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.
3. Провозглашение равноправия субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом РФ прав и обязанностей.