ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1475
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в рф формируются органы судейского сообщества (ст 29 фкз о судебной системе, ст 3 фз об органах судейского сообщества)
*Органы судейского сообщества
Статья: Однако понятие органов судейского сообщества не определено. Словосочетание «органы судейского сообщества» в какой-то мере заимствовано, является широким и смысловое его содержание не однозначно.
В литературе существует мнение, что это органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые им для выражения интересов судей и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости органов судов и судей3. Иногда рассматриваются общие вопросы деятельности органов судейского сообщества, но при этом не раскрывается содержание их деятельности4. Данное положение нуждается в точном определении и законодательном регулировании.
(ст 3 фз об органах судейского сообщества)
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
Всероссийский съезд судей;
конференции судей субъектов Российской Федерации;
Совет судей Российской Федерации;
советы судей субъектов Российской Федерации;
общие собрания судей судов;
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.
Задачи органов: содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности,, утверждать авторитет судебной власти,
обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
В этих целях органы судейского сообщества проводят съезды, конференции, собрания, пленарные заседания, семинары-совещания, на которых решаются вопросы перечисленные в задачах. Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов и иных нпа, касающихся деятельности суда и статуса судей, участвуют в рабочих комиссиях по подготовке таких актов, представляют интересы судей в государственных и общественных объединениях, избираются соответствующие коллегии судей.
Основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества – коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Статья: Судейское сообщество современной России характеризуется: наличием классических демократических признаков, присущих всем подобным институтам, в связи с чем признается классическим институтом гражданского общества; является самоорганизацией судей в целях решения общих задач, достижения общих целей; является объединением судей по уровням, причем для объединения первого уровня - явочное, не добровольное, а для второго и последующего уровней - добровольное избрание и т.д. Органы судейского сообщества не могут считаться органами государства, поскольку не обладают их признаками, а именно: действуют не от имени государства, а от собственного имени; для реализации государственно-властных полномочий используют формы и методы, присущие самоуправлению, не имеют собственной материальной базы, а обеспечиваются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его органами; не наделены правами юридического лица.
16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.
*Прокуратура как орган надзора
ФЗ О прокуратуре
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
*Правовые основы, цели, принципы
Правовое регулирование – Конституция РФ, ФЗ О прокуратуре РФ, другие фз, международные договоры, указы президента, постановления правительства, ведомственные нпа Генерального прокурора РФ.
Целями прокуратуры являются:
-
обеспечение верховенства закона; -
обеспечение единства и укрепления законности; -
обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; -
обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Принципы организации деятельности – основанные на конституции рф и фз основные руководящие положения, определяющие место и роль прокуратуры в государственном механизме страны, организационное построение и деятельность по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и стоящих перед органами прокуратуры задач.
Они делятся на общие и внутриорганизационные.
Общие:
-
законность - прокуроры обязаны действовать исключительно в пределах определенных законом полномочий, каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусмотренных законом. -
Централизации – прокуратура – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Образование, реорганизация, ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. Генеральный прокурор представляет Президенту прокуроров субъектов, а также назначает на должность прокуроров городов, районов и приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров. Дает нижестоящим прокурорам обязательные к исполнению указания, поручения, контролирует их исполнение. -
Единства – как территориальные, так и специализированные прокуратуры организационно входят в единую систему органов прокуратуры. Этот принцип означает единство правового поля прокурорского надзора, общность целей, задач, правовых средств и методов осуществление надзора в стране. Также этот принцип находит свое выражение в установлении в фз единства статусов прокурорских работников, единого срока полномочий для прокуроров каждого звена. -
Независимости – осуществление своей деятельности независимо от федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов, омсу, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории рф законами. -
гласности – органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне. Реализация данного принципа обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со СМИ.
Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации ФЗ О ПРОКУРАТУРЕ
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.