ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1483

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права составной частью правовой системы России являются международные договоры РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" (п. "а" ст. 2) международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).


3. Понятие, сущность и функции конституции: общие положения. Основные черты и особенности, структура Конституции Российской Федерации 1993 года. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году.
Конституция - основной закон государства (1 или несколько), обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, формирующие конституционный строй, организацию государственной власти и правовое положение личности в конкретной стране.

Сущность конституции

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Выделяют следующие основные функции конституции:

1. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным законом и обладает высшей юридической силой для всей системы правового регулирования.

2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

3. Учредительная функция заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

4. Системообразующая функция заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, и создает условия для сбалансированного ее развития.

5. Охранительная функция характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов.



6. Идеологическая (мировоззренческая) функция заключается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Особенности Конституции РФ 1993 года:

• Центральное место Конституции РФ в правовой системе.

• Принимается народом (или от его имени).

• Имеет учредительный характер – воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти.

• Обладает высшей юридической силой – законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному закону.

• Имеет всеохватывающий характер – распространяется на все сферы жизни общества.

• Особый порядок охраны.

• Особый усложненный порядок пересмотра и внесения поправок.

• В основу конституции положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)

• Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий)

Основные черты и особенности, структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции . Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя. 

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.


Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Пересмотр Конституции.

Согласно ст. 134 Конституции «предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».

Пересмотр - разработка и принятие новой Конституции.

Процедура пересмотра:

Пересмотр конституции происходит при необходимости внесений изменений в 1,2 и 9 главы (Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина и Конституционные поправки и пересмотр конституции).

Порядок пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ регулируется ее ст. 135. Процесс пересмотра Конституции РФ и, следовательно, принятия новой Конституции по ст. 135 можно разбить (для удобства изложения) на следующие этапы.

Первый этап:

внесение и рассмотрение предложений о пересмотре Конституции. Обычный законодательный процесс начинается с того, что законопроекты поступают в Государственную Думу. Предложения о пересмотре вносятся как единый документ. Предложения рассматриваются Государственной Думой и при одобрении тремя пятыми голосов от общего числа депутатов передаются в Совет Федерации. Там они должны получить поддержку также трех пятых от установленного числа членов Совета Федерации. Неодобрение предложений хотя бы одной палатой прекращает все дальнейшие процедуры.


Второй этап:

созыв Конституционного Собрания. Статья 135 Конституции гласит: если предложения о пересмотре Конституции РФ получили поддержку обеих палат федерального парламента, созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голасование (ч. 3 ст. 135).

Третий этап:

работа Конституционного Собрания. В ней можно выделить следующую последовательность. На первом заседании оно утверждает свой Регламент, избирает Председателя и заместителей Председателя (правда, закон может определить, что определенное лицо в силу занимаемой должности является Председателем). Далее Конституционное Собрание заслушивает и обсуждает доклад представителя инициатора пересмотра гл. 1,2 и 9 Конституции РФ, Сразу же после этого Конституционное Собрание рассматривает вопрос о подтверждении неизменности Конституции РФ. Это решение принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Если такое решение принимается, задача Собрания считается решенной, и оно прекращает свои полномочия. Если решение о подтверждении неизменности действующей Конституции не принято, Конституционному Собранию как раз надо выполнить вторую часть задачи — разработать проект новой Конституции.

Собрание образует рабочий орган (например, рабочую палату, группу) и поручает ему доработку проекта в определенный срок.

Есть два варианта решения Конституционного Собрания на основе этой нормы: 1) о принятии новой Конституции; 2) об одобрении новой Конституции и вынесении ее на всенародное голосование. Любой вариант решения требует не менее двух третей общего числа членов Конституционного Собрания.

Четвертый этап:

назначение и проведение всенародного голосования (референдума) по новой Конституции.

Пятый этап:

заключительное заседание Конституционного Собрания для подведения итогов всенародного голосования и объявления о принятии (провозглашении) новой Конституции РФ. На указанном заседании Центральная комиссия референдума докладывает Конституционному Собранию о результатах всенародного голосования. Собрание принимает решение: принять к сведению это сообщение; считать Конституцию принятой всенародным голосованием и ввести ее в действие с определенного дня (день вступления в силу может быть обозначен в федеральном конституционном законе о Конституционном Собрании как день референдума либо как день заключительного заседания Конституционного Собрания).