ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1554
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К ведению Президента отнесены вопросы гражданства и предоставления политического убежища (п. «а» ст. 89 Конституции РФ). Соответствующие вопросы были рассмотрены в разд. 4. Федеральный закон 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» возлагает на Президента принятие в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, а также решение вопросов, связанных с выходом из российского гражданства. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и специальные звания.
Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» (в ред. 2004 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. Положение определяет, что государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Президент: издает указы об учреждении государственных наград и о награждении государственными наградами; вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан; образует Управление Президента РФ по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.
Президент осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции РФ). Помилование - это высший акт гуманности в отношении конкретного физического лица, осужденного за преступление. Лицо освобождается от дальнейшего отбытия наказания либо наказание сокращается или заменяется более мягким наказанием.
Акты президента РФ
Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.
Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.
Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.
Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.
Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента РФ
Исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти РФ, а также его конституционного статуса, Конституция РФ (ст. 91) закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
В соответствии с ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» ему и членам его семьи устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии.
Действующая Конституция РФ предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.
Первое: по истечении установленного конституционного срока его полномочий с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Это общий порядок прекращения полномочий Президента РФ, закрепленный Конституцией РФ (ч. 1 ст. 92).
Второе: досрочное прекращение полномочий Президента РФ, то есть до истечения установленного Конституцией РФ срока полномочий.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ может произойти по нескольким основаниям:
-
- в случае отставки Президента РФ (ч. 2 ст. 92); -
- в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92); -
- в случае отрешения Президента РФ от должности (ч. 2 ст. 92, ст. 93).
Институт отрешения Президента РФ от должности является одной из важных сдержек и противовесов в конституционном механизме разделения властей в РФ.
Процесс отрешения Президента РФ от должности регулируется Конституцией РФ (статья 93), а также регламентом Государственной Думы (статья 22) и регламентом Совета Федерации.
Этот процесс включает два достаточно самостоятельных, хотя и взаимосвязанных этапа.
На первом этапе процесс происходит в Государственной Думе. Суть его - в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот процесс включает следующие стадии:
-
1. Внесение не менее одной третью депутатов Госдумы предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ. -
2. Создание специализированной комиссии для решения ряда вопросов: подготовка заключения обвинения и решение других процедурных вопросов. -
3. Принятие двумя третями голосов депутатов постановления об обвинении. -
4. В пятидневный срок Постановление Госдумы направляется в Совет Федерации, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
На этом, собственно, завершается первый этап процесса отрешения Президента РФ от должности.
Второй этап связан с деятельностью в этом процессе верхней палаты - Совета Федерации, а также Верховного Суда РФ и Конституционного
Суда РФ. Именно на этом этапе решается вопрос об отрешении Президента РФ от должности или отклонении обвинения и прекращении процесса отрешения.
На данном этапе можно выделить следующие стадии:
-
- выдача заключения Верховным Судом РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, в котором он обвинен Государственной Думой; -
- выдача по запросу Совета Федерации Конституционным Судом РФ заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ Государственной Думой; -
- принятие Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного указанными заключениями Верховного Суда, Конституционного Суда РФ, двумя третями голосов от общего числа членов палаты постановления об отрешении Президента РФ от должности.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.
Таким образом, завершая достаточно фрагментарное рассмотрение конституционно-правового статуса Президента РФ, можно сделать вывод, что пост Президента РФ олицетворяет единство Российского государства, его суверенитет и целостность. Президент РФ должен всей своей деятельностью сохранять избранный нашим народом конституционный строй, принципы государственного устройства РФ, поддерживать стабильность демократического режима, гражданский мир и национальное согласие, быть гарантом прав и свобод граждан, выступать как верховный организатор действий в чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, массовые беспорядки, катастрофы, война и т.п.).
13. . Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура, основные формы работы. Компетенция Государственной Думы. Основания роспуска Государственной Думы
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Государственная дума – нижняя палата парламента Российской Федерации. Численный состав Государственной Думы - 450 депутатов - образует общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени.
Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.
Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.
Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам – окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.
Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):
1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.