Файл: 3 1 Общее знакомство с организацией 4 1 Год образования, цель образования, месторасположение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 4 Оптимизация ресурсов организаций (подразделений)
4.1 Оптимизация ресурсов в закупочной, распределительной, производственной деятельности организации
Для эффективной работы логистических составляющих организации необходима оптимизация. Оптимизация – минимизация расходов, с помощью улучшения показателей.
Ресурсы закупочной логистики включают лесоматериалы, лесопродукцию, компоненты, реагенты, запасные части, агрегаты, другие материальные ресурсы. Под оптимизацией закупок понимают процесс регулирования закупочной деятельности, которая позволяет снизить затраты за счет экономии на закупке и хранении страхового запаса товара.
Цели оптимизации закупок:
Для бесперебойной работы торгового предприятия необходимо обеспечить постоянное наличие товара, предлагаемого потребителю. Организовать это можно только в том случае, если на складе есть достаточный запас товара, который немедленно может быть поставлен взамен уже проданного. Но излишнее количество страховых запасов приводит к дополнительным расходам на складирование и обеспечение сохранности товара. Кроме того, в условиях снижения спроса может образоваться неликвид, что является прямым убытком.
Проблемы закупочной деятельности:
Оптимизация закупочной деятельности позволит значительно уменьшить фонды, затрачиваемые на закупку, путем уменьшения цены закупаемого товара. Это достигается за счет того, что менеджеры работают с различными поставщиками и могут выбрать наиболее привлекательное предложение по соотношению цены и качества товара. Дополнительно оцениваются логистические возможности производителя, который должен наладить непрерывные поставки товаров по доступной цене. Кроме того, при заключении договора нужно прописать возможность изменить условия сотрудничества, при изменении спроса на данную категорию товара.
При работе с поставщиком случаются ситуации, когда в силу различных причин он не может вовремя доставить нужный объем товара, провоцируя его дефицит. Оптимизация закупок поможет избавиться от этой проблемы, за счет правильного распределения частоты завоза товара при минимизации объема запаса. Это позволит постоянно предоставлять широкий выбор товара, тем самым, повышая уровень обслуживания клиентов.
Как проводить оптимизацию закупок
На первом этапе нужно создать группу менеджеров, основной задачей которых будет упорядочить учетную систему товара. Эта группа должна произвести оценку товарных запасов, системы поставок и выявить недостатки и слабые места всей системы. Обязательно


13 следует обратить внимание на учет аналогов одного типа товаров, которые могут полноценно взаимозаменяться. Недостаточное внимание к таким товарам может привести к удвоению продаж или остатков, что в результате выльется в неликвиды или дефицит товара.
В специализированном программном обеспечении анализ товаров и учет аналогов можно проводить аналитически.
Пример учета аналогов в программе Forecast NOW (рисунок 4.1)
Рисунок 4.1 - Пример учета аналогов в программе Forecast NOW
Одним из основных параметров, влияющих на точность определения оптимального запаса является уровень сервиса – та вероятность, с которой мы удовлетворим спрос на товар.
Чем более важен для нас товар, тем более высоким должен быть по нему уровень сервиса.
Одним из способов выставления уровня сервиса является проведение кросс-ABC-анализа.
Результатом будет формирование групп товаров, по которым нужно установить различный уровень сервиса.
Основные значения уровня сервиса (Рисунок 4.2)
Рисунок 4.2 – Основные значения уровня сервиса
Для оптимизации ресурсов в закупках (снабжении) деятельности необходимо также

14 выполнить следующие условия:
- обеспечить наличие на складе необходимых ресурсов в соответствии с заранее оговоренной программой потребления, минимизируя совокупные издержки на приобретение и хранение ресурсов
- гарантировать поступление на склад предприятия заявленной партии ресурсов в заявленные сроки, при минимальной стоимости единицы ресурсов
Для оптимизации ресурсов в сбытовой (распределительной) деятельности необходимо учитывать следующие направления:
- стимулирование сбыта, включая рекламу традиционных, а также новых товаров, повышение уровня и увеличение объема сервиса клиентов, в том числе и послепродажного обслуживания, заключение различных лизинговых договоров, развитие системы дисконтирования и скидок и т.д.
- осуществление собственно транспортно-распределительной деятельности, включая фактическую доставку продукции потребителю через соответствующим образом организованные распределительные каналы
Оптимизация ресурсов при транспортировке грузов в первую очередь связана с контейнеризацией и пакетированием перевозок.
Применение контейнеров и пакетов позволяет в 2-3 раза ускорить выполнение погрузочно-разгрузочных работ, в 4-10 раз снижает их трудоемкость, на 25% – срок доставки грузов, одновременно повышая их сохранность в десятки раз. Уменьшается потребность в крытых складах при их перевалке, что сокращает капитальные вложения в складское хозяйство в 2,5-3 раза.
Использование при перевозках мелкоштучных и тарно-упаковочных грузов плоских поддонов сокращает время простоя железнодорожных вагонов под погрузкой-разгрузкой в 2 раза, а автомобилей – в 5 раз. Стоимость переработки одной тонны грузов уменьшается в 5-6 раз, а рост производительности труда достигает семикратного увеличения. При использовании паллетов на 1/3 снижаются транспортные затраты, а убытки от повреждения грузов уменьшаются в 15-20 раз. Размещение грузов в ящичных поддонах сокращает расходы на транспортирование примерно в 5 раз, а фактическое количество грузов, размещаемое в вагонах и кузовах автотранспортных средств, увеличивается на 20%.
Оптимизировать ресурсы в транспортных процессах можно также путем сокращения затрат на:
- проведение погрузочно-разгрузочных работ за счет комплексной механизации
- транспортирование из пункта погрузки в пункт отгрузки, исключив промежуточную перевалку грузов


15
- горючее, эксплуатационные и запасные части, на ремонт и содержание подвижного состава за счет использования более современной техники
- резервирование транспортных средств за счет снижения резерва при организации перевозок
Все затраты на транспорте можно разделить на затраты на собственно перевозку (т.е. приходящиеся на единицу пробега – как правило, 1 км) и затраты на обработку и оформление груза в пунктах отправления и назначения (связанные не с протяженностью маршрута, но с объемом грузов, проведением погрузочно-разгрузочных операций и т.д.). Их доля на различных видах транспорта неодинакова.
Для оптимизации ресурсов в производстве требуется выполнение следующих условий:
- достижения высокой степени интеграции внутри предприятия и между её поставщиками и потребителями
- повышения гибкости и адаптивности производства к конъюнктуре рынка
- сокращения длительности производственного цикла
- резервирования производственных мощностей и отхода от максимизации ее загрузки
- сокращения всех видов запасов
- универсализации оборудования
- устранения брака
- изготовления продукции на заказ и т.д.
Эти критерии помогут оптимизировать ресурсы в производстве, для слаженной работы самого производства.
4.2 Оптимизация ресурсов в транспортной деятельности организации
Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.
Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества.
Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:
- Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
- Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт Т
- Топливные затраты
- Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов
- Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов

16
- Затраты на проезд по платным автодорогам
Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.
Оптимизация транспортной работы предприятия
Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:
- Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
- Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
- Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.
После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:
- Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
- Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
- Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
- Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
- Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.
После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.
Основные методы снижения транспортных расходов:
В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть


17 алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.
Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:
- «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
- «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
- Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.
Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.
4.3 Оптимизация ресурсов в складских бизнес-процессах и оценка эффективности инвестиционных проектов
Для повышения эффективности функционирования склада с учетом поставленных целей можно провести оптимизацию бизнес-процессов по двум основным направлениям: рентабельность логистических операций и качество логистического сервиса.
Склад должен стремиться к нулевому уровню ошибок, допускаемых при взаимодействии с клиентами. Для клиента главное, чтобы товар соответствовал его требованиям. Это подразумевает безошибочную доставку заказа, то есть нужного товара в нужном количестве в отличном состоянии и со всей необходимой документацией.
Для оценки качества логистического сервиса необходимо разработать комплекс показателей, позволяющих оценивать как качество обслуживания потребителей, так и эффективность функционирования системы обслуживания предприятия. К наиболее важным комплексным показателям качества обслуживания относят: доступность, функциональность и надежность. Доступность отражает способность системы обслуживания удовлетворять потребности потребителей в запасах продукции и рассчитывается за определенный период времени.
Функциональность характеризует способность системы обслуживания поддерживать ожидаемые сроки и приемлемую гибкость операций. Надежность


18 обслуживания есть способность поддерживать запланированный уровень доступности и функциональности во времени.
Не стоит оставлять без внимания обучение и развитие персонала склада. Мы можем определить знания и навыки персонала, технологии и корпоративную культуру, необходимые для выполнения работ и управления процессами.
Знания и навыки сотрудников являются ключом к улучшению бизнес-процессов складского комплекса. Необходимо определить, какие навыки и на каком уровне необходимы для работников склада. Также необходимо определить широту специализации работника.
Технологии играют главную роль в любом складском комплексе. Системы управления складом, радиотерминалы, системы
«pick-to-light» и автоматические системы товарообработки помогают снизить затраты, сократить время и повысить качество складских операций. Технологии также играют важную роль в процессе непрерывного улучшения работы складского комплекса. Персоналу склада необходимо получать быструю обратную связь, чтобы составить представление о качестве своей работы, включая детальные и обоснованные данные о конечном результате. Технологии также позволяют наладить эффективное и всестороннее взаимодействие с другими участниками цепочки поставок.
Персонал складского комплекса должен постоянно удерживать внимание на непрерывном улучшении качества работы и обслуживания клиентов. Осознание потенциала развития и наличие мотивации для его реализации являются основными факторами развития компании. Поэтому руководство склада должно формировать такую корпоративную культуру, где люди открыты изменениям. Корпоративная культура должна поощрять сотрудников к поиску новых идей для улучшения бизнес-процессов. Инновационные идеи и наилучшие практические решения должны быть задокументированы и доведены до каждого сотрудника складского комплекса.
Среди показателей эффективности проекта строительства и эксплуатации склада выделим следующие четыре:
- чистый дисконтированный доход;
- индекс доходности;
- внутренняя норма доходности;
- время окупаемости проекта.
На предварительной (предынвестиционной) фазе проекта строительства и эксплуатации собственного склада необходимо определить такие его параметры, как:
- количество необходимых складских площадей;
- разнообразие грузовых перевозчиков;
- количество и качество работников склада;

19
- ставки заработной платы;
- стоимость земельного участка;
- возможность последующего расширения;
- структура налогов;
- стоимость строительства;
- расходы на коммуникационные услуги;
- стоимость привлеченного капитала на финансовом рынке;
- налоговые льготы.
Эти параметры помогут эффективно организовать строительство и эксплуатацию собственного склада.
4.4 Оптимизация логистических издержек с применением современных логистических концепций и принципов
Большинство компаний пытаются оптимизировать ту часть логистики, которая находится в ведении контрагентов (процесс отгрузок, деятельность склада, транспортировку).
При этом часто начинают с транспортной составляющей, вступая в переговоры с экспедиторами и перевозчиками о снижении цен. Однако очевидно, что с каждым разом добиваться от перевозчика более низких цен все труднее, а эффект от снижения все меньше.
Для достижения максимального результата снижение логистических издержек следует начинать с оптимизации самого отдела логистики.
4 пути снижения логистических издержек:
1. Пересмотр работы логистической службы. Как правило, логистика в компании
(структура самого отдела, логистические схемы и даже выбор логистических компаний- партнеров) выстраивается по принципу «так сложилось», а не по заранее определенному плану. Но даже если работа строится по плану, специалисты рекомендуют раз в квартал пересматривать основные функции в отделе, чтобы определить, не утратила ли какая-то из них актуальности. Практика показывает, что такой пересмотр позволяет вскрыть массу точек, в которых компания теряет финансы и время. Например, в одной фирме все документы для таможенного оформления готовили логисты отделов, после чего их передавали в таможенный отдел на проверку, а затем уже – таможенному брокеру. Налицо лишнее звено, причина – плохая работа таможенного брокера. Смена брокера позволила упразднить проверяющий отдел, что сократило время на подготовку документов для таможни.
2. Управление запасами. Рассчитайте нужный объем запасов на складе, минимальный страховой запас, объем товаров, находящихся в пути, разработайте графики поставок и оплаты счетов. Это существенно сократит издержки. Например, после того как департамент