Файл: Учебное пособие Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 818
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Самарский государственный экономический университет
Абрамов Н.В., Мотовилов Н.В., Наумов Н.Д.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Учебное пособие
Издательство
Нижневартовского государственного
гуманитарного университета
2008
ББК 65.291.217
У 67
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета
Нижневартовского государственного гуманитарного университета
Рецензенты: доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и вычислительной техники Самарского ГТУ В.И.Батищев;
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики самарского ГЭУ Т.Г.Сакова
У 67
Управление проектами: Учебное пособие / Н.В.Абрамов, Н.В.Мотовилов,
Н.Д.Наумов. — Нижневартовск, 2008. — 197 с.
ISBN 978–5–89988–509–2
Учебное пособие содержит развернутую характеристику понятия проекта и проект- ной деятельности в структуре управления предприятием. В пособии раскрываются на- учно-методологические и практико-ориентированные основы и подходы к процессу управления проектами, представлена их классификация и содержательное наполнение.
Содержание пособия раскрывает такие механизмы как управление структурой проекта, управление человеческими ресурсами, управление сроками проекта, его стоимостью и качеством.
Практическая значимость учебного пособия может быть определена программным инструментарием менеджера и другими материалами, представленными в данном изда- нии.
Пособие расчитано для руководителей и преподавателей курсов повышения квали- фикации в данной области, работников производственной и управленческой сферы, ме- неджеров и студентов экономических и технических вузов.
ББК 65.291.217
ISBN 978–5–89988–509–2
© Издательство НГГУ, 2008
3
ВВЕДЕНИЕ
Специальная научно-прикладная дисциплина – управление проектами возникла в ре- зультате развития метода PERT (Project Evaluation and Review Technique) – планирования и управления, основанного на определении, оценки вероятных сроков и контроля «кри- тического пути» всего комплекса работ.
Этот метод появился в США в годы «холодной войны» и впервые был применен при создании ракет «Поларис» в конце 50-х годов 20 века. За счет его применения заметно уменьшилось число организационных и технических сбоев в работе, резко сократилась длительность выполнения всего комплекса работ и снизилась общая стоимость работ и по- требность в ресурсах. В СССР этот метод известен как метод «сетевого планирования».
В центре внимания управления проектами находятся вопросы планирования, органи- зации, контроля и регулирования хода выполнения проектов с привязкой к материально- техническому, финансовому и кадровому обеспечению проектов, а так же инвестицион- ной привлекательности различных вариантов реализации проектов.
Несмотря на огромный опыт управления и реализации различных проектов, накоп- ленный в СССР (освоение, космоса, строительство железнодорожных магистралей, крупных градообразующих промышленных предприятий), управление проектами не рас- сматривалось как область самостоятельной профессиональной управленческой деятель- ности. Слово «проект» использовалось в научно-технической и производственной сфере и связывалось с представлением о комплексе технической и сметной документации для строительства монтажа или новых научных или технических разработок.
Во всех развитых странах «Управление проектами» признано важной методологией и инструментом планирования, контроля и координации осуществления проектов. Понятие
«проект» стало очень модным в России и используется финансистами, экономистами, политиками, учеными, предпринимателями без учета терминологических особенностей дисциплины «Управление проектами» и под понятие «проект» попадают любые заду- манные и воплощаемые в жизнь намерения.
Управление проектами – это искусство руководства, координации усилий людей и использования ресурсов с применением достижений современной науки и современных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и удовлетворения заинтересованных участников проекта. На практическом уровне управление проектом – это действия, направленные на решение проблем, связан- ных с возникающими задержками, изменениями, препятствиями и открывающимися возможностями в процессе реализации проекта.
Не может быть двух одинаковых проектов. Каждый проект уникален (цели, сроки, ма- териальные ресурсы, финансы, персонал). Это сложная многопараметрическая задача, требующая от руководства принятия необходимых мер в нужное время при полном по- нимании последствий. Кроме того, планирование проекта – это не точная наука. Различ- ные команды проекта могут разработать различные планы для одного и того же проекта.
А пакеты управления проектами могут составить различные расписания выполнения ра- бот при одних и тех же исходных данных.
Для грамотной организации управления проектом необходимы специалисты в области управления проектами и прикладные информационные системы, обеспечивающие:
1. Квалифицированную подготовку развернутого плана проекта;
2. Быстрый и качественный анализ его выполнения;
3. Представление руководству проекта ясные и убедительные отчеты для принятия управленческих решений.
4
Комплексное решение сложных управленческих проблем требует подготовки специа- листов в области «управления проектами» и проектно-ориентированного управления.
Чтобы составить четкое представление о содержании управления проектами, необходимо уяснить, какие задачи решает менеджмент и какие при этом возникают проблемы.
В этой связи в рассматриваемом учебном пособии дается целостный интегрированный взгляд на управление проектами, позволяющий сформировать представления читателей о технике управления проектами, фазах их реализации и значении межличностных отно- шений и формальных коммуникаций членов команды проекта.
Представленные в учебном курсе концепция и технические приемы управления про- ектами апробированы на практике и позволяют реально добиваться целей реализации проектов.
Цель учебного пособия заключается в ознакомлении студентов, обучающихся по спе- циальностям «Менеджмент», «Прикладная информатика (по областям)», с такой пробле- матикой и областями управления проектами, как:
проекты и среда управления проектами;
процессный подход при реализации проектов;
экономическими критериями оценки и выбора проектов;
управление содержанием и человеческими ресурсами проекта (командой проекта);
управление сроками, стоимостью проекта, качеством проекта;
управление рисками и взаимодействием в проекте;
управление контрактами и интеграцией проекта.
В результате изучения учебного пособия студенты получат знания в области совре- менного менеджмента – проектного управления, и научатся выбирать адекватные про- блемной области методы проектного управления и программный инструментарий.
Учебное пособие «Управление проектами» предназначено также для студентов эко- номических специальностей, которые освоят принципы:
руководства проектами;
выбора программного инструментария менеджера.
Учебное пособие может быть полезно для специалистов в области управления, а также для преподавателей и аспирантов вузов, занимающихся исследованиями в области ме- неджмента.
5
Глава 1. ПРОЕКТЫ И СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
К общим признакам, отличающим проект от других видов деятельности, относятся:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
неповторимость и уникальность (в определенной степени).
Следует отметить, что:
1. Современные методы ведения и управления бизнесом с использованием экономи- ческих информационных систем типа CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) – синхронизированное с покупателем внутреннее планирование и производство и ERP II
(Enterprise Resource and Relationship Processing) – управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия позволяют осуществлять проекты в рамках серийного производства [35, 40, 71].
2. Методики планирования ресурсов, используемые в проектах, имеют общие корни с серийным производством, но существенно отличаются по форме и содержанию. Это обу- словлено однократностью и уникальностью проектов.
1.1. Проект и системный подход к управлению проектом
Для такого сложного понятия как «проект» существует несколько определений, в учебном пособии будет использоваться принятое в [35] как наиболее полно отражающее содержание термина.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной сис- темы с изначально четко определенными целями, установленными требованиями к каче- ству результатов, срокам, риску, рамкам расходуемых средств и ресурсов и специфиче- ской организацией.
Словосочетание «отдельной системы», включенное в определение, указывает не толь- ко на целостность проекта и его разграниченность с другими предприятиями, но и под- черкивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит – его неповторимость и признаки новизны (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема проекта
Как объекта управления проект характеризуется следующими признаками:
1. Изменчивость – целенаправленный перевод системы из существующего в некое желательное состояние, описываемое в терминах целей проекта.
2. Ограниченность конечной цели.
3. Ограниченность продолжительности, бюджета, ресурсов.
4. Новизна для предприятия, на котором реализуется проект.
5. Комплексность – наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияю- щих на прогресс и результаты проекта.
6. Правовое и организационное обеспечение – создание специфической организаци- онной структуры на время реализации проекта.
С точки зрения теории управления, проект рассматривается как динамический объект, а система управления проектом должна допускать гибкую модификацию без глобальных
Средства управления проектом
Цели
Задачи
Ресурсы
Результаты проекта
6 изменений в программе выполнения проекта. Следовательно, проект должен быть на-
блюдаем (выбирают параметры и механизмы регулирования, по которым проект можно контролировать и менять ход выполнения проекта) и управляем (выбранные параметры и механизмы регулирования должны влиять на ход его реализации).
В системном плане проект может быть представлен «черным ящиком», входом кото- рого являются технические требования, необходимые ресурсы, в том числе и финансо- вые, а выходом – достижение требуемого результата выполнения проекта (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Представление проекта в виде черного ящика
К важнейшим характеристикам проекта относятся технико-экономические показатели:
объем работ;
сроки выполнения;
себестоимость;
экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта;
социальная и общественная значимость проекта.
На основе характеристик проекта осуществляется: обоснование целесообразности и осуществимости проекта, анализ хода его реализации, заключительная оценка степени достижения поставленных целей проекта и сравнение фактических результатов с запла- нированными требованиями.
1.2. Классификация проектов
Проекты классифицируются (рис. 1.3) по следующим основным признакам [35, 41]:
1. Класс проекта:
а) монопроект (отдельный проект, который может отличаться масштабом, любым типом, значимостью);
б) мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и тре- бующий соответствующего проектного управления);
в) мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образо- ваний, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.
2. Тип проекта: технические; организационные; экономические; социальные; смешанные.
3. Характер предметной области проекта: учебно-образовательные проекты; проекты исследования и развития, инновационные проекты; инвестиционные проекты, комбини- рованные проекты – сочетающие в себе комбинацию различных видов проектов.
4. Длительность проекта – краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
5. Сложность проекта: – простые; сложные; очень сложные.
6. Масштаб проекта: мелкие; малые; средние; крупные; очень крупные.
ПРОЕКТ
Технические требования
Условия финансирования
Результат
Ресурсы
Управление
Возмущающие воздействия
7
Рис. 1.3. Классификация проектов
Кроме того, следует различать терминальные, развивающиеся и открытые проекты
[41].
Терминальный (конечный) проект имеет конечную цель и четко ограниченный жиз- ненный цикл.
Развивающийся проект на момент начала (инициации) не имеет четких конечных це- лей и ограниченного жизненного цикла. Развивающийся проект завершится тогда, когда исчерпается набор гипотез и концепций заложенный в проект при его инициации (разра- ботка версий программного продукта).
Открытый проект не имеет четко заданных и неизменных целей и потенциально от- сутствует временное ограничение (проекты социально-экономического развития региона).
На предприятиях с основным производственным процессом (рис. 1.4) проект, как пра- вило, позиционируется в программе развития предприятия и осуществляется парал- лельно с процессом производства [36].
Социальные
Экономические
Организационные
Технические
Смешанные
Инвестиционные
Инновационные
Комбинированные
Исследования и развития
Учебно- образовательные
Краткосрочный
(1-2 года)
Среднесрочный
(3-5 лет)
Долгосрочный
(>5 лет)
Монопроект
Мультипроект
Мегапроект
Классы проектов
Типы проектов
Виды проектов
Длительность проекта
8
Рис. 1.4. Схема позиционирования проекта в программе развития предприятия с основным процессом производства
1.3. Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) – это последовательность фаз проекта, задаваемых в соответствии с потребностями управления проектом. В рамках междуна- родного стандарта управления проектами [22, 46, 73] (PMBoK) рассматривается пять фаз жизненного цикла:
1. Формирование концепции (инициация).
2. Разработка технического задания (планирование).
3. Проектирование (исполнение и контроль).
4. Изготовление (анализ).
5. Ввод в эксплуатацию (завершение).
Концептуальная фаза включает:
1. Формирование идей и постановку целей.
2. Формирование ключевой команды проекта (группа основных исполнителей – ру- ководитель, главный инженер, главный специалист и т.д.).
3. Изучение мотивации и требований заказчика и других участников.
4. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния.
5. Определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, фи- нансовых и трудовых ресурсов.
6. Сравнительную оценку альтернатив.
7. Представление предложений, их экспертиза и утверждение.
Фаза разработки технического задания включает:
1. Разработка основного содержания проекта, базовой структуры.
2. Разработка технического задания.
3. Планирование, декомпозиция структурной базовой модели проекта.
4. Составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах.
Цели предприятия
Процесс производства
Программа развития
Стратегический план развития организации
Концепция
Стратегия
Тактика
ПРОЕКТ
9 5. Разработка календарных планов и укрупненных графиков работ (сетевых графиков).
6. Подписание контракта с заказчиком.
7. Ввод в действие средств коммуникации и контроля хода работ для участников про- екта.
На фазе проектирования осуществляется:
1. Выполнение базовых проектных работ.
2. Разработка частных технических заданий.
3. Выполнение концептуального проектирования.
4. Составление технических спецификаций и инструкций.
5. Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
На фазе изготовление – выполняется:
1. Разработка программного обеспечения.
2. Подготовка к внедрению системы.
3. Контроль и регулирование основных показателей проекта.
Фаза ввода системы в эксплуатацию включает в себя следующие работы:
1. Комплексные испытания.
2. Подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы.
3. Подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в эксплуа- тацию.
4. Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание.
5. Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов.
6. Разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту.
7. Накопление опытных данных по эксплуатации системы, исправление ошибок, ана- лиз опыта и определение направления развития.
1.4. Управление проектами
Существует ряд определений термина «управление проектами», в учебном пособии будет использоваться принятое в [46, 73] как наиболее полно отражающее содержание термина.
Управление проектом (УП) или Project Management (PM) – это вид управленческой деятельности по руководству и координации людских и материальных ресурсов на про- тяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
На оперативном уровне управление проектом – это действия, направленные на реше- ние проблем, связанных с возникающими задержками, изменениями, препятствиями и открывающимися возможностями в процессе реализации проекта.
Современная методология управления проектами позволяет исполнителям проекта решать проблемы, связанные как с внешними, так и внутренними факторами (инфляция и рост стоимости, дефицит средств и ресурсов, возрастающие экологические требования, проблемы потребительского рынка и др.).