Файл: Создание ситуации успеха как условие повышения качества образовательного процесса в школе, работающей в сложном социальном контексте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание ситуации успеха как условие повышения качества образовательного процесса в школе, работающей в сложном социальном контексте

2 слайд. Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».

В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Когда учитель создает на уроке ситуацию успеха для ученика, объективно в данный момент учащийся может и не быть успешным. Однако учитель намеренно обеспечивает сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Поскольку учащийся в ситуации успеха испытывает чувство радости, эмоционального подъема, удовлетворения выполненной работой, то учитель мотивирует его дальнейшую деятельность и способствует проявлению активной позиции в учении.

3 слайд. Следует различать понятия успех и успешность. Если под успехом понимают позитивное эмоциональное переживание, успешность является одной из качественных характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Различен смысл этих терминов, различны подходы к ним. Создать ситуацию успеха, значит – создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Систематическое создание ситуации успеха является одним из путей (наиболее эффективным, гуманным) достижения успешности.

Основная цель нашего педагогического коллектива не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся, не добившиеся успеха в учебе и, поэтому, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации.

4 слайд. Педагоги нашей школы выделяют следующие основные принципы создания ситуации успеха.

  1. Психологический подход к содержанию образования. Мы должны учить учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.

  2. Развитие самостоятельности и личной ответственности - признак человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется самостоятельность учащихся, тем более успешными в итоге он становятся. Формирование ценностного отношения к другим людям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты.

  3. Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся. Это позволяет развивать у них субъективность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха, неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности.

  4. Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.

  5. Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью учащегося в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности его в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.

  6. Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения. Согласитесь, что слова о достижениях в устах педагога-неудачника или равнодушного к профессиональным успехам звучит неискренне. Педагог, ориентированный на достижение, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.


5 слайд. В своей деятельности учителя нашей школы используют следующий алгоритм создания ситуации успеха:

    1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. ("Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться"; "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения"; "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили").

    2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. ("У вас обязательно получится"; "Я даже не сомневаюсь в успешном результате").

    3. Скрытый инструктаж ребенка о способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. ("Возможно, лучше всего начать с... "; "Выполняя работу, не забудьте о ...").

    4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. ("Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...").

    5. Персональная исключительность. Определяет важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. ("Только ты и мог бы ..."; "Только тебе я и могу поручить").

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

    1. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. ("Нам уже не терпится начать работу...", "Так хочется поскорее увидеть...").

    2. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. ("Тебе особенно удалось объяснение ..."; "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."; "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы").[2,10]

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами,

перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

6 слайд. Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний. Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, коллектив нашей школы ставит перед собой цель – повышение качества образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика, его позитивное отношение к школе, а также возможность полноценного участия в общественной и профессиональной жизни в процессе обучения и после окончания школы.

ОБРАЗ ШКОЛЫ: ШКОЛА, ГДЕ ДЕТИ С РАДОСТЬЮ ОТДАЮТСЯ ТВОРЧЕСТВУ, ИССЛЕДОВАНИЮ, ПОЗНАНИЮ. ШКОЛА, ГДЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ АКТИВНО И ДОСТОЙНО, РАЗВИВАЮТ И РЕАЛИЗУЮТ СВОИ СПОСОБНОСТИ.

МИССИЯ ШКОЛЫ: УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК



САМОДОСТАТОЧНЫЙ СЧАСТЛИВЫЕ

ВЫПУСКНИК РОДИТЕЛИ

Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые условия для самореализации и самоутверждения обучающегося в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни всё новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей социальной среде. Достижение обучающимся успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности. Осознание учителем реального успеха своего воспитанника в ходе анализа педагогических ситуаций - важное условие повышение мотивации к успеху в его профессиональной работе.


7 слайд. Если представить нашу школу в образе корабля, паруса будут надуваться 3 ветрами:

  • успех ученика;

  • успех учителя;

  • успех семьи ученика и семьи учителя.

Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.

8 слайд. Поощрение успехов осуществляется на всех мероприятиях, а в конце года на празднике «Последнего звонка» подводятся итоги деятельности за год, награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номинациях.

Мы гордимся своими успехами, они даются нам нелегко. Но каждый раз, когда мы видим, как восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, сердце наполняется радостью.

«Любите и принимайте личность ребёнка такой, какой она есть; найдите что-то хорошее в ней и научите поверить в себя, в свою успешность, даже если в данный момент до этого ещё очень далеко».

Пристатейные списки литературы

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2.Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д. Бех//Педагогика и психология. - 2004. - № 4. - С. 5-15.

3.Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.

4.Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006. - № 6. - С.37-39 .

Опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Зверсовхозская средняя общеобразовательная школа». Коллективу   сельской школы Подмосковья и ее директору Морозовой   Татьяне Геннадьевне удалось создать условия для предоставления качественного образования детям из семей разного социально-экономического статуса, развития личности, успешности, гуманного отношения друг к другу.

Автор: Морозова Татьяна Геннадьевна, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Зверсовхозская средняя общеобразовательная школа».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа» - единственная средняя школа сельского поселения Царевское - самого большого в Пушкинском муниципальном районе и расположена в 8 километрах от города Пушкино. Близость города позволяет обучающим и их родителям выбирать образовательное учреждение в соответствии с их запросами.   В нашей школе обучаются 348 детей в 16 классах.


Многие дети, обучающиеся в нашей школе, испытывают экономическое и территориальное неравенства. Дети ежедневно приезжают на школьном автобусе из 10 населенных пунктов сельского поселения Царевское. В нашей школе концентрируется контингент семей с низким социально-экономическим статусом, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приехавшим из ближнего зарубежья (армяне(10%), белорусы, украинцы, азербайджанцы, корейцы, таджики) и часто с недостаточным знанием русского языка. К этим факторам присоединяется низкий образовательный ценз родителей. Наши исследования показали, что 4% родителей, только 31% имеют высшее образование.   Как следствие видим разный уровень подготовки к школе, отсутствие мотивации родителей к результативности обучения их детей и в дальнейшем никое качество успеваемости. Как можно выйти из данной ситуации? Как предоставить равные возможности всем детям независимо от социально-экономического статуса семей? «Дети не должны быть заложниками социального и культурного статуса своих семей», - отмечает президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье   «Строительство справедливости. Социальная политика России».

Впервые, педагогический коллектив начал работать над этим направлением в 2009 году, когда школа стала участником межрегионального проекта, разработанным институтом развития образования Государственного университета Высшая Школа Экономики.

Мы учились на всех семинарах, проводимых Академией социального управления, Высшей школой экономики, в том числе межрегиональных. Разработав Положение о стратегической команде, создали такой орган, определив для каждого члена команды, свой функционал. В 2013 году приняли участие и победили в конкурсе на присвоение статуса Региональной инновационной площадки с проектом «Создание оптимальных условий для повышения результативности образовательного процесса в сельской школе, работающей в сложном социальном контексте». Для повышения качества образования школа, работающая в сложном социальном контексте, должна иметь свои ресурсы, внутренний потенциал, позволяющий справиться с вызовами внешней среды, обеспечить образовательную успешность и повысить жизненные шансы каждого ученика, независимо от стартовых возможностей и семейного контекста. Реализуя проект, исходя из целей и задач проекта, педагогический коллектив определил одним из направлений работы освоение новых технологий для повышения качества преподавания. Технологии необходимо изучить и адаптировать к тем условиям, в которых работает школа, а именно сложному социальному контексту.