Файл: Создание ситуации успеха как условие повышения качества образовательного процесса в школе, работающей в сложном социальном контексте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реализуя образовательную программу необходимо обеспечить развитие личности ученика, непрерывное образование на основе умения учиться. Умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблему, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Как известно, практически невозможно, на уроке применить только одну   образовательную технологию. С учетом требований к предметным, метапредметным, личностным результатам мы применяем на уроках сочетание технологии внутренней дифференциации с проектной деятельностью, которые сопровождаются информационно-коммуникационными технологиями.

Внешняя дифференциация нашей школе не подходит, так как у нас в школе в основном по 1 классу в параллели. Это означает, что в одном классе дети с разной подготовкой, способностями, мотивацией. Технология внутренней дифференциации позволяет работать учителю с 3 и более группами. Проведя диагностику особенностей детей, учитель конструирует и адаптирует методы, темпы, приемы учебной деятельности, дифференцирует содержание обучения, подбирает задания разных уровней сложности для работы в классе, контроля знаний, домашнего задания, создает условия выбора задания определенного уровня сложности. В дальнейшем учитель следит за продвижением от знания к знанию, вносит необходимые коррекции в деятельность обучающегося. Таким образом, можно достичь главной цели технологии внутренней дифференциации - развитие предметных и метапредметных результатов обучающихся независимо от стартовых возможностей. При применении технологии внутренней дифференциации актуально использование передачи информации следующими методами: словесным, наглядным, практическим, поисковым. Для активизации мыслительной деятельности применяется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, репродуктивный методы при управление уроком или занятием учителем или через самостоятельную работу, взаимодействие учитель-ученик.

Проектный метод обучения используется как компонент предметного обучения и во внеурочной деятельности. Целью применения проектной деятельности является компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности и овладение способами деятельности. При таком методе обучения учебно-познавательная деятельность направлена на результат. Реализуя этапы проектной деятельности: постановка задачи (проблемы), планирование действий (определение вида деятельности и формы презентации с указанием конкретных действий, выходов, сроков и ответственных), исследование, получение и представление продукта формируются коммуникативные умения (спрашивать, взаимодействовать с любым партнером, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться, навыки устного опроса); исследовательские умения (найти самостоятельно недостающую информацию в информационном поле, у учителя, специалиста, выдвигать гипотезу, находить несколько вариантов решения проблемы), вырабатываются умения и навыки работы в сотрудничестве. При реализации проекта будь он творческим, информационным, исследовательским, ролевым каждому обучающемуся предоставляется возможность в процессе специально организованной деятельности раскрыть свой потенциал, узнать новое, быть успешным, а значит получить знания, компетенции, ценности в более комфортных условиях, а значит и развитие личности.


На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают все большее и большее место в образовательном процессе. Целью применения ИКТ педагоги ставят повышение уровня знаний, дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.   Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим, ярким, увлекательным и ориентированным на обучающегося, на повышение мотивации обучающихся к получению нового. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания самого урока, целей и задач, которые ставятся на уроке. Учебная презентация может представлять план урока, устные упражнения, самостоятельные, тренировочные, тестовые, контрольные работы. Можно использовать презентации, созданные самим учителем, или найденные в интернете, но обязательно адаптированные к уровню обучения класса. Использование презентаций позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения, увеличить объем выполняемой работы в 2 раза, контроль знаний через разноуровневые задания, рационально организовать учебный процесс, дает возможность обучающимся быть успешными. Очень актуально использовать для подготовки к урокам, проведения уроков и внеурочной деятельности образовательные Интернет ресурсы. Например, на внеурочной деятельности используем порталы: school-informatica, scretoh. В результате применения ИКТ получаем следующие   эффекты: обучающий эффект - получение образования с учетом реальных возможностей, склонностей, интересов; воспитательный эффект – формирование культуры общения, коллективизма; развивающий эффект - формирование познавательной активности, ресурсный эффект - учитель может проектировать процесс обучения.

Реализация технологии проектной деятельности осуществляется через исследовательский, игровой, наглядно-иллюстративный, практико-ориентированный методы. Не обойтись в данном случае без эксперимента, наблюдения, самостоятельного поиска, работы в малых группах (круглый сто), спарринг - партнерства (обсуждение в парах). Развивает вариативность мышления кейс-метод - разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных, стандартных, критических задач. Современный учитель практически на каждом уроке и занятие использует проектор и компьютер. Задания разного уровня сложности, контрольное тестирование

, конструирование компьютерного материала для конкретного урока, сочетание разных программных средств, создание проблемной ситуации - все это позволяет разнообразить урок, не перегрузить детей, быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Учитель использует ИКТ для планирования учебного материала, подготовки печатных материалов, обработки результатов проверочных и контрольных работ. ИКТ становятся средством связи ученика с учителем.

Сочетание этих технологий отработано группой учителей (команда обучающихся учителей - КОУЧ), которые практикуют следующую методику. Совместно разработав план проведения урока, каждый проводит уроки по этому плану в своем классе с присутствием участников разработки с последующим анализом урока. Команда учителей оценивает не учителя, а методы, формы, приемы на каждом этапе урока, актуальность применения той или иной технологии. В дальнейшем КОУЧ определяет временные затраты на разных этапах урока, вырабатывает общие подходы и технологии к изложению материала. Негативные факторы сводятся к минимуму. Очень важно, что повышается ответственность каждого учителя за результат. В результате таких исследований команда учителей определила, что на всех предметах базового компонента на уроке комплексного применения знаний и умений, уроке актуализации знаний и умений, уроке систематизации и обобщения знаний, уроке контроля знаний и умений необходимо применение технологии внутренней дифференциации, проектной деятельности через призму ИКТ. Технологию внутренней дифференциации и ИКТ необходимо применять на уроках. Для эффективности урока необходимо разработать технологическую карту урока - новый вид методической продукции, обеспечивающий качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с ФГОС. Использование инновационной технологии работы с информацией, описание заданий ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов помогает учителю в структурировании урока, сокращении время на подготовку учителя к учебному занятию. Такая методика позволяет менять методы, формы приемы на определенных этапах урока с целью проектирования процесса обучения, коррекции результатов для улучшения результативности обучения. Определив для каждого обучающегося уровень заданий, с которыми он должен справиться учитель вступает в сотрудничество с учеником. Каждый обучающийся знает, что он должен узнать, а учитель уверен, что обучающийся справиться с заданием. Учителя работают над повышением мотивации обучения, созданием ситуации успеха каждого ребенка, развитию его индивидуальных качеств. Дети с разной подготовкой, способностями, мотивацией, и результат обучения им нужен различный: минимум знаний для перехода из класса в класс и получения аттестата, общеобразовательный уровень, повышенный уровень, обеспечивающий поступление в учреждение высшего профессионального образования. Внутреннюю дифференциацию обучения необходимо применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, уроки закрепления. Работая дифференцировано, учитель обеспечивает каждому посильное задание. Сильные обучающиеся не скучают, так как у них есть задача, над которой нужно думать, а учителя появляется возможность помогать слабому. В результате одни обучающиеся утверждаются в своих способностях, другие получают возможность испытать успех. Для наших детей школа одновременно и общеобразовательная, и гимназия, и школа компенсирующего обучения.


Несколько лет педагогический коллектив работал с использованием технологии внутренней дифференциации, проектной деятельности, ИКТ технологий на урочной и внеурочной деятельности. Эффективностью использования этих технологий   являются следующие показатели: повышение мотивации к обучению, развитие навыков исследовательской деятельности, высокий уровень адаптации обучающихся, положительная динамика качества обучения, метапредметные результаты. Об этом говорит   повышение качества обучения 32% в 2010году до 49 % в 2017 году. Ежегодно у нас выпускники успешно сдаю ЕГЭ, поступают в ВУЗы ТОП-100. Количество медалистов, призеров муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников уверенно растет. Статус школы значительно повысился. Мы заявили о себе на муниципальном и региональном уровнях. Сложно определить, какая образовательная технология повлияла на отдельный показатель. Самое главное, что вышеназванные технологии учат детей искать информацию, самостоятельно ориентироваться и находить решение проблемы, формируются исследовательские навыки, личностное развитие у каждого обучающегося идет по индивидуальной траектории с положительной динамикой.

Положительный эффект для профессионального роста, поиска своей индивидуальной стратегической траектории оказывает функционирование КОУЧ. Наши учителя являются членами региональных ассоциаций, участвуют в разработке методических рекомендаций: «Применение внутренней дифференциации на уроках», «Применение проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности», «Технология полного усвоения», «Как помочь тревожному ребенку?», «Как повысить учебную мотивацию?», «Рекомендации по совместному анализу урока в рамках КОУЧ». Опыт работы педагогический коллектив транслирует через сеть Интернет, семинары, круглые столы, проводимые на базе школы. Многие учителя создали свои сайты. Разработки своих уроков, внеклассных мероприятий, исследовательские проекты размещают в сети Интернет на своих сайтах, или на сайте школы. На базе школы проводились семинары заместителей директоров школ по УВР, директоров школ Пушкинского муниципального района, круглые столы с учителями сельских школ и педагогами дошкольного образования, региональные семинары по трансляции опыта внедрения педагогических технологий. Реализуя проект, мы столкнулись с проблемами: количество семей с низким социально-экономическим статусом растет, семьи распадаются, потоки информации из системы Интернет, телевидения, компьютерных игр не всегда несут позитивное начало,
природные возможности у всех детей разные, неготовность отдельных педагогов к принятию неблагоприятных условий( «вы работайте, а мы посмотрим», большая педагогическая нагрузка учителей.

Применение новых образовательных технологий обеспечивает повышение качества преподавания, уровня образовательных результатов, а значит, повышает жизненные шансы каждого ребенка, независимо от стартовых возможностей и семейного контекста получить качественное образование и пройти успешную социализацию в нашем стремительно меняющемся мире. Каждый ученик сегодня – это будущее нашей страны. Он имеет право на качественное образование и стать успешным в любой временной промежуток: здесь и сейчас (в стенах школы) и по окончанию школы. Сейчас педагогический коллектив работает над изменениями воспитательного процесса в целом, в определении индивидуальной стратегической траектории, направленную на успешную социализацию обучающихся.

Анализируя опыт работы учителей, их готовность развиваться, изучать новое, учитывая материально-техническую базу, можно говорить о том, в нашей школе созданы условия для предоставления качественного образования детям из семей разного социально-экономического статуса, развития личности, успешности, гуманного отношения друг к другу, чтобы все стали чуть счастливее.

Доклад 2

Опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Зверсовхозская средняя общеобразовательная школа». Коллективу   сельской школы Подмосковья и ее директору Морозовой   Татьяне Геннадьевне удалось создать условия для предоставления качественного образования детям из семей разного социально-экономического статуса, развития личности, успешности, гуманного отношения друг к другу.

Автор: Морозова Татьяна Геннадьевна, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Зверсовхозская средняя общеобразовательная школа».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа» - единственная средняя школа сельского поселения Царевское - самого большого в Пушкинском муниципальном районе и расположена в 8 километрах от города Пушкино. Близость города позволяет обучающим и их родителям выбирать образовательное учреждение в соответствии с их запросами.   В нашей школе обучаются 348 детей в 16 классах.