Файл: Создание ситуации успеха как условие повышения качества образовательного процесса в школе, работающей в сложном социальном контексте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие дети, обучающиеся в нашей школе, испытывают экономическое и территориальное неравенства. Дети ежедневно приезжают на школьном автобусе из 10 населенных пунктов сельского поселения Царевское. В нашей школе концентрируется контингент семей с низким социально-экономическим статусом, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приехавшим из ближнего зарубежья (армяне(10%), белорусы, украинцы, азербайджанцы, корейцы, таджики) и часто с недостаточным знанием русского языка. К этим факторам присоединяется низкий образовательный ценз родителей. Наши исследования показали, что 4% родителей, только 31% имеют высшее образование. Как следствие видим разный уровень подготовки к школе, отсутствие мотивации родителей к результативности обучения их детей и в дальнейшем никое качество успеваемости. Как можно выйти из данной ситуации? Как предоставить равные возможности всем детям независимо от социально-экономического статуса семей? «Дети не должны быть заложниками социального и культурного статуса своих семей», - отмечает президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика России».
Впервые, педагогический коллектив начал работать над этим направлением в 2009 году, когда школа стала участником межрегионального проекта, разработанным институтом развития образования Государственного университета Высшая Школа Экономики.
Мы учились на всех семинарах, проводимых Академией социального управления, Высшей школой экономики, в том числе межрегиональных. Разработав Положение о стратегической команде, создали такой орган, определив для каждого члена команды, свой функционал. В 2013 году приняли участие и победили в конкурсе на присвоение статуса Региональной инновационной площадки с проектом «Создание оптимальных условий для повышения результативности образовательного процесса в сельской школе, работающей в сложном социальном контексте». Для повышения качества образования школа, работающая в сложном социальном контексте, должна иметь свои ресурсы, внутренний потенциал, позволяющий справиться с вызовами внешней среды, обеспечить образовательную успешность и повысить жизненные шансы каждого ученика, независимо от стартовых возможностей и семейного контекста. Реализуя проект, исходя из целей и задач проекта, педагогический коллектив определил одним из направлений работы освоение новых технологий для повышения качества преподавания. Технологии необходимо изучить и адаптировать к тем условиям, в которых работает школа, а именно сложному социальному контексту.
Реализуя образовательную программу необходимо обеспечить развитие личности ученика, непрерывное образование на основе умения учиться. Умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблему, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Как известно, практически невозможно, на уроке применить только одну образовательную технологию. С учетом требований к предметным, метапредметным, личностным результатам мы применяем на уроках сочетание технологии внутренней дифференциации с проектной деятельностью, которые сопровождаются информационно-коммуникационными технологиями.
Внешняя дифференциация нашей школе не подходит, так как у нас в школе в основном по 1 классу в параллели. Это означает, что в одном классе дети с разной подготовкой, способностями, мотивацией. Технология внутренней дифференциации позволяет работать учителю с 3 и более группами. Проведя диагностику особенностей детей, учитель конструирует и адаптирует методы, темпы, приемы учебной деятельности, дифференцирует содержание обучения, подбирает задания разных уровней сложности для работы в классе, контроля знаний, домашнего задания, создает условия выбора задания определенного уровня сложности. В дальнейшем учитель следит за продвижением от знания к знанию, вносит необходимые коррекции в деятельность обучающегося. Таким образом, можно достичь главной цели технологии внутренней дифференциации - развитие предметных и метапредметных результатов обучающихся независимо от стартовых возможностей. При применении технологии внутренней дифференциации актуально использование передачи информации следующими методами: словесным, наглядным, практическим, поисковым. Для активизации мыслительной деятельности применяется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, репродуктивный методы при управление уроком или занятием учителем или через самостоятельную работу, взаимодействие учитель-ученик.
Проектный метод обучения используется как компонент предметного обучения и во внеурочной деятельности. Целью применения проектной деятельности является компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности и овладение способами деятельности. При таком методе обучения учебно-познавательная деятельность направлена на результат. Реализуя этапы проектной деятельности: постановка задачи (проблемы), планирование действий (определение вида деятельности и формы презентации с указанием конкретных действий, выходов, сроков и ответственных), исследование, получение и представление продукта формируются коммуникативные умения (спрашивать, взаимодействовать с любым партнером, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться, навыки устного опроса); исследовательские умения (найти самостоятельно недостающую информацию в информационном поле, у учителя, специалиста, выдвигать гипотезу, находить несколько вариантов решения проблемы), вырабатываются умения и навыки работы в сотрудничестве. При реализации проекта будь он творческим, информационным, исследовательским, ролевым каждому обучающемуся предоставляется возможность в процессе специально организованной деятельности раскрыть свой потенциал, узнать новое, быть успешным, а значит получить знания, компетенции, ценности в более комфортных условиях, а значит и развитие личности.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают все большее и большее место в образовательном процессе. Целью применения ИКТ педагоги ставят повышение уровня знаний, дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим, ярким, увлекательным и ориентированным на обучающегося, на повышение мотивации обучающихся к получению нового. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания самого урока, целей и задач, которые ставятся на уроке. Учебная презентация может представлять план урока, устные упражнения, самостоятельные, тренировочные, тестовые, контрольные работы. Можно использовать презентации, созданные самим учителем, или найденные в интернете, но обязательно адаптированные к уровню обучения класса. Использование презентаций позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения, увеличить объем выполняемой работы в 2 раза, контроль знаний через разноуровневые задания, рационально организовать учебный процесс, дает возможность обучающимся быть успешными. Очень актуально использовать для подготовки к урокам, проведения уроков и внеурочной деятельности образовательные Интернет ресурсы. Например, на внеурочной деятельности используем порталы: school-informatica, scretoh. В результате применения ИКТ получаем следующие эффекты: обучающий эффект - получение образования с учетом реальных возможностей, склонностей, интересов; воспитательный эффект – формирование культуры общения, коллективизма; развивающий эффект - формирование познавательной активности, ресурсный эффект - учитель может проектировать процесс обучения.
Реализация технологии проектной деятельности осуществляется через исследовательский, игровой, наглядно-иллюстративный, практико-ориентированный методы. Не обойтись в данном случае без эксперимента, наблюдения, самостоятельного поиска, работы в малых группах (круглый сто), спарринг - партнерства (обсуждение в парах). Развивает вариативность мышления кейс-метод - разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных, стандартных, критических задач. Современный учитель практически на каждом уроке и занятие использует проектор и компьютер. Задания разного уровня сложности, контрольное тестирование, конструирование компьютерного материала для конкретного урока, сочетание разных программных средств, создание проблемной ситуации - все это позволяет разнообразить урок, не перегрузить детей, быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Учитель использует ИКТ для планирования учебного материала, подготовки печатных материалов, обработки результатов проверочных и контрольных работ. ИКТ становятся средством связи ученика с учителем.
Сочетание этих технологий отработано группой учителей (команда обучающихся учителей - КОУЧ), которые практикуют следующую методику. Совместно разработав план проведения урока, каждый проводит уроки по этому плану в своем классе с присутствием участников разработки с последующим анализом урока. Команда учителей оценивает не учителя, а методы, формы, приемы на каждом этапе урока, актуальность применения той или иной технологии. В дальнейшем КОУЧ определяет временные затраты на разных этапах урока, вырабатывает общие подходы и технологии к изложению материала. Негативные факторы сводятся к минимуму. Очень важно, что повышается ответственность каждого учителя за результат. В результате таких исследований команда учителей определила, что на всех предметах базового компонента на уроке комплексного применения знаний и умений, уроке актуализации знаний и умений, уроке систематизации и обобщения знаний, уроке контроля знаний и умений необходимо применение технологии внутренней дифференциации, проектной деятельности через призму ИКТ. Технологию внутренней дифференциации и ИКТ необходимо применять на уроках. Для эффективности урока необходимо разработать технологическую карту урока - новый вид методической продукции, обеспечивающий качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с ФГОС. Использование инновационной технологии работы с информацией, описание заданий ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов помогает учителю в структурировании урока, сокращении время на подготовку учителя к учебному занятию. Такая методика позволяет менять методы, формы приемы на определенных этапах урока с целью проектирования процесса обучения, коррекции результатов для улучшения результативности обучения. Определив для каждого обучающегося уровень заданий, с которыми он должен справиться учитель вступает в сотрудничество с учеником. Каждый обучающийся знает, что он должен узнать, а учитель уверен, что обучающийся справиться с заданием. Учителя работают над повышением мотивации обучения, созданием ситуации успеха каждого ребенка, развитию его индивидуальных качеств. Дети с разной подготовкой, способностями, мотивацией, и результат обучения им нужен различный: минимум знаний для перехода из класса в класс и получения аттестата, общеобразовательный уровень, повышенный уровень, обеспечивающий поступление в учреждение высшего профессионального образования. Внутреннюю дифференциацию обучения необходимо применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, уроки закрепления. Работая дифференцировано, учитель обеспечивает каждому посильное задание. Сильные обучающиеся не скучают, так как у них есть задача, над которой нужно думать, а учителя появляется возможность помогать слабому. В результате одни обучающиеся утверждаются в своих способностях, другие получают возможность испытать успех. Для наших детей школа одновременно и общеобразовательная, и гимназия, и школа компенсирующего обучения.
Несколько лет педагогический коллектив работал с использованием технологии внутренней дифференциации, проектной деятельности, ИКТ технологий на урочной и внеурочной деятельности. Эффективностью использования этих технологий являются следующие показатели: повышение мотивации к обучению, развитие навыков исследовательской деятельности, высокий уровень адаптации обучающихся, положительная динамика качества обучения, метапредметные результаты. Об этом говорит повышение качества обучения 32% в 2010году до 49 % в 2017 году. Ежегодно у нас выпускники успешно сдаю ЕГЭ, поступают в ВУЗы ТОП-100. Количество медалистов, призеров муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников уверенно растет. Статус школы значительно повысился. Мы заявили о себе на муниципальном и региональном уровнях. Сложно определить, какая образовательная технология повлияла на отдельный показатель. Самое главное, что вышеназванные технологии учат детей искать информацию, самостоятельно ориентироваться и находить решение проблемы, формируются исследовательские навыки, личностное развитие у каждого обучающегося идет по индивидуальной траектории с положительной динамикой.
Положительный эффект для профессионального роста, поиска своей индивидуальной стратегической траектории оказывает функционирование КОУЧ. Наши учителя являются членами региональных ассоциаций, участвуют в разработке методических рекомендаций: «Применение внутренней дифференциации на уроках», «Применение проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности», «Технология полного усвоения», «Как помочь тревожному ребенку?», «Как повысить учебную мотивацию?», «Рекомендации по совместному анализу урока в рамках КОУЧ». Опыт работы педагогический коллектив транслирует через сеть Интернет, семинары, круглые столы, проводимые на базе школы. Многие учителя создали свои сайты. Разработки своих уроков, внеклассных мероприятий, исследовательские проекты размещают в сети Интернет на своих сайтах, или на сайте школы. На базе школы проводились семинары заместителей директоров школ по УВР, директоров школ Пушкинского муниципального района, круглые столы с учителями сельских школ и педагогами дошкольного образования, региональные семинары по трансляции опыта внедрения педагогических технологий. Реализуя проект, мы столкнулись с проблемами: количество семей с низким социально-экономическим статусом растет, семьи распадаются, потоки информации из системы Интернет, телевидения, компьютерных игр не всегда несут позитивное начало, природные возможности у всех детей разные, неготовность отдельных педагогов к принятию неблагоприятных условий( «вы работайте, а мы посмотрим», большая педагогическая нагрузка учителей.