Файл: Вопросы по философии.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 1519

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая черта неопозитивизма — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел в соавторстве с А. Уайтхедом издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910).

Б. Рассел полагал, что важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма.

Наиболее известные представители К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922),

И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания.

К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер,, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых предложения теории ложны, то теория опровержима.

Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.




16. Философская мысль второй половины 20 века (дать краткую характеристику не менее 3-х направлений).

Среди основных философских направлений 20 века выделяются феноменология, экзистенциализм и постпозитивизм.

1) Феноменология – учение, выдвинутое Э. Гуссерлем. Главная цель – построить науку о «чистых сущностях». Центральное понятие – «интенциональность сознания», т. е. направленность на объект, а базовый принцип этого учения – «Нет объекта без субъекта». Феноменология делает предметом своего рассмотрения «чистое сознание». Основные требования – воздерживаться от каких-либо суждений, выходящих за рамки «чистого сознания»; рассматривать субъект познания не как реальное существо, а как «чистое сознание».

2) Экзистенциализм возникает в начале 20-х годов, а его расцвет приходится на 40—60-е годы. Выделяют религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Для всех направлений характерено убеждение в том, что единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности, открывающееся через экзистенцию. «Экзистенция» – неповторимая личность.

3) Неопозитивизм. Общая черта неопозитивизма — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел в соавторстве с А. Уайтхедом издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Б. Рассел полагал, что важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.


4) Постпозитивизма 60 гг 20 века.Наиболее известные представители К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922), И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания. К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки. Научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, опровергаемость — фундаментальное свойство научного знания.


17. Философская мысль России. Русская философия 2-й пол. 19–н.20 вв.

Русская философия получила оформление во второй половине 19 века. Выделились два направления: западники и славянофилы.

Западники (Белинский, Чернышевский, Герцен и др.) ориентировались на рациональность, научно-технический прогресс. Они выдвигают три основные идеи:

  • идея включенности России в мировую европейскую историю;

  • идея индивидуальности, приоритетной социально-нравственной ценности личности;

  • идея прав и свободы личности.

Славянофилы (Хомяков, И. Киреевский, Самарин и др.) представляли православно-религиозное направление. Они выдвигают три основных идеи:

  • идея самобытного пути России;

  • идея коллективности;

  • идея православия;

  • идея самодержавия.

Возникает русский космизм – оригинальное направление, в котором выделяют мистическое (философия Н.Федорова, «Философия общего дела», Вл.Соловьева) и естественнонаучное направления (К.Циолковский, В.Вернадский).

Русская религиозная философия представляет антропологизм и духовность. Русская философия выражалась в образно-символической форме. Она базируется на мистическом познании сущего. Ключевые идеи– гуманность, свобода, соборность.

Глубоким русским философом является Соловьёв. София – ключевое понятие – связующее звено между Богом и миром, человеком. Мир – единство материального и духовного начал, идея всеединства – идеальный строй мира, где все стороны (Бог, человек,мир) находятся в гармоническом единстве.

Н.А. Бердяев русский философо 20 века.

Главные идеи – идея свободы творчества и личности. Первоначальная свобода – абсолютная, из нее рождаются Бог, мир, человек. Концепция свободы представляет альтернативу марксистскому пониманию свободы как познанной необходимости. Бердяев связывает свободу с творчеством. Высшая свобода – результат богочеловеческого творчества.


18. Понятие бытия и его родов. Бытие и небытие. Многообразие философских трактовок бытия. Идеализм, материализм и их разновидности.

Проблема бытия - это вопрос о соотношении бытия и небытия.

Бытие (нечто) – наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

1. Все существующее изменяется.

2. Все существующее изменяется, имея некоторую неизменную основу.

3. Бытие неизменно, неподвижно.

Небытие (ничто) – противоположное бытию понятие, характеризующее отсутствие чего-либо, бытия вообще.


1. Небытие, как и бытие, существует, но не в настоящем, а в прошлом (прошедшем) или будущем.

2. Небытие существует, но за пределами бытия и с бытием не вступает в контакт.

3. Небытие пустое понятие, его не существует.

Материализм признает первичным материю по отношению к сознанию. Наиболее известные представители: Демокрит – основоположник материализма, К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники диалектического материализма, В.Ленин – автор современного определения материи.

  • Метафизический материализм первая форма материализма, для которого характерен антидиалектический отрыв противоположностей друг от друга, абсолютизация какой-либо стороны мышления или бытия.

  • Диалектический материализм – современная форма материализма, методом познания действительности которого является диалектика. Материализм является теоретической основой атеизма, отрицающего существование сверхъестественных сил.

Объективный идеализм утверждает, что основой мира является мировое духовное начало.

Философия небытия есть разновидность объективного идеализма, так как порождение бытия небытием можно обосновать только мистически. Объективный идеализм есть основа религии.

Субъективный идеализм объявляет основой мира человеческое сознание. Представители: Д.Беркли, Д.Юм, И.Фихте, Р.Авенариус, Э.Мах и др. Формула: существовать – значит быть воспринимаемым (Беркли). Беркли отрицал существование материи, так как она не ощущается.


19. Философские и естественнонаучные представления о материи и пространстве и времени как ее атрибутах.

Классификация естественнонаучных учений о материи дана Э.­ Гартманом. Он показал, что различные физические теории объединяются следующими положениями:

  • Материя – реальность.

  • Материя движется в пространстве и во времени. Её отожествляют с массой, силой, энергией.

Получается три рода теорий:

  • Кинетическая. В основе понятия материи лежат пространство, время и масса. Материя есть движущаяся в пространстве и во времени масса.

  • Динамистическая. Материя – это силы притяжения и отталкивания, действующие в пространстве и времени.

  • Энергетическая. Материя – это комплекс энергий, действующих в пространстве и во времени.

Понятие «материя» разрабатывалось также в диалектическом материализме. Философы этого направления – Плеханов, Ленин, Быховский – считали, что невозможно дать определение материи через родовые и видовые понятия физики.

Материализм утверждает познаваемость материи через ощущения и восприятия человека.

В диалектическом материализме учение о материи соединяется с идеей развития Гегеля.

В диалектическом материализме постулируется, что:

1. Материя – это субстанция или универсальная основа, субстрат для различных связей, взаимодействий, форм движения и законов природы.


2. Материя должна быть непрерывной или бесконечно делимой и заполнять пространство между частицами;

3. Материи приписывается структурность, которая выражает ее упорядоченность.

4. Формой существования материи выступают пространство, время и движение. Это – ее атрибуты как субстанции.

Пространство и время в диалектико-материалистическом учении:

1) являются формами существования материи;

2) не существуют вне материи и независимо от нее;

3) связаны друг с другом.

Их единство выступает в движении материи. Так, простейшая форма движения - перемещение - характеризуется величинами, представляющимися как различные отношения пространства и времени.

Пространство - идея порядка, расположение тел друг относительно друга. Свойства: протяженность, однородность, изотропность, трехмерность.

Время - «моменты», в течение которых происходят явления. Время есть продолжительность процессов. Свойства: длительность, одномерность, необратимость и однородность.

Таким образом, материализм приходит к утверждению о том, что материя существует потому, что она существует. Поэтому тезис о вечной и бесконечной материи, движущейся в пространстве и времени является постулатом. А понятие «материя» требует онтологического обоснования.

20. Философские теории развития (метафизика, диалектика, синергетика).

Развитие – это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

Основные признаки развития:

1) качественный характер изменения,

2) необратимость,

3) направленность.

Диалектика - искусство обнаружения истины в споре. Диалектика как всеобъемлющее учение о развитии духа и материи создается в немецкой классической философии (Гегель) и марксизме (Маркс, Энгельс).

Немецкий философ Гегель понимал развитие мира как результат творения духа (абсолютного разума, Бога).

Он открыл законы диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные,

2) закон противоречия,

3) закон отрицания.

Гегель считал, что источник развития любого процесса заключен не во вне, а в нем самом. Диалектика Гегеля была идеалистической.

Философы марксистского направления создали материалистическую диалектику, основанную на принципах:

1) всеобщей связи и вза­имообусловленности явлений (принцип детерминизма)

2) всеобщности движения и развития.

В материалистической диалектике заложена идея саморазвития материального мира, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Источником развития выступают противоречия, существующие в самом развивающемся мире.

Метафизика - противоположное диалектике мировоззрение. Она либо отрицает принцип развития и абсолютизируют покой, либо признают его, но даёт ему другую интерпретацию. Они могут отрицать принцип противоречивости развития. Развитие сводится ими или к эволюционизму, или к катастрофизму.


В основе синергетики лежит идея развития природы (теория самоорганизации). Самоорганизация - процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных динамических системах, находящихся в состояниях,

далеких от равновесных, вблизи особых критических точек (точек бифуркации или ветвления), у которых поведение системы становится неустойчивой. В этих точках система под воз­ действием малейших толчков может качественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса.


21)Законы диалектики. Движение и развитие. Категории диалектики (всеобщие связи бытия, категории детерминации).

В ЭТИХ ЗАКОНАХ ПРОИСХОДИТ ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Первый закон: единство и борьба противоречий ( ПОЧЕМУ?)

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна.

Второй закон: переход количественных изменений в качественные ( КАКИМ ОБРАЗОМ?)

Качество - существенная определенность предмета, в силу которой он является данным и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой ее можно разделить на однородные части и собрать воедино.

Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление.

Третий закон: отрицание отрицания.( КУДА?)

Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания).

Пример закона: Маркс отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

Движение и развитие. Посредством движения любая материальная вещь становится бытием, формируясь в определенную целостность, способную противостоять разрушительным воздействиям. Это перемещение тел в пространстве, всякое изменение объекта, благодаря взаимодействию. Изменяться – значит действовать на что-нибудь другое.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

Всеобщие связи бытия: то, что делает множество явлений достаточно сходными.

Сущность – нечто основательное, устойчивое в объектах, что делает их данными объектами. Явление трактуется как обнаружение вовне сущностного и связанного с ним несущественного (извержение вулкана, война и т. д.);

Связи детерминации: необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие.

Необходимость – это нечто существенное в том плане, что проявляется с определенной долей неизбежности.