Файл: Вопросы по философии.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 1521

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Случайное возникает в «узлах пересечения» множества необходимых процессов и выступает формой проявления необходимого.

Возможность – нечто потенциальное, требующее условий для превращения в действительное. Дейсвительность- осуществленная возможность, открывающей простор для формирований новых возможностей.

22) Проблема сознания в философии: основные концепции. Проблема соотношения идеального содержания и материального носителя.

Сознание – фундаментальное понятие социологии, психологии и философии. Сознание является основополагающей философской категорией. Существует несколько концепций сознания:

1.Субстациональная концепция сознания – сознание понимается как особая субстанциональная вещь, не требующая для своего существования других вещей. Человеческое сознание является частичкой мирового сознания.

2.Атрибутивная концепция сознания – сознание является всеобщим атрибутом материи.

3.Натуралистическая концепция сознания – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: (сознание – простое отправление физиологических процессов). Б)Монистический материализм: (сознания не существует, существует только материалистические процессы.)

4. Экзистенциальная концепция сознания и феноменологическая концепция.

Автором феноменологии был Э.Гуссерль. Сознание определяется свойством интенциональности. Сознание – субъективная реальность. Сознание – неразрывная связь индивидума с предметом познания.

5. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание понимается как специфическое чувство отражения реальности, присущее высшей форме реальности. Сознание выступает как идеальное отражение реальности в формах языка– символах, которые формируются в контексте человеческой культуры.

Сознание базируется на свойстве самоотражаемости. Сознание, как внешняя рефлексия, выражается через чувственый образ. Сознание, как самосознание, выражается через абстрактное мышление.

Формы чувственного отражения: 1.Ощущения, 2. Восприятия, 3. Представления: непосредственное отражение реальности.

Формы абстрактного мышления: Рассудок и разум.

Рассудок – это оперирование понятиями по заданной схеме. Разум – это способность оперировать понятиями, выходящими за пределы заданной схемы. Рассудок и разум – опосредованное отражение реальности. Интеллект – способность оперировать понятиями в рамках рассудка и разума.

Современная наука различает первичную и вторичную память. Сознание – совокупность “прошлого, настоящего и будущего”.

Сознание, как отражение реальности в абстрактных символах, есть идеальное отражение.

Сознание характеризуется также единством индивидуального и общественного сознания.


23. Сознание и проблема идеального. Мышление, логика и язык.


Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Содержанием сознания является весь мир, все его стороны, связи, законы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, во-вторых, - это активные психические процессы, не участвующие в сознательном.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной и общественной. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира.

Мышление — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие,смысл,идея).

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.

На базе естественных наук возникли искусственные языки науки.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующего вида: знаки-индексы; знаки-образцы; знаки-символы.

Логика исследует знаки последнего вида. Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.

24. Проблема истины в философии. Критерии истины в истории философских учений.

Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна, как проблема истины. Объективная истина - содержание наших представлений и знаний независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества.

Каким образом определить истину?

1. Логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истина может быть лишь знание о вечных неизменных идеях..

2. Чувственное созерцание, наблюдение. Но чувственно восприятие не может дать нам абстрактных знаний, математических истин, и не может служить средством их проверки. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и внезавсимо от сознания. Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью.


Критерии истины. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. (Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого.) Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни». Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание.


25. Эмпирическое и теоретическое познание, их формы и методы.

В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни познания, которые между собой взаимосвязаны. Теоретический уровень подтверждается опытными фактами. Эмпирическое познание направлено на познание чувственно воспринимаемых объектов.

Формы эмпирического познания:

1) Протокольные предложения – это единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений..

2) Факты – это индуктивные обобщения протоколов. В формировании факта участвуют теории, и сами факты дают стимул для образования новых знаний.

3) Эмпирические законы, например, газовые законы Бойля – Мариотта. Обычно они представляют собой широкие индуктивные обобщения (все металлы электропроводны).

4) феноменологические (описательные) теории, которые имеют дело лишь с явлением, а не с сущностью предметов.

Методы эмпирического познания:

1. Описание — это перевод чувственной информации на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр.

2. Измерение - это определение количественных значений свойств объекта с помощью специальных технических устройств на основе эталонов.

3. Наблюдение позволяет получить первичную информацию об объектах. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюдениях свойства объекта воспринимаются органами чувств человека. Опосредованное наблюдение проводится с использованием тех или иных технических средств.

4. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств.

Формы теоретического познания:

1. Проблема – это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.

2. Гипотеза -предположение

3. Теория - систематизированное и обобщенное знание о законах или закономерностях


4.Закон как философская категория выражает объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся, общие, устойчивые связи между явлениями или объектами в природе.

Методы теоретического познания:

· анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

· синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

· классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

· абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны;

· формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

· аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

· моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

· идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

· дедукция - движение от общего к частному;

· индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.


26. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество. Рациональное и иррациональное в познании.

Вопрос о познаваемости мира может быть положительно решен как в идеалистической (религиозной), так и материалистической картине мира.

Философия разделяет все познавательные способности человека на три группы: чувственные, рациональные и интуитивные.

Сенсуалисты XVIII в. настаивают, что в разуме нет ничего того, чего не было б прежде в чувствах (Т. Гоббс, Дж. Локк). Современная психология различает два вида чувственного опыта, это чувства и эмоции.

Чувства имеют объект, который их вызывает. Наряду с чувствами есть эмоции, которые не имеют объектной направленности.

Противниками сенсуалистов выступали рационалисты (Р. Декарт), которые изначально понимали способность привносить в чувственный опыт логические законы прерогативой разума.

Начиная с гносеологии И. Канта, чувства и разум признаны двумя равноправными каналами познания. Ссохраняется представление о различии рассудка и разума.

Рассудок есть способность человека видеть логику, взаимозависимость явлений, делать правильные выводы об их изменении.

Разум видит больше, чем рассудок: помимо логических выводов разум порождает принципиально новые идеи.

Интуиция соединяет в себе и чувственное, и рациональное познание. Интуиция – это способность видеть развитие объекта на шаг вперед.

Художественное познание мыслит преимущественно образами и ориентируется на нерациональные критерии вкуса, красоты, гармонии, безобразного. Мистическое познание познает мир без такого посредника, как чувственный опыт. Религиозное познание ориентируется на божественное откровение как главный источник истины. Высшей способностью познавательной деятельности человека является способность к творчеству. Творчество определяется как создание неповторимого – мыслей, действий, произведений и т.д.



27. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания. Научные революции.

Знание представляет собой результат познания и является выражением в сознании материальных и духовных процессов окружающего мира.

Знание – это идеальный образ действительности. Существуют следующие виды знания:

1) обыденное (житейское). Оно основано на здравом смысле и повседневном опыте, сводится к описанию фактов. Оно берется из различных источников;

2) мифологическое знание. Его особенность – нерасчлененность (синкретизм) религиозных верований, художественных образов, элементов философского и научного знания, магии. Миф является источником любого знания.

3) философское знание. Оно обладает всеобщностью, предельной абстрактностью и критической рефлексией над другими видами знания.

4) художественное знание (искусство) - целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

5) религиозное знание основано на вере в сверхъестественное.

6) научное знание. Главная особенность - рациональность. К основным чертам научного знания относятся: объективность, истинность, подтверждаемость фактами.

В западной философии науки проблема роста научного знания не ставилась. Там была принята интерналистская модель развития научного знания. Рост знания был обусловлен внутренней логикой развития науки: ученый занимался обобщением, классификацией фактов, построением гипотез и их эмпирическим и логическим обоснованием. Развитие науки понималось как постоянное накопление и прирост нового знания. Интерналистской модели придерживался К. Поппер. Он предложил свою модель науки и ее эволюции. У него имеет место постепенная научная революция. Наука развивается за счет постановки новых проблем, для их обоснования выдвигаются гипотезы, они отбраковываются, возникают новые проблемы, более глубокие. И так до бесконечности.

Экстерналистскую модель развития науки разрабатывали философы постпозитивизма: Т. Кун и П. Фейерабенд. Возникновение науки и дальнейшее ее развитие определяются потребностями и запросами общества. Кун выдвигает концепцию научных революций. Центральным понятием является парадигма, эталон научного исследования. Она определяет, какие задачи и как решать. Парадигма объединяет вокруг себя научное сообщество. Аномалии накапливаются и расшатывают парадигму и она рушится. Вырабатывается новая - это и есть научная революция.


28. Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и техники.

Техника происходит от греческого τέχνη (технэ) – искусство, мастерство, умение.

Человек рассматривался как производящее существо, создающее собственную природную среду.

Техника – усиление чувств и возможностей человека. Понятие ʼʼтехникаʼʼ встречается уже у Платона, Аристотеля. В первом приближении, техника — есть совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Для марксистов – техника это система искусственных органов для общественного человека составляющую частью общих производительных сил.