Файл: Вопросы по философии.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 1520

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современное определение˸ Техника понимается как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства).

Технология – последовательность правил, операций и эффективных алгоритмов, возможность целенаправленного повышения эффективности техники. Технология – сложная реальность, которая обеспечивает воспроизводство, новации и развитие.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники

В настоящее время развитие науки является одним из главных условий развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществе. 1) утверждается определяющая роль науки, а технику воспринимают как прикладную науку.

2)взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития.

3) ведущая роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования технических устройств.


29. Философская антропология. Краткая история и разнообразие подходов в понимании сущности человека.

Философская антропология – философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем – биологической и социальной.

В центре внимания этого течения – проблема человека, а основная идея – создание интегральной концепции человека.

Яркие представители: М. Шелер; А. Гелен; Г. Плеснер; Э. Ротхаккер.

Философская антропология пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Шелер остро ощущал кризис европейской культуры, источником которого он считал культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности.

С точки зрения философской антропологии человек:

уникален и универсален;

является соотношением внутреннего и внешнего;

это единство, состоящее из частей;


это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее;

ему не избежать бремени ответственности перед самим собой ;


30. Антропосоциогенез. Религиозный, естественнонаучный и философский подходы к рассмотрению проблемы.

Антропогенез – это происхождение человека.

В настоящее время в научном знании сосуществуют две теории-гипотезы происхождении Вселенной, Жизни и Человека.

Одна группа ученых находит и формулирует аргументы, обосновывающие естественное происхождении Вселенной, Жизни и Человека из бездушной материи - эволюционизм.

Другая группа ученых находит и формулирует аргументы, обосновывающие возникновение Вселенной, Жизни и Человека при участии Высшего разумного начала- креационизм.

Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами, которые постоянно следят за поведением людей.

С позиций идеалистической философии Г. В. Ф. человек выступает как носитель абсолютного разума, действующий в соответствии с заложенной в нем необходимостью.

Теория происхождения видов путем естественного отбора, выдвинутая английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. Он обосновывал естественно-научное объяснение происхождения человека (от животных предков).

Современная антропология рассматривает множество различных проблем, в частности процесс происхождения человека от высших приматов. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца — в человека современного типа примерно 35-40 тыс. лет назад.


31. Аксиология. Религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Смысл человеческого бытия.

Аксиология – наука о ценностях. Ценности являются тем основанием, на котором построены отношения в человеческом обществе. В соответствии с принятием или не принятием людьми тех или иных ценностей отличают своих от чужих.

Религия (от латинского religio – связывать) связывает мир божественного (сакрального) и человеческого. Базовые ценности трех монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) отражены в библейском Декалоге (10 заповедях). Они регулируют отношения человека с Богом, а также человека с человеком. Среди религиозных ценностей, характерных практически для всех мировых религий, можно назвать милосердие к слабым.

Эстетика – наука о чувственном восприятии мира. Существуют пары эстетических категорий, такие как возвышенное – низменное, прекрасное – безобразное, трагическое – комическое. Искусство является предметом изучения эстетики. Если категорию прекрасного можно отнести к человеку или природе, то категория возвышенного чаще всего имеет религиозный оттенок. То же справедливо для их противоположностей.


Нравственные нормы, контролирующие поведение людей, изучает этика. Религиозная этика связана с воздаянием. На принципе воздаяния построено представление о карме и реинкарнации (переселении душ) в буддизме и о Рае и Аде в монотеистических религиях. В отличие от религиозной императивная этика не обещает награду за правильное поведение


32. Человек и природа. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

Как активная преобразующая Природу деятельность человека ведет нас к экологической катастрофе, так и активное вмешательство человека в естественно складывающиеся связи общественного организма может привести к социальной и экономической катастрофе.

Лучший принцип при управлении обществом — понимание ограниченности человеческого познания и осознание феномена саморазвития общественного организма, что предполагает предпочтение активным искусственным вмешательствам осторожную терапевтическую коррекцию.

Необходимо сделать выбор между общественным устройством, преимущественно ориентированным на духовное потребление при второстепенном материальном и обществом материального потребления при второстепенном духовном. При этом приоритетным путем развития общества должно стать духовное развитие, а не “раскручивание” материального производства научно-технической “пружиной”.

Философско-методологический анализ экологической проблемы показывает, что ее следует рассматривать как необходимый этап эволюции Вселенной в целом. В связи с этим и правомерна научная постановка эсхатологической проблемы – старой проблемы с новыми интердисциплинарными средствами ее решения.


33. Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Принцип социализации, как принцип понимания человека требует овладения навыками, благодаря которым он становится участником социальных отношений.

Взаимосвязь человека и общества определяется характером исторической закономерности и действий людей, а также существующей социальной структурой. В каждую эпоху складывается определенное соотношение производственных сил и отношений. Производственные силы – это орудия производства и человеческий фактор. Производственные отношения – это

1) отношения между людьми в процессе производства,

2) отношения собственности на средства производства,

3) отношения обмена деятельностью на основе существующей системы разделения труда;

4) отношения распределения и потребления материальных благ.

В соответствие с типом материального производства и производственных отношений складывается структура общества: деление людей на классы, социальные группы, представители которых взаимодействуют между собой в системе социальных связей.


Роль личности в истории

Роль конкретной исторической личности выявляется с большим трудом. Каждая личность органично связана с социокультурным, политико-экономическим и историко-географическим контекстами. Как влияет личность на указанные контексты своего и последующего времени и как влияют контексты на личность – раздельно рассмотреть невозможно. Можно сказать, все же, что, скорее, эпоха отыскивает своих героев среди одаренных людей, но вряд ли отдельные люди порождают эпохи. Ошибочно выбирать в самые верхние эшелоны управления людей только по профессиональному признаку. Без теоретизирования мы находим исторические примеры: Дж. Вашингтон завершил свое образование в 15 лет, уровень образования Наполеона ― артиллерийское училище, Черчилля ― военная кавалерийская школа, Р.Рейган ― киноактер и т.д., а ведь речь идет о способных и сильных государственных руководителях.


34. Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.

Социальная философия – раздел философии, рассматривающий проблему общества с философских позиций. Объектом социальной философии выступает общественное бытие. Философия истории – сопряженная с ней философская дисциплина, имеющая объектом рассмотрения общество в его исторической изменчивости.

Считается, что социальная философия появилась в Новое время. О проблеме общества говорили в ракурсе проблем происхождения и функционирования государства. Для этого Платон предлагает разделить всех людей на три группы: правители, которыми могут быть ученые и философы, стражники и все прочие (ремесленники, торговцы, крестьяне и т.д.). В эпоху Средневековья общество также мыслится как государственная организация, данная при этом «свыше», от Бога.

Философия истории часто рассматривается как часть социальной философии. Главной категорией философии истории является исторической бытие, которое связано с другим философским понятием – историческим временем. Социальная философия и философия истории говорят о том, что абсолютно любой объект обусловлен социально-исторической обстоятельствами, контекстом. Время – не исключение. История культуры показывает, что различное мировоззрение рассматривает течение времени по-разному. Постмодернистическая философия XX-XXI вв. провозглашает скандальную идею «конца истории», которая означает не Апокалипсис, но прекращение существования цивилизации в привычной нам исторической форме и переход к пост(после)-истории.

35. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия.


В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

В структуру формации включаются также и социальные явления:

а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);

б) тип и форма семьи;

в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.

Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.

Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.


36. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Глобальные перемены – это всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Под влиянием техногенных преобразований изменилась сама современная цивилизация, её воздействие на мир столь велико, что вправе говорить именно о глобальных проблемах. Жизненно важные проблемы существовали и прежде в истории общества, но носили локальный и региональный характер. В современную же эпоху они приобрели планетарный характер.

К числу глобальных проблем можно отнести:

Угроза мировой термоядерной войны, необходимость создания безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для общественного существования.

Экологический кризис, порождаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды.

Возрастающий разрыв в уровне экономического и социально – духовного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися.

Обеспечение экономического развития человечества необходимыми ресурсами.

Стремительный рост населения (демографического взрыва), осложняющего социально – экономический прогресс. А также падение рождаемости в развитых странах.

Таким образом, основные аспекты этой проблемы убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс социально – экономических, политических, идеологических причин и аспектов.

Футурология – наука о будущем, опирающаяся в своих прогнозных выводах и заключениях на разработанные квалифицированными экспертами сценарии развития событий, мира в целом или отдельных его сфер и отраслей.