ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 502
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.
Место дисциплины в структуре ооп
Требования к результатам освоения дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 1. Конфликтология в системе научного
2. Направления в разработке теории конфликта
3. Методология и методы конфликтологии
Тема 2. Конфликт как социальный феномен
2. Субъекты и участники конфликта
4. Классификация социальных конфликтов
5. Основные стадии развития конфликта
Тема 3. Внутриличностные конфликты
2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
3. Последствия внутриличностного конфликта
2. Предупреждение межличностных конфликтов
3. Разрешение межличностных конфликтов
2. Предотвращение супружеских конфликтов
3. Разрешение супружеских конфликтов
2. Характеристика и виды групповых конфликтов
3. Причины возникновения групповых конфликтов
4. Межгрупповые конфликты и их последствия
Тема 7. Конфликт в организации
2. Последствия конфликта в организации
3. Предупреждение и регулирование конфликтов
2. Причины возникновения этнических конфликтов
3. Особенности развития межэтнических конфликтов
4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов
Тема 9. Политические конфликты
2. Типология политических конфликтов
3. Регулирование и разрешение политических конфликтов
Брак по расчету тоже требует тщательного анализа причин, побуждающих его заключить. В западных странах наряду с официальной процедурой бракосочетания обыденным явлением стало заключение брачных контрактов. С 1996 г. такие контракты официально признаны и в России. В брачном контракте будущие супруги могут детально оговорить любые вопросы семейной жизни и тем самым застраховать свои супружеские отношения от непредвиденных обстоятельств.
В браке по любви и в браке по расчету основным интегрирующим фактором является совместная деятельность супругов: ведение общего хозяйства, рождение и воспитание детей, проведение досуга и т. д. И чем больше один супруг дополняет другого, чем больше у них точек соприкосновения, тем прочнее семья. Поэтому один из многих способов предупреждения супружеских конфликтов – это правильный выбор брачного партнера.
3. Разрешение супружеских конфликтов
В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Это обусловлено тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску. Разрешение конфликта надо начинать с установления истинных причин его возникновения. Для этого необходимо, по возможности, отделить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера. Причины эмоциональных конфликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они проявляются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к другу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые длительное время конструктивные конфликты. В любом случае решение эмоциональных конфликтов является одной из самых сложных проблем в конфликтологии. Сами супруги решить такие конфликты, как правило, не в состоянии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посредников, которыми должны выступать специалисты – психологи.
Для решения неэмоциональных супружеских конфликтов имеется много способов. Некоторые из них приводятся ниже.
В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и уважительное отношение к оппоненту.
В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль» оппонента и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как бы я поступил (поступила) на его месте?»
Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой трудно совместимых. Например, роль жены, матери, домохозяйки, сотрудницы учреждения и т. д. Тоже можно сказать и о супруге. Если возникают конфликты по причине несовместимости этих ролей, то оба супруга должны определить приоритеты ролей (ребенок или работа, карьера или семья и т. д.).
В супружеской жизни большое значение имеют такие принципы, как взаимовыручка, взаимозаменяемость и т. п. Но если эти принципы не срабатывают, то как один из способов решения возможен вариант четкого распределения обязанностей супругов.
В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава семьи, есть несколько вариантов решения: а) договориться о совместном принятии решений по важнейшим вопросам семейной жизни; б) не акцентировать внимания на этом вопросе и лидер определится естественным путем; в) распределить сферы доминирования.
Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться выслушать друг друга, успокоить, посоветовать что-то и тем самым разрядить внутреннее напряжение партнера по браку.
Не акцентировать внимания на недостатках, просчетах и ошибках партнера по браку, стараться помнить о достоинствах.
«Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушать возникшее чувство подозрительности»
В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и согласию.
Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соучастие, доброе слово, шутка, юмор и т. п. могут уладить немало конфликтных ситуаций.
Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в совместное «Мы».
Вопросы для проверки знаний
1. В чем различия семьи как социального института и как малой социальной группы?
2. Для чего (с какой целью) и по каким основным критериям заключаются браки?
3. Назовите основные причины супружеских конфликтов. Как вы понимаете «внутренние и внешние» причины конфликтов?
4. В чем специфика супружеских конфликтов, обусловленных различиями в:
а) потребностях? б) интересах? в) ценностях?
5. Что такое эмоциональный супружеский конфликт, каковы причины возникновения и возможные способы его решения?
6. Назовите основные причины возникновения ролевых конфликтов.
Литература
1. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. // Социологические исследования. 1995, – № 7.
2. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Разин В. М. Беседы о любви и семейных отношениях. // Социально-политический журнал. 1993, – № 4.
4. Романов К. В. Нравственный мир молодой семьи. Л., 1985.
5. Скяева И. В. Семья в системе социальных ценностей // материалы региональной конференции «Актуальные проблемы формирования общероссийской духовности. Владикавказ, 2010 г.
6. Гасиев В. И., Кайтукова А. Ю., Цагаева Д. А. Социальные функции современной семьи// Труды молодых ученых. 2009, – № 3.
Тема 6. Группа и конфликты
1. Социальные группы и их характеристики
2. Характеристика и виды групповых конфликтов
3. Причины возникновения групповых конфликтов
4. Межгрупповые конфликты и их последствия
Текст лекции
1. Социальные группы и их характеристики
Рассмотрим конфликты, возникающие в малых социальных группах и межгрупповых взаимоотношениях.
Малая социальная группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Количественный состав малой группы может варьироваться от двух-трех до нескольких десятков членов, например, экипаж самолета, рабочая бригада и т. д.
Для малой социальной группы характерными являются следующие отличительные признаки:
непосредственность общения между ее членами;
общие интересы, цели и совместная деятельность;
разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
определенный способ взаимодействия между членами;
членство, чувство принадлежности к данной группе;
групповая идентичность с точки зрения посторонних.
В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные и неформальные.
Формальные группы образуются по заданным параметрам: определенная структура организации, строгая иерархия, наличие должностей, прав и обязанностей, регламентация деятельности, определенная процедура власти и подчинения. Формальные отношения между людьми в основном обусловлены не личными качествами, а безличными статусно-ролевыми позициями.
Неформальные группы возникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимные потребности, интересы, ценности. В неформальных группах отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства. Распределение функциональных обязанностей и ролей происходит стихийно в результате внутригруппового взаимодействия и зависит от личностных качеств каждого члена группы. Лидер группы определяется непроизвольно.
Роли в неформальной группе постепенно закрепляются за каждым членом, их исполнение становится обязательным. Неисполнение ролей или их «несанкционированное» перераспределение чревато конфликтами.
В любой формальной и неформальной группах возможно образование небольших по размерам первичных групп или подгрупп. Взаимоотношения в первичных группах основываются на индивидуальных особенностях членов, например, взаимных симпатиях или антипатиях. Эти отношения более тесные и доверительные, нежели в основной группе.
В любой (формальной или неформальной) группе нет «чистых» общественных отношений. «Поэтому, по мнению российского социального психолога Г. М. Андреевой, практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие "межличностная роль" как фиксацию положения человека в системе лишь групповых связей». Таким образом, наряду с формальной структурой отношений в группе стихийно возникает неформальная система связей и предпочтений, в основе которой находятся индивидуальные социально-психологические особенности людей.