ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 468

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конфликтология

Учебное пособие

Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.

Владикавказ 2013

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ооп

Требования к результатам освоения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема 1. Конфликтология в системе научного

2. Направления в разработке теории конфликта

3. Методология и методы конфликтологии

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 2. Конфликт как социальный феномен

2. Субъекты и участники конфликта

3. Объект конфликта

4. Классификация социальных конфликтов

5. Основные стадии развития конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 3. Внутриличностные конфликты

2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

3. Последствия внутриличностного конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Предупреждение межличностных конфликтов

3. Разрешение межличностных конфликтов

Вопросы для проверки знаний

2. Предотвращение супружеских конфликтов

3. Разрешение супружеских конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 6. Группа и конфликты

2. Характеристика и виды групповых конфликтов

3. Причины возникновения групповых конфликтов

4. Межгрупповые конфликты и их последствия

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 7. Конфликт в организации

2. Последствия конфликта в организации

3. Предупреждение и регулирование конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Причины возникновения этнических конфликтов

3. Особенности развития межэтнических конфликтов

4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 9. Политические конфликты

2. Типология политических конфликтов

3. Регулирование и разрешение политических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Итоговый тест для проверки знаний

Вопросы к зачету

Содержание

В открытых группах с демократическими методами управления внутри групповое равновесие поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций, разнообразию способов и механизмов их разрешения. В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении.

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по различным основаниям. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; конкурировать в определенных сферах и видах деятельности; вести непримиримую борьбу на уничтожение друг друга.

В рыночных условиях стратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективно предполагает межгрупповую конкуренцию и борьбу за ресурсы. Особенно эта борьба обостряется в периоды крупных социально-политических, экономических и социокультурных изменений, когда меняются нормы, ценности, отношение к власти, собственности и к моральным принципам. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение и перераспределение ресурсов переходит в открытую «войну всех против всех» без правил и морали.

Последствия групповых конфликтов

В зависимости от конфликтной ситуации, мотивов возникновения конфликтов и способов их разрешения групповые конфликты могут иметь как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) последствия. К конструктивным можно отнести те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия. Деструктивные конфликты ухудшают взаимоотношения между ее членами и ведут группу к распаду.

Рассмотрим некоторые основные последствия групповых конфликтов.

  1. Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил.

  2. Решение насущных проблем группы.

  3. Изменения в ценностно-нормативной системе.

  4. Организационные изменения в группе.

  5. Появление или смена руководителя.

  6. Удаление инакомыслящих членов.

  7. Укрепление внутригруппового единства.

  8. Поиски виновного.

  9. Образование подгрупп.

  10. Распад группы.



Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение малой социальной группе. В чем отличие формальной и неформальной группы?

2. По каким принципам формируются неформальные группы?

3. Какие функции выполняют групповые нормы?

4. Назовите основные социальные мотивы внутригруппового взаимодействия.

5. Назовите основные виды групповых конфликтов.

6. Назовите основные причины внутригрупповых конфликтов.

7. Какова взаимосвязь между изменениями в группе и групповыми конфликтами?

8. Назовите основные причины возникновения конфликтов между формальной и неформальной системами отношений.

9. Как вы понимаете феномен социальной (групповой) идентичности?

10. Назовите основные последствия групповых конфликтов.

Литература

1. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

3. Конфликтология: учеб. для студ. вузов. Под ред. Проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перер. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.

4. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты: уч. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004

5. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: management of conflicts: учеб. для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2000.

6. Смелзер Н. Социология М., 1994.

7. Соломкина М. М. Изменение как социологическая проблема и как системный феномен. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политика. – 1998. – № 1.

Тема 7. Конфликт в организации

1. Причины возникновения конфликтов в организации и их виды

2. Последствия конфликта в организации

3. Предупреждение и регулирование конфликтов в организации

Текст лекции

1. Причины возникновения конфликтов в организации и их виды

Конфликт в организации – столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.

Организация – основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные организации: производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.


В структурное подразделение организации включаются оборудование, здания, технологии, система обеспечения связей и норм и т. д. Но основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно.

Организация создается (возникает) для достижения определенной цели. Именно цель является тем интегрирующим фактором, который объединяет людей в организацию. При этом совсем не обязательно, чтобы цель организации и цели входящих в нее индивидов совпадали. Просто достижение общей цели так или иначе способствует достижению цели индивида (например, в трудовых организациях), и личные цели каждого члена организации зависят от достижения общей цели (например, в общественных объединениях).

В этом разделе пособия будут рассмотрены конфликты, возникающие в трудовых организациях между членами коллектива.

Трудовой коллектив формальная (формализованная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания и т. д.). При этом формальные параметры коллектива (структура, количественный и качественный состав, отношения власти и субординации, вертикальные и горизонтальные связи, нормы и правила поведения и т. п.) задаются спецификой и параметрами самой организации.

Организация – сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты, например, горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др.

Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т. п.) В основе субъективных причин – субъективные особенности и состояния членов организации.

Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем (подсистем) отношений. Например:


А) организационно-технологическая;

Б) социально-экономическая;

В) административно-управленческая;

Г) внеформальная;

Д) социально-психологическая;

Е) социально-культурная.

Следовательно, члены трудового коллектива взаимодействуют сразу в нескольких системах отношений. Поэтому возникающие в организации конфликты можно также квалифицировать по типу функциональных систем.

А) Организационно-технологические конфликты.

«Самая главная функция формальной организации, по мнению известного ученого А. И. Пригожина, заключается в соединении людей со средствами, целями общественного труда». Одним из важнейших механизмов такого соединения (наряду с системой мотивации труда) является система формальных отношений и норм. Параметры этой системы зависят от многих факторов. Например, режим работы организации, технология производства, структура управления, качество и количество рабочей силы, состояние машин и оборудования, наличие сырья и материалов, состояние спроса и предложения на производимую продукцию и т. д.

Организационно-технологические конфликты в организации возникают, с одной стороны, вследствие рассогласования формальных организационных начал. Например, вследствие нарушения руководством организации ранее принятых и согласованных с трудовым коллективом правил и норм (изменение режима работы и технологии производства, несвоевременная поставка сырья и материалов, неудовлетворительное состояние рабочих мест, отсутствие необходимых средств для соблюдения техники безопасности и правил личной гигиены и т. д.). С другой – в результате реального поведения членов трудового коллектива (прогулы, опоздания, нарушение графика работы, несоблюдение технологических норм, простой или поломка оборудования по вине персонала, несоблюдение правил техники безопасности, невыполнение плановых заданий и пр.).

Наиболее характерными для организационно-технологической системы являются позиционные конфликты. Их возникновение обусловлено противоположностью ролевых, функциональных, профессиональных позиций. Например, одна часть работников (подразделений, групп) заинтересована в инновационных изменениях в организации, а другая – отстаивает существующие производственные отношения. Позиционные конфликты возникают из-за несогласованности требований, выданных исполнителю представителями различных служб. К позиционным относятся также конфликты, причины которых обусловлены функциональной взаимозависимостью индивидов и групп друг от друга.