ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конфликтология

Учебное пособие

Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.

Владикавказ 2013

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ооп

Требования к результатам освоения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема 1. Конфликтология в системе научного

2. Направления в разработке теории конфликта

3. Методология и методы конфликтологии

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 2. Конфликт как социальный феномен

2. Субъекты и участники конфликта

3. Объект конфликта

4. Классификация социальных конфликтов

5. Основные стадии развития конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 3. Внутриличностные конфликты

2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

3. Последствия внутриличностного конфликта

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Предупреждение межличностных конфликтов

3. Разрешение межличностных конфликтов

Вопросы для проверки знаний

2. Предотвращение супружеских конфликтов

3. Разрешение супружеских конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 6. Группа и конфликты

2. Характеристика и виды групповых конфликтов

3. Причины возникновения групповых конфликтов

4. Межгрупповые конфликты и их последствия

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 7. Конфликт в организации

2. Последствия конфликта в организации

3. Предупреждение и регулирование конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

2. Причины возникновения этнических конфликтов

3. Особенности развития межэтнических конфликтов

4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Тема 9. Политические конфликты

2. Типология политических конфликтов

3. Регулирование и разрешение политических конфликтов

Вопросы для проверки знаний

Литература

Итоговый тест для проверки знаний

Вопросы к зачету

Содержание


2. Последствия конфликта в организации

В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт в организации может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

К негативным последствиям можно отнести следующие:

  1. Усиление напряженности в отношениях между оппонентами, рост враждебности, ухудшение социального самочувствия.

  2. Ограничение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

  3. Уменьшение деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, рост группового и индивидуального эгоизма.

  4. Падение мотивации к труду вследствие негативного настроения и неуверенности в положительном решении возникших проблем; снижение производительности труда и рост текучести кадров.

  5. Отвлечение от работы, потеря времени и средств на ведение конфликта и ликвидацию его последствий.

  6. Бессмысленная трата сил и энергии на конфронтацию; субъективные переживания и стрессы.

Чрезмерное обострение конфликтных разногласий и длительное противоборство сторон может привести организацию к всеобщему кризису и распаду.

К позитивным последствиям конфликта можно отнести следующие:

  1. Адаптация и социализация членов организации.

  2. Снятие внутреннего напряжения и стабилизация обстановки.

  3. Выявление и закрепление новой расстановки сил в организации.

  4. Выявление скрытых недостатков и просчетов.

  1. Радикальное решение назревших организационных и технологических проблем, поиск неординарных решений.

  2. Активизация информационных процессов.

  3. Групповое сплочение для решения общих проблем, рост самосознания, чувства собственного достоинства и сопричастности к решаемым проблемам.

Даже поверхностный взгляд на перечисленные выше позитивные и негативные последствия конфликта позволяют сделать вывод, что одни и те же виды конфликтов, в зависимости от их развития и разрешения, дают диаметрально противоположные результаты.

3. Предупреждение и регулирование конфликтов

в организации


Все виды конфликтов, возникающие в различных системах трудовой организации, взаимосвязаны. Возникнув в одной системе отношений, конфликт затрагивает и другие, так как носителями всех видов отношений в организации являются одни и те же люди. Они как бы аккумулируют в общую «копилку» свои неудовлетворенности, создавая интегральный коэффициент социальной напряженности. Поэтому успех в деле предупреждения и разрешения конфликтов в организации во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут выявлены все источники роста социальной напряженности и их суммарные показатели. Для этого применяют различные методы и приемы. Например, используя факторный анализ, можно определить интегральный коэффициент социальной напряженности.

К = (х1 + x2...х)/п = 0,7,

где К коэффициент социальной напряженности;

х] – фактор экономического кризиса (процент неудовлетворенности);

х2 фактор заработанной платы (процент неудовлетворенности);

х другие факторы;

п – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных экспертов, респондентов.

Значение К = 0,7 соответствует неудовлетворенности более чем 70 % от количества опрошенных, что свидетельствует об опасном уровне социальной напряженности в трудовом коллективе.

Диагностика уровня социальной напряженности позволяет выявить основной комплекс социальных проблем, ранжировать их по степени обостренности, определить возможность принятия необходимых решений и выработать рекомендации по урегулированию возникающих проблем.

Методом экспериментальной оценки можно определить степень неудовлетворенности в организации. Используя этот метод в трудовых коллективах, исследователи выявили следующее состояние отношений:

  • неудовлетворенность не превышает 20 % – удовлетворенное состояние отношений;

  • неудовлетворенность находится от 20 до 40 % – неустойчивое состояние отношений;

  • от 40 до 70 % – предкризисное состояние отношений;

  • от 70 до 100 % – кризисное состояние отношений.

Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом обычного наблюдения. Возможны следующие способы проявления «зреющего» конфликта:


  • стихийные мини-собрания (беседы нескольких человек);

  • увеличение числа неявок на работу;

  • снижение производительности труда;

  • увеличение числа локальных конфликтов;

  • повышенный эмоционально-психологический фон;

  • массовые увольнения по собственному желанию;

  • распространение слухов;

  • коллективное невыполнение указаний руководства;

  • стихийные митинги и забастовки;

  • рост эмоциональной напряженности.

Выявление источников социальной напряженности и разрешение конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает затраты и уменьшает возможность негативных последствий. Важную роль в регулировании конфликтов может сыграть социологическая служба, способная организовать социологический мониторинг, провести комплексный анализ и диагностику состояния организации, выработать соответствующие рекомендации, а при необходимости взять на себя посреднические функции.

Если конфликт не удалось предотвратить или разрешить на ранней стадии развития, то в дальнейшем возможно применение следующих методов управления конфликтом:

  • уход от конфликта;

  • компромисс;

  • сотрудничество;

  • силовое решение.

Более подробно эти методы описаны в первом разделе данного пособия. Остановимся на некоторых специфических особенностях, характерных для разрешения организационных конфликтов.

Важнейшим условием успешного разрешения организационных конфликтов является правовое обеспечение. Оно основывается на различных правовых (законодательных) актах (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации). Наличие соответствующей правовой базы дает возможность институционализировать конфликт и в значительной степени влиять на ход его развития.

Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения «рабочий – наниматель» является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельной организации – Коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов. Для локальных конфликтов правовой базой могут служить Устав организации и другие правовые акты, определяющие систему норм и правил для всех ее членов. На уровне социально-психологической системы отношений роль неофициальной правовой базы выполняют неформальные нормы и правила, а роль посредника или арбитра – неформальные лидеры.


Австралийский ученый Джон Бертон выделяет три идеальные категории конфликтных явлений: споры, конфликты, проблемы управления и предлагает методы их разрешения. Данная классификация и методы могут быть использованы и для определения и разрешения конфликтных ситуаций в организации.

Трудовые споры, как правило, не затрагивают базовых социальных потребностей человека и могут быть решены в процессе переговоров методом компромисса.

В основе конфликта, по мнению Д. Бертона, лежат столкновения базовых социальных потребностей человека. Поэтому для их урегулирования он предлагает «проблемно ориентированные аналитические методы (анализ и определение проблемы, анализ мотивации, потребностей и взаимоотношений участников, поиск взаимопонимания, альтернатив удовлетворения потребностей и выбор решения».

Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем можно также воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления.

Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, организации необходимо постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом каждые четыре или пять лет нужны крупные перемены в организационной структуре, изменении технологий, выпуске новой продукции и др. Значительные изменения неизбежно затронут интересы определенного числа ее членов и станут источником конфликтов. Их предупреждение и урегулирование во многом зависит от методов управления организацией.

Силовые методы решения проблем наиболее характерны для авторитарного управления. Их применение может быть оправдано только в экстремальных условиях, когда ситуация выходит из-под контроля и требуется немедленное принятие соответствующих решений.

В обычных условиях силовые методы неэффективны, так как не устраняют источников противоречий и не снимают напряженности в отношениях.

Причинами повышенной напряженности и конфликтных ситуаций (особенно в условиях реформирования организации) могут быть:

  • недостаточная информированность членов организации;

  • ложная или искаженная информация, слухи;

  • неопределенность, неуверенность в перспективе;

  • ограничения в коммуникациях и т. д.

Многие исследователи считают, что будущее в управлении организациями принадлежит внедрению сопричастного менеджмента, который предполагает: