ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 505
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Составители: Гасиев в. И., Скяева и. В., Тотоев а. Г.
Место дисциплины в структуре ооп
Требования к результатам освоения дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 1. Конфликтология в системе научного
2. Направления в разработке теории конфликта
3. Методология и методы конфликтологии
Тема 2. Конфликт как социальный феномен
2. Субъекты и участники конфликта
4. Классификация социальных конфликтов
5. Основные стадии развития конфликта
Тема 3. Внутриличностные конфликты
2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
3. Последствия внутриличностного конфликта
2. Предупреждение межличностных конфликтов
3. Разрешение межличностных конфликтов
2. Предотвращение супружеских конфликтов
3. Разрешение супружеских конфликтов
2. Характеристика и виды групповых конфликтов
3. Причины возникновения групповых конфликтов
4. Межгрупповые конфликты и их последствия
Тема 7. Конфликт в организации
2. Последствия конфликта в организации
3. Предупреждение и регулирование конфликтов
2. Причины возникновения этнических конфликтов
3. Особенности развития межэтнических конфликтов
4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов
Тема 9. Политические конфликты
2. Типология политических конфликтов
3. Регулирование и разрешение политических конфликтов
Послеконфликтная стадия
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
какими методами и способами велась борьба;
насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
какие методы были положены в основу переговорного процесса;
насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;
• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда для снятия взаимных негативных восприятий требуются десятилетия, пока не вырастут новые поколения людей, не испытавших на себе всех ужасов минувшего конфликта. На подсознательном уровне такие негативные восприятия бывших оппонентов могут передаваться из поколения в поколение и каждый раз «всплывать» при очередном обострении спорных проблем.
Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому строить свои отношения с чеченской республикой, по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.
Вопросы для проверки знаний
1. Что такое социальный конфликт?
2. Из каких элементов состоит структура конфликта?
3. Какие виды конфликтов Вы знаете?
4. В чем особенность эмоционального конфликта?
5. Назовите способы и стадии развития конфликта.
6. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?
7. Назовите основные способы разрешения конфликта.
8. Что такое институционализация конфликта?
9. Назовите основные функции социального конфликта.
10. Какими могут быть последствия социального конфликта?
Литература
1. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.
2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.
3. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. М. 1991.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
5. Лысихин И. Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1995. Вып. 9. Ч. I. .
6. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации. // Социально-политический журнал, 1995. – № 4.
7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. М., 1992.
Тема 3. Внутриличностные конфликты
1. Понятие внутриличностного конфликта
2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
3. Последствия внутриличностного конфликта
Текст лекции
1. Понятие внутриличностного конфликта
Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта. Так американский психолог Э. Шостром сравнивает внутреннее состояние человека с двухпартийной системой демократии. «В каждом из нас, – пишет он, – заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть – у власти, другая – в лояльной оппозиции». И такая внутренняя раздвоенность не является патологией – это вполне нормальное состояние здорового организма. Но оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и т. д.), но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т. е. конфликт.
Личность – устойчивая система социальнозначимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.
Любое действие человека представляет взаимодействие с Другим внутри него и противодействие Другому, как участнику диалога. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.
В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. Например, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недоступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (психического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:
физические преграды (узник, непогода, нет денег);
отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а магазин закрыт);
биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);
социальные условия.
Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:
конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);
конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);
конфликт социальных норм (дуэль и церковь).
конфликт ценностей;
конфликт между ценностью, и нормой;
конфликт между ценностью и потребностью и др.
Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы забыли. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией. Например, одного мужчину в детстве дразнили рябым. Когда он вырос, его лицо приобрело нормальный вид. Но однажды жена ненароком обозвала его старой кличкой. Реакция мужа была настолько бурной и агрессивной, что в конечном итоге семья распалась.
Нетрудно заметить, что примерно в одинаковых конфликтных ситуациях разные люди ведут себя неодинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип – агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй – поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». В реальной жизни каждый из этих типов в «чистом виде» не встречается, но большинство людей с определенными оговорками можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.
Конфликтных людей, по мнению проф. В. И. Сперанского, можно разделить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отличная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти вечные «негативисты» стимулируют активность других в поиске истины. Во вторую группу входят конфликтогенные личности. Это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, нарциссизмом, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.
Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоречий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде (примером такого поведения может служить пострижение в монахи). Другие, напротив, легко преодолевают свои внутренние противоречия и активно решают возникающие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значительных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда.