ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 505
Скачиваний: 4
Вариант 8
Фирма рассматривает вопрос о строительстве станции технического обслуживания (СТО) автомобилей. Составлена смета расходов на строительство станции с различным количеством обслуживаемых автомобилей, а также рассчитан ожидаемый доход в зависимости от удовлетворения прогнозируемого спроса на предлагаемые услуги СТО (прогнозируемое количество обслуженных автомобилей в действительности). В зависимости от принятого решения – проектного количества обслуживаемых автомобилей в сутки (проект СТО) Rj и величины прогнозируемого спроса на услуги СТО – построена табл. 4.6 ежегодных финансовых результатов (доход д.е.):
Таблица 4.6
|
Прогнозируемая величина удовлетворяемости спроса |
|||||
Проекты СТО |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
-120 |
60 |
240 |
250 |
250 |
250 |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
-160 |
15 |
190 |
380 |
390 |
390 |
|
|
|
|
|
|
|
40 |
-210 |
-30 |
150 |
330 |
500 |
500 |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
-270 |
-80 |
100 |
280 |
470 |
680 |
|
|
|
|
|
|
|
Определите наилучший проект СТО с использованием критериев Вальда, Сэвиджа, Гурвица при коэффициенте пессимизма 0,5.
Вариант 9
Магазин может завести один из трех типов товара Аi; их реализация и прибыль магазина зависят от типа товара и состояния спроса. Предполагается, что спрос может иметь три состояния Вi (табл. 4.7). Гарантированная прибыль представлена в матрице прибыли.
|
|
|
Таблица 4.7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Спрос |
|
|
Тип товара |
|
|
|
|
В1 |
В2 |
В3 |
||
|
||||
|
|
|
|
|
А1 |
20 |
15 |
10 |
|
А2 |
16 |
12 |
14 |
|
А3 |
13 |
18 |
15 |
|
|
|
|
|
Определить, какой товар закупать магазину.
63
Вариант 10
Дана следующая матрица выигрышей:
|
|
П1 |
П 2 |
П3 |
П 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
20 |
30 |
15 |
15 |
|
|
A А2 |
75 |
20 |
35 |
20 |
|
|
|
|
А3 |
25 |
80 |
25 |
25 |
|
|
|
А4 |
85 |
5 |
45 |
5 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
Определите оптимальную стратегию, используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица (коэффициент пессимизма равен 0,6).
Вариант 11
Администрации театра нужно решить, сколько заказать программок для представлений. Стоимость заказа 200 ф. ст. плюс 30 пенсов за штуку. Программки продаются по 60 пенсов за штуку, и к тому же доход от рекламы составит дополнительные 300 ф. ст. Из прошлого опыта известна посещаемость театра (табл. 4.8).
Таблица 4.8
Посещаемость |
4000 |
4500 |
5000 |
5500 |
6000 |
|
|
|
|
|
|
Ее вероятность |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
Ожидается, что 40% зрителей купят программки.
1.Используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица, определите, сколько программок должна заказать администрация театра.
2.Допустим, что рекламодатели увеличат сумму с 300 до 400 ф. ст., число посетителей будет больше 5250, к тому же спрос на программки будет полностью удовлетворен. Как это повлияет на рекомендации в п. 1?
Вариант 12
При выборе стратегии Aj по каждому возможному состоянию природы Si соответствует один результат Vij. Элементы Vij, являющиеся мерой потерь при принятии решения, приведены в табл. 4.9.
|
|
|
|
Таблица 4.9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состояние природы |
|
|
|
Стратегии |
|
|
|
|
|
S1 |
S2 |
S3 |
|
S4 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
A1 |
20 |
12 |
15 |
|
15 |
A2 |
14 |
23 |
12 |
|
26 |
A3 |
25 |
21 |
24 |
|
30 |
|
|
|
|
|
|
64
Выберите оптимальное решение в соответствии с критериями Вальда, Сэвиджа, Гурвица (при коэффициенте пессимизма, равном 0,6).
Вариант 13
Пекарня печет хлеб на продажу магазинам. Себестоимость одной булки составляет 30 пенсов, ее продают за 40 пенсов. В табл. 4.10 приведены данные о спросе за последние 50 дней:
Таблица 4.10
Спрос в день, тыс. шт. |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
|
|
|
|
|
|
Число дней |
5 |
10 |
15 |
15 |
5 |
|
|
|
|
|
|
Если булка испечена, но не продана, то убытки составят 20 пенсов за штуку. Используя критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица (при коэффициентах: 0,4 – вероятность максимальной покупки, 0,6 – вероятность минимальной покупки), определите, сколько булок нужно выпекать в день.
Вариант 14
Компания выбирает, какой вид продукции целесообразно производить. Имеются четыре вида продукции Аj. Определена прибыль от производства каждого вида продукции в зависимости от состояний экономической среды Вi. Значения прибыли для различных видов продукции и состояний природы приведены в следующей табл. 4.11.
|
|
|
|
Таблица 4.11 |
|
|
|
|
|
|
|
Состояние экономической среды |
||
Вид продукции |
|
|
|
|
В1 |
|
В2 |
В3 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
А1 |
40 |
|
52 |
45 |
А2 |
58 |
|
45 |
89 |
А3 |
45 |
|
36 |
65 |
А4 |
36 |
|
89 |
45 |
|
|
|
|
|
Требуется выбрать лучший проект легкового автомобиля для производства, используя критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица при коэффициенте пессимизма 0,4. Сравнить решения и сделать выводы.
Вариант 15
Компания «Kilroy» выпускает очень специфичный безалкогольный напиток, который упаковывается в 40-пинтовые бочки. Напиток готовится в течение недели, и каждый понедельник очередная партия готова к употреблению. Однако в одно из воскресений всю готовую к продаже
65
партию пришлось выбросить. Секретный компонент, используемый для приготовления напитка, покупается в небольшой лаборатории, которая может производить каждую неделю в течение полугода (так налажено производство) только определенное количество этого компонента. Причем он должен быть использован в кратчайший срок.
Переменные затраты на производство одной пинты напитка составляют 70 пенсов, продается она за 1,50 ф. ст. Однако компания предвидит, что срыв поставок приведет к потере части покупателей в долгосрочной перспективе, а следовательно, придется снизить цену на 30 пенсов.
За последние 50 недель каких-либо явных тенденций в спросе выявлено не было (табл. 4.12).
Таблица 4.12
Спрос на бочки в неделю |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
Число недель |
5 |
10 |
15 |
10 |
10 |
|
|
|
|
|
|
Определите, что нужно предпринять, используя критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица при коэффициенте пессимизма 0,5. Сравнить решения и сделать выводы.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит отличительная особенность принятия решения в игре с «природой»?
2.Специфика мажорирования стратегий в игре с природой?
3.Опишите два способа задания матрицы игры с природой.
4.Что такое величина риска в игре с природой?
5.Опишите критерий Вальда.
6.Опишите критерий Сэвиджа.
7.Опишите критерий Гурвица.
8.Что такое коэффициент пессимизма в критерии Гурвица?
9.В каких критериях используется матрица выигрышей?
10.В каких критериях используется матрица рисков?
66
Лабораторная работа № 5 МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
Цель работы: изучить принципы метода иерархий, произвести оценку и выбор объектов (услуг) согласно варианту выбранного индивидуального задания, используя метод анализа иерархий (МАИ).
Краткие теоретические сведения
Иерархия возникает тогда, когда системы, функционирующие на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы. МАИ является процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части дальнейшей обработки последовательности суждений лица, принимающего решения по парным сравнениям. Однако МАИ включает процесс синтеза многих суждении, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.
Этапы МАИ
1.Очертить проблему и определить общую цель.
2.Построить иерархию, начиная с вершины: цель, критерии, перечень альтернатив.
3.Построить множество матриц парных сравнений для каждого из нижних уровней по принципу: одна матрица для каждого элемента примыкающего сверху уровня. Этот элемент называется управляемым по отношению к элементу, находящемуся на нижнем уровне. Элементы любого уровня сравниваются друг с другом относительно их воздействия на управляемые элементы.
4.На этапе 3 потребуется (n(n-1))/2 суждений с учетом свойства обратной симметрии.
5.После проведения всех парных сравнений определяются max,
IС, СI, RС и т.д.
6.Этапы 3, 4, 5 провести для всех уровней и групп иерархии.
7.Использовать иерархический синтез для взвешивания собственных весов. Вычислить сумму по всем соответствующим взвешенным компонентам собственных векторов уровня иерархии, лежащего ниже.
8.Определить согласованность всей иерархии, перемножив каждый индекс согласованности на приоритет соответствующего критерия; полученные числа просуммировать. Результат делится на выражение такого же типа, но со случайным индексом согласованности. Приемлемое отношение согласованности принимают до 10%. Это и есть основной инструмент сложной аналогичной системы.
67