ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 4
Критерий основан на следующих двух предположениях: «природа» может находиться в самом невыгодном состоянии с вероятностью (1-р) и в самом выгодном состоянии с вероятностью р, где р – коэффициент пессимизма.
Согласно этому критерию стратегия в матрице А выбирается в соответствии со значением:
HA=max p max aij+(1-p) min aij , 1 i m, 1 j n, если aij – выигрыш. HA=min p min aij+(1-p) max aij , 1 i m, 1 j n, если aij – потери (за-
траты).
При p=0 критерий Гурвица совпадает с критерием Вальда. При p=1 приходим к решающему правилу вида max max aij, к так называемой стратегии «здорового оптимизма», критерий максимакса.
Применительно к матрице рисков R критерий пессимизма-оптимиз- ма Гурвица имеет вид
HR=min p max rij+(1-p) min rij , 1 i m, 1 j n.
При р=0 выбор стратегии игрока 1 осуществляется по условию наименьшего из всех возможных рисков (min rij); при р=1 – по критерию минимаксного риска Сэвиджа.
Значение р от 0 до 1 может определяться в зависимости от склонности лица, принимающего решение, к пессимизму или оптимизму. При отсутствии ярко выраженной склонности р=0,5 представляет наиболее разумный вариант.
В случае, когда по принятому критерию рекомендуются к использованию несколько стратегий, выбор между ними может делаться по дополнительному критерию. Здесь нет стандартного подхода. Выбор может зависеть от склонности к риску игрока 1.
Контрольный пример
Транспортное предприятие должно определить уровень своих производственных возможностей так, чтобы удовлетворить спрос клиентов на транспортные услуги на планируемый период. Спрос на транспортные услуги неизвестен, но прогнозируется, что он может принять одно из четырех значений: 10, 15, 20 или 25 тыс. т. Для каждого уровня спроса существует наилучший уровень провозных возможностей транспортного предприятия. Отклонения от этих уровней приводят к дополнительным затратам либо из-за превышения провозных возможностей над спросом (из-за простоя подвижного состава), либо из-за неполного удовлетворения спроса на транспортные услуги. Возможные прогнозируемые затраты на развитие провозных возможностей представлены в табл. 4.1.
57
|
|
|
|
Таблица 4.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Варианты |
Варианты спроса на транспортные услуги |
||||
провозных возможностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспортного предприятия |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
1 |
6 |
12 |
20 |
|
24 |
|
|
|
|
|
|
2 |
9 |
7 |
9 |
|
28 |
|
|
|
|
|
|
3 |
23 |
18 |
15 |
|
19 |
|
|
|
|
|
|
4 |
27 |
24 |
21 |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
Необходимо выбрать оптимальную стратегию, используя критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица.
Решение
Имеются четыре варианта спроса на транспортные услуги, что равнозначно наличию четырех состояний «природы»: П1, П2, П3, П4. Известны также четыре стратегии развития провозных возможностей транспортного предприятия: А1, А2, А3, А4. Затраты на развитие провозных возможностей при каждой паре Пi и Аi заданы следующей матрицей:
|
|
П1 |
П 2 |
П3 |
П 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A1 |
6 |
12 |
20 |
24 |
|
|
A A2 |
9 |
7 |
9 |
28 |
|
|
|
|
А3 |
23 |
18 |
15 |
19 |
|
|
|
A4 |
27 |
24 |
21 |
15 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
Построим матрицу рисков. В данном примере aij представляет затраты, т.е. потери, значит для построения матрицы рисков используется
принцип rij=aij– j, где j=min aij. Для П1:
Для П2: Для П3: Для П4:
Матрица рисков имеет следующий вид:
|
|
П1 |
П 2 |
П3 |
П 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A1 |
0 |
5 |
11 |
9 |
|
|
R A2 |
3 |
0 |
0 |
13 |
|
|
|
|
А3 |
17 |
11 |
6 |
4 |
|
|
|
A4 |
21 |
17 |
12 |
0 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
58
Критерий Вальда
Так как в данном примере aij представляет затраты, т.е. потери, то применяется минимаксный критерий.
Для А1: max aij=24 Для А2: max aij=28 Для А3: max aij=23 Для А4: max aij=27
W=min max aij=23, следовательно, наилучшей стратегией развития провозных возможностей в соответствии с минимаксным критерием Вальда будет третья стратегия (А3).
Критерий минимаксного риска Сэвиджа
Для А1: max rij=11 Для А2: max rij=13 Для А3: max rij=17 Для А4: max rij=21
S=min max rij=11, следовательно, наилучшей стратегией развития провозных возможностей в соответствии с критерием Сэвиджа будет первая стратегия (А1).
Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица
Положим значение коэффициента пессимизма р=0,5.
Так как в данном примере aij представляет затраты (потери), то применятся критерий:
HA=min p min aij+(1-p) max aij
|
min aij |
max aij |
p min aij + (1-p) max aij |
|
|
|
|
Для А1 |
6 |
24 |
15 |
Для А2 |
7 |
28 |
17,5 |
Для А3 |
15 |
23 |
19 |
Для А4 |
15 |
27 |
21 |
|
|
|
|
Оптимальное решение заключается в выборе стратегии А1. Рассчитаем оптимальную стратегию применительно к матрице рисков:
HR=min p max rij+(1-p) min rij
59
|
min rij |
max rij |
p max rij + (1-p) min rij |
|
|
|
|
Для А1 |
0 |
11 |
5,5 |
Для А2 |
0 |
13 |
6,5 |
Для А3 |
4 |
17 |
10,5 |
Для А4 |
0 |
21 |
10,5 |
|
|
|
|
Оптимальное решение заключается в выборе стратегии А1.
Вывод: в примере предстоит сделать выбор, какое из возможных решений предпочтительнее:
по критерию Вальда – выбор стратегии А3; по критерию Сэвиджа – выбор стратегии А1; по критерию Гурвица – выбор стратегии А1.
Индивидуальное задание
Решите задачу согласно вашему индивидуальному варианту.
Вариант 1
Найти наилучшие стратегии по критериям Вальда, Сэвиджа (коэффициент пессимизма равен 0,2), Гурвица применительно к матрице рисков (коэффициент пессимизма равен 0,4) для следующей платежной матрицы игры с природой (элементы матрицы – выигрыши):
5 |
3 |
6 |
8 |
7 |
4 |
7 |
5 |
5 |
4 |
8 |
1 |
1 |
3 |
1 |
10 |
0 |
2 |
9 |
9 |
7 |
1 |
3 |
6 . |
Вариант 2
Дана матрица игры с природой в условиях полной неопределенности (элементы матрицы – выигрыши):
2 |
4 |
4 |
7 |
0 |
1 |
3 |
8 |
10 |
6 |
0 |
4 |
12 |
6 |
1 |
5 |
6 |
4 |
2 |
2 . |
Требуется проанализировать оптимальные стратегии игрока, используя критерии пессимизма-оптимизма Гурвица применительно к платежной матрице А и матрице рисков R при коэффициенте пессимизма р=0; 0,5; 1. При этом выделить критерии максимакса Вальда и Сэвиджа.
60
Вариант 3
Дана следующая матрица выигрышей:
|
|
П1 П 2 П3 П 4 П5 П6 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
15 |
12 |
1 |
3 |
18 |
20 |
|
|
A А2 |
2 |
15 |
9 |
7 |
1 |
3 |
|
|
|
|
А3 |
0 |
6 |
15 |
21 |
2 |
5 |
|
|
|
А4 |
8 |
20 |
12 |
3 |
0 |
4 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определите оптимальную стратегию, используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица (коэффициент пессимизма равен 0,4).
Вариант 4
Один из пяти станков должен быть выбран для изготовления партии изделий, размер которой Q может принимать три значения: 150, 200, 350. Производственные затраты Сi для I станка задаются следующей формулой:
Ci=Pi+ci Q.
Данные Pi и ci приведены в табл. 4.2.
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
Модель станка |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pi |
30 |
80 |
|
50 |
|
160 |
|
100 |
ci |
14 |
6 |
|
10 |
|
5 |
|
4 |
Решите задачу для каждого из следующих критериев Вальда, Сэвиджа, Гурвица (критерий пессимизма равен 0,6). Полученные решения сравните.
Вариант 5
При выборе стратегии Aj по каждому возможному состоянию природы Si соответствует один результат Vij. Элементы Vij, являющиеся мерой потерь при принятии решения, приведены в табл. 4.3.
|
|
|
|
Таблица 4.3 |
|
|
|
|
|
Стратегии |
|
Состояние природы |
|
|
|
|
|
|
|
|
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
|
|
|
|
|
A1 |
2 |
6 |
5 |
8 |
A2 |
3 |
9 |
1 |
4 |
A3 |
5 |
1 |
6 |
2 |
|
|
|
|
|
61
Выберите оптимальное решение в соответствии с критериями Вальда, Сэвиджа, Гурвица (при коэффициенте пессимизма, равном 0,5).
Вариант 6
Намечается крупномасштабное производство легковых автомобилей. Имеются четыре варианта проекта автомобиля Rj. Определена экономическая эффективность Vji каждого проекта в зависимости от рентабельности производства. По истечении трех сроков Si рассматриваются как некоторые состояния среды (природы). Значения экономической эффективности для различных проектов и состояний природы приведены в следующей табл. 4.4.
|
|
|
|
|
Таблица 4.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Состояние природы |
|
||
Проекты |
|
|
|
|
|
S1 |
|
S2 |
|
S3 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
R1 |
20 |
|
25 |
|
15 |
R2 |
25 |
|
24 |
|
10 |
R3 |
15 |
|
28 |
|
12 |
R4 |
9 |
|
30 |
|
20 |
Требуется выбрать лучший проект легкового автомобиля для производства, используя критерий Вальда, Сэвиджа, Гурвица при коэффициенте пессимизма 0,1. Сравнить решения и сделать выводы.
Вариант 7
Определите тип электростанции, которую необходимо построить для удовлетворения энергетических потребностей комплекса крупных промышленных предприятий. Множество возможных стратегий в задаче включает следующие параметры:
R1 – сооружается гидростанция;
R2 – сооружается теплостанция;
R3 – сооружается атомная станция.
Экономическая эффективность сооружения электростанции зависит от влияния случайных факторов, образующих множество состояний природы Si.
Результаты расчета экономической эффективности приведены в следующей табл. 4.5.
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состояние природы |
|
|
||
Тип станции |
|
|
|
|
|
|
|
S1 |
S2 |
|
S3 |
S4 |
|
S5 |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
R1 |
40 |
70 |
|
30 |
25 |
|
45 |
R2 |
60 |
50 |
|
45 |
20 |
|
30 |
R3 |
50 |
30 |
|
40 |
35 |
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
62