ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 4
8 ящиков, равны соответственно 0,2, 0,3, 0,5. Затраты на производство одного ящика 45 тыс. рублей. Ароматов продает каждый ящик по цене 95 тыс. рублей. Если ящик с сырной пастой не продается в течение месяца, то она портится, и компания не получает дохода.
Сколько ящиков следует производить в течение месяца? Какова ожидаемая стоимостная ценность этого решения?
Вариант 10
Дмитрий Мухин не знает, что ему предпринять. Он может открыть в своем магазине большую секцию проката видеокассет или маленькую секцию. Он не может получить дополнительную информацию о том, будет рынок видеопроката благоприятным или нет.
Если рынок будет благоприятным, то большая секция проката принесет прибыль 15 млн рублей, а маленькая – 5 млн рублей. В случае неблагоприятного рынка Мухин потеряет 20 млн рублей, если он откроет большую секцию, и 10 млн рублей – если маленькую. Не имея дополнительной информации, Дмитрий оценивает вероятность благоприятного рынка как 0,7.
Следует ли открыть большую секцию?
Какова ожидаемая стоимостная ценность наилучшего решения?
Вариант 11
Павел Спицын провел анализ, связанный с открытием магазина велосипедов. Если он откроет большой магазин, то при благоприятном рынке получит 60 млн рублей, при неблагоприятном же рынке понесет убытки 40 млн рублей. Маленький магазин принесет ему 30 млн рублей прибыли при благоприятном рынке и 10 млн рублей убытков при неблагоприятном. Возможность благоприятного и неблагоприятного рынков он оценивает одинаково. Используйте дерево решений для того, чтобы помочь Павлу принять решение.
Следует ли открыть большой магазин? Какова ожидаемая стоимостная ценность наилучшего решения?
Вариант 12
Леониду Хлоркину, главному инженеру компании «Белый каучук», надо решить, монтировать новую производственную линию, использующую новейшую технологию, или модернизировать старую. Монтировка новой линии обойдется предприятию в 20 млн рублей. Если новая линия будет безотказно работать, компания получит прибыль 200 млн рублей. Если же она откажет, то компания может потерять 150 млн рублей. По оценкам Хлоркина, существует 60% шансов, что новая производственная линия откажет.
Модернизация старой линии обойдется в 10 млн рублей. После модернизации старая линия может принести прибыль в 100 млн рублей,
44
если не произойдет отказа, при отказе убыток составит 60 млн рублей. Вероятность безотказной работы модернизированной линии оценивается как 45%.
Следует ли монтировать новую производственную линию или модернизировать старую?
Какова ожидаемая стоимостная ценность наилучшего решения?
3.2. Усложненные задачи
Контрольный пример
Усложним рассмотренную выше задачу.
Пусть перед тем, как принимать решение о виде продукции, руководство компании должно определить, заказывать ли дополнительное исследование состояния рынка или нет, причем предоставляемая услуга обойдется компании в 15 000 рублей. Руководство понимает, что дополнительное исследование по-прежнему не способно дать точной информации, но оно поможет уточнить ожидаемые оценки конъюнктуры рынка, изменив тем самым значения вероятностей.
Относительно фирмы, которой можно заказать прогноз, известно, что она способна уточнить значения вероятностей благоприятного или неблагоприятного исхода. Возможности фирмы в виде условных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта представлены в табл. 3.3.
|
|
Таблица 3.3 |
|
|
|
|
|
|
Фактически |
||
Прогноз фирмы |
|
|
|
благоприятный |
неблагоприятный |
||
|
|||
|
|
|
|
Благоприятный |
0,78 |
0,22 |
|
|
|
|
|
Неблагоприятный |
0,27 |
0,73 |
|
|
|
|
Например, когда фирма утверждает, что рынок благоприятный, то с вероятностью 0,78 этот прогноз оправдывается (с вероятностью 0,22 могут возникнуть неблагоприятные условия), прогноз о неблагоприятности рынка оправдывается с вероятностью 0,73.
Предположим, что фирма, которой заказали прогноз состояния рынка, утверждает:
ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,4; ситуация будет неблагоприятной с вероятностью 0,6.
На основании дополнительных сведений можно построить новое дерево решений (рис. 3.3), где развитие событий происходит от корня дерева к исходам, а расчет прибыли выполняется от конечных состояний к начальным.
45
Не проводить обследование
Проводить обследование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декоративная // |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
косметика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лечебная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
косметика |
|
|
|
|
90 000 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
// |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бытовая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а1 |
|
|
90 000 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
77 220 |
|
|
Декоративная |
|||||
|
|
|
|
косметика |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(0,4) |
|
|
|
|
|
// |
||||
|
|
|
|
|
|
Лечебная |
||||
|
|
|
|
|
|
косметика |
||||
Прогноз благоприятный |
|
|
|
|
|
химия |
||||
|
|
|
|
201 000 |
|
|
а3 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
// |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бытовая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
* |
|
92 220 |
а1 |
||||||
|
||||||||||
(0,6) |
|
|
|
|
|
|
||||
|
-15 000 |
|
Декоративная // |
|||||||
|
|
|||||||||
Прогноз неблагоприятный |
|
|
|
|
|
косметика |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лечебная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
косметика |
|
|
|
|
|
19 700 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
// |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бытовая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
химия |
75000
*Благоприятное
1
Неблагоприятное
90000
*Благоприятное
2
Неблагоприятное
45 000
Благоприятное
3 *
Неблагоприятное
201000
*Благоприятное (0,78)
4
Неблагоприятное (0,22)
179600
*Благоприятное (0,78)
5
Неблагоприятное (0,22)
75 800
Благоприятное (0,78)
6 *
Неблагоприятное (0,22)
-28 500
*Благоприятное (0,27)
7
Неблагоприятное (0,73)
16400
*Благоприятное (0,27)
8
Неблагоприятное (0,73)
19 700
Благоприятное (0,27)
9 *
Неблагоприятное (0,73)
300 000
-150 000
250 000 -70 000
100 000
-10 000
300 000
-150 000
250 000 -70 000
100 000
-10 000
300 000
-150 000
250 000 -70 000
100 000
-10 000
Рис. 3.3. Дерево решений при дополнительном обследовании рынка
46
Определим средний ожидаемый выигрыш:
для вершины 4 ОДО4=0,78 300 000+0,22 (-150 000)=201 000 руб.; для вершины 5 ОДО5=0,78 250 000+0,22 (-70 000)=179 600 руб.; для вершины 6 ОДО6=0,78 100 000+0,22 (-10 000)=75 800 руб.; для вершины 7 ОДО7=0,27 300 000+0,73 (-150 000)=-28 500 руб.; для вершины 8 ОДО8=0,27 250 000+0,73 (-70 000)=16 400 руб.; для вершины 9 ОДО9=0,27 100 000+0,73 (-10 000)=19 700 руб.; для вершины 10 ОДО10=0,4 300 000+0,6 (-150 000)=92 220 руб.
Выводы
Необходимо проводить дополнительно исследование конъюнктуры рынка, поскольку это позволяет существенно уточнить принимаемое решение;
если фирма прогнозирует благоприятную ситуацию на рынке, то целесообразно производить декоративную косметику (ожидаемая максимальная прибыль 201 000 рублей), если прогноз неблагоприятный – бытовую химию (ожидаемая максимальная прибыль 19 700 рублей).
Индивидуальное задание
Решить задачу согласно вашему варианту, используя метод дерева решений.
Вариант 1
Молодой российский бизнесмен предполагает построить ночную дискотеку неподалеку от университета. По одному из допустимых проектов предприниматель может в дневное время открыть в здании дискотеки столовую для студентов. Другой вариант не связан с дневным обслуживанием клиентов. Представленные бизнес-планы показывают, что план, связанный со столовой, может принести доход в 250 тыс. руб. Без открытия столовой бизнесмен может заработать 175 тыс. руб. Потери в случае открытия дискотеки со столовой составят 55 тыс. руб., а без столовой – 20 тыс. руб. Определите наиболее эффективную альтернативу на основе средней стоимостной ценности в качестве критерия.
Пусть перед принятием решения бизнесмен должен определить, заказывать ли дополнительное исследование состояния рынка или нет, причем предоставляемая услуга обойдется в 2000 рублей. Относительно фирмы, которой можно заказать прогноз, известно, что она способна уточнить значения вероятностей благоприятного или неблагоприятного исхода. Возможности фирмы в виде условных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта представлены в табл. 3.4.
47
|
|
Таблица 3.4 |
|
|
|
|
|
|
Фактически |
||
Прогноз фирмы |
|
|
|
благоприятный |
неблагоприятный |
||
|
|||
|
|
|
|
Благоприятный |
0,80 |
0,20 |
|
|
|
|
|
Неблагоприятный |
0,30 |
0,70 |
|
|
|
|
Предположим, что фирма, которой заказали прогноз состояния рынка, утверждает:
ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,48; ситуация будет неблагоприятной с вероятностью 0,52.
Вариант 2
Директор лицея, обучение в котором осуществляется на платной основе, решает, следует ли расширять здание лицея на 250 мест, на 50 мест или не проводить строительных работ вообще. Если население небольшого города, в котором организован платный лицей, будет расти, то большая реконструкция могла бы принести прибыль 250 тыс. руб. в год, незначительное расширение учебных помещений могло бы приносить 90 тыс. руб. прибыли. Если население города увеличиваться не будет, то крупное расширение обойдется лицею в 120 тыс. руб. убытка, а малое – 45 тыс. руб.
Государственная статистическая служба предоставила информацию об изменении численности населения: вероятность роста численности населения составляет 0,7; вероятность того, что численность населения останется неизменной или будет уменьшаться, равна 0,3. Определите наилучшее решение. Чему равно значение ОДО для наилучшей альтернативы?
Вариант 3
При крупном автомобильном магазине планируется открыть мастерскую по предпродажному обслуживанию и гарантийному ремонту автомобилей. Консультационная фирма готова предоставить дополнительную информацию о том, будет ли рынок благоприятным или нет. Эти сведения обойдутся магазину в 13 000 рублей. Администрация магазина считает, что эта информация гарантирует благоприятный рынок с вероятностью 0,5. Если рынок будет благоприятным, то большая мастерская принесет прибыль в 60 тыс. руб., а маленькая – 30 тыс. руб. При неблагоприятном рынке магазин потеряет 65 тыс. руб., если будет открыта большая мастерская, и 30 тыс. руб. – если откроется маленькая. Не имея дополнительной информации, директор оценивает вероятность благоприятного рынка 0,6. Положительный результат обследования га-
48
рантирует благоприятный рынок с вероятностью 0,8. При отрицательном результате рынок может оказаться благоприятным с вероятностью 0,3. Постройте дерево решений и определите:
Следует ли заказать консультационной фирме дополнительную информацию, уточняющую конъюнктуру рынка?
Какую мастерскую следует открыть при магазине: большую или маленькую?
Какова ожидаемая денежная оценка наилучшего решения?
Вариант 4
Фирма, производящая вычислительную технику, провела анализ рынка нового высокопроизводительного персонального компьютера. Если будет выпущена крупная партия компьютеров, то при благоприятном рынке прибыль составит 250 тыс. руб., а при неблагоприятных условиях фирма понесет убытки в 185 тыс. руб. Небольшая партия техники в случае ее успешной реализации принесет фирме 50 тыс. руб. прибыли и 10 тыс. руб. убытков – при неблагоприятных условиях. Возможность благоприятного и неблагоприятного исходов фирма оценивает одинаково. Исследование рынка, которое провел эксперт, обошлось фирме в 15 тыс. руб. Эксперт считает, что с вероятностью 0,6 рынок окажется благоприятным. В то же время при положительном заключении благоприятные условия ожидаются лишь с вероятностью 0,8. При отрицательном заключении с вероятностью 0,15 рынок также может оказаться благоприятным. Используйте дерево решений, для того чтобы помочь фирме выбрать правильную технико-экономическую стратегию. Ответьте на следующие вопросы:
Следует ли заказывать эксперту дополнительное обследование рынка? Какова ожидаемая денежная оценка наилучшего решения?
Вариант 5
В консалтинговую фирму «ВИЕРИ» обратился клиент с просьбой рассмотреть варианты инвестирования. В результате маркетингового исследования в табл. 3.5 были предложены 3 варианта (А, В, С).
Размер выигрыша, который инвестор может получить, зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка:
|
|
|
Таблица 3.5 |
|
|
|
|
|
|
Номер |
|
Выигрыш, при состоянии экономической среды, руб. |
||
Проект |
|
|
||
варианта |
благоприятном |
неблагоприятном |
||
|
||||
|
|
|||
|
|
|
|
|
1 |
А |
200 000 |
100 000 |
|
|
|
|
|
|
2 |
В |
300 000 |
100 000 |
|
|
|
|
|
|
3 |
С |
270 000 |
80 000 |
49
Вероятность благоприятного исхода экономической среды – 0,6; неблагоприятного – 0,4.
Пусть перед тем, как принимать решение, инвестор может заказать дополнительное исследование состояния рынка, причем предоставляемая услуга обойдется в 5000 рублей. Относительно фирмы, которой можно заказать прогноз, известно, что она способна уточнить значения вероятностей благоприятного или неблагоприятного исхода. Возможности фирмы в виде условных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта представлены в табл. 3.6.
|
|
Таблица 3.6 |
|
|
|
|
|
|
Фактически |
||
Прогноз фирмы |
|
|
|
благоприятный |
неблагоприятный |
||
|
|||
|
|
|
|
Благоприятный |
0,65 |
0,35 |
|
|
|
|
|
Неблагоприятный |
0,25 |
0,75 |
|
|
|
|
Предположим, что фирма, которой заказали прогноз состояния рынка, утверждает:
ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,55; ситуация будет неблагоприятной с вероятностью 0,45.
Вариант 6
Компания «Буренка» изучает возможность производства и сбыта навесов для хранения кормов. Этот проект может основываться на большой или малой производственной базе. Рынок для реализации продукта – навесов – может быть благоприятным или неблагоприятным. Василий Бычков – менеджер компании, естественно, учитывает возможность вообще не производить эти навесы. При благоприятной рыночной ситуации большое производство позволило бы Бычкову получить чистую прибыль 200 млн рублей. Если рынок окажется неблагоприятным, то при большом производстве он понесет убытки в размере 180 млн рублей. Малое производство дает 100 млн рублей прибыли при благоприятной рыночной ситуации и 20 млн рублей убытков при неблагоприятной.
Прежде чем создать новое производство Бычков намеревается заказать исследование рынка и заплатить за него 10 млн рублей. Результаты этого исследования могли бы помочь решить вопрос о том, следует ли создавать большое производство, малое производство или не делать ничего. Бычков понимает, что такое обследование рынка не может дать достоверную информацию, но может тем не менее оказаться полезным. Возможности фирмы в виде условных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта представлены в табл. 3.7.
50