ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
В целом, при анализе ситуации, сложившейся в этом регионе после войны в августе 2008 г., можно с большой долей вероятности предположить, что планы усиления присутствия США и их «атлантических» союзников будут поддерживаться властями Грузии и с некоторыми оговорками – властями Азербайджана. Но при этом в Баку, как и прежде, будут настаивать на активном содействии Запада в решении проблемы Нагорного Карабаха по азербайджанскому сценарию. Обстановка в регионе Южного Кавказа во многом будет определяться развитием здесь политических процессов, отношениями между закавказскими государствами. На расклад сил в этом регионе в значительной степени скажется характер и уровень взаимодействия закавказских государств с Россией, ведущими странами Запада, южными региональными игроками в лице Турции и Ирана. Наконец, геополитическая картина Южного Кавказа будет подвержена корректировке процессами, происходящими на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках СНГ. В этих условиях решению проблемы разделенных народов, в данном случае речь идет об осетинах, населяющих обе стороны Большого Кавказского Хребта, путем их воссоединения и совместного вхождения в состав России, альтернативы нет. Ассоциированные отношения России с Абхазией – это единственное правильное решение: оно вписывающееся в планы создания Евразийского Союза Народов, призванного стать точкой притяжения для бывших советских народов, в том числе, населяющих Южный Кавказ.
З а к л ю ч е н и е
Исследование произошедших за последнее время изменений в районе Кавказа дает основание констатировать, что они были обусловлены геополитическими факторами, связанными, прежде всего, со стремлением США и других западных держав обеспечить здесь свое господство, установить контроль над каспийской нефтью и газом, а также системами их транспортировки на Запад. Новая геополитическая конфигурация, формирующаяся на Кавказе, в рамках которой происходит усиление присутствия США в регионе, пока еще сбалансировано тем, что Россией в основном контролируются главные маршруты экспорта энергоносителей. Объективно она заинтересована в развитии и углублении сотрудничества с государствами региона Южного Кавказа, интеграцию с ними, использовании накопленного совместного опыта политических, экономических и научно-технических связей. Такое сотрудничество будет служить интересам сохранения мира и стабильности на Кавказе, укреплению добрососедских отношений между закавказскими государствами и Россией на основе взаимного учета интересов и ответственности за будущее наших народов.
Если в ближайшие годы развитие России сохранит устойчивый характер, можно ожидать дальнейшей активизации ее политики на Кавказе. Пока же стратегию здесь в основном определяют нерегиональные державы, в первую очередь США, опирающиеся на военную мощь НАТО. При этом главная стратегическая задача США остается неизменной: выдавливание России из Южного Кавказа, лишение ее не только возможности участвовать в разведке, разработке и транспортировке энергоресурсов, но и вообще, изоляции от региона, отлучении от кавказских дел. Данная цель реализуется, в том числе, с помощью Грузии и Азербайджана. Такая ситуация создает угрозу интересам национальной безопасности России на Кавказе, требует от нее наращивания усилий в кавказском направлении. Стране необходимо активнее продвигаться по тем конкретным направлениям, которые отвечают ее фундаментальным интересам страны в районе Кавказа. Ситуация здесь должна быть поставлена под совместный контроль международных центров силы. Необходимо эффективнее использовать механизм ООН, других международных организаций для мирного урегулирования территориальных и межэтнических конфликтов, преодоления их последствий. Нарушение хрупкого баланса сил в районе Кавказа в пользу США может привести здесь к новому витку напряженности, превратить Кавказ в один из нестабильных районов земного шара, со всеми вытекающими негативными последствиями.
Территориальные и межэтнические конфликты крайне отрицательно влияют на политическое и социально-экономическое развитие государств Южного Кавказа. С другой стороны, нестабильное положение в этом регионе создает угрозу национальной безопасности России. Ситуация осложняется тем, что закавказские государства – Азербайджан и Грузия, последовательно следуют в направлении сближения с Западом и интеграции в атлантические структуры, при одновременном сворачивании исторически сложившихся отношений с Россией. Между тем, сотрудничество закавказских государств с Россией в различных областях могло бы снять напряженность в регионе Южного Кавказа, способствовать развитию здесь мирного процесса. В этом отношении создание евразийского транспортного коридора принесло бы Азербайджану существенные дивиденды, выдвинуть его в ряд крупнейших поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Одновременно он стал бы вместе с Грузией транзитной страной для казахстанской нефти, туркменского газа, узбекского хлопка. В свою очередь, Армения получила бы, наконец, долгожданный шанс выйти из губительной для нее экономической блокады и вписаться в региональные интеграционные процессы. Такая перспектива полностью могла устроить Россию, заинтересованную в налаживании новых интеграционных связей с южными соседями, расширении и диверсификации взаимовыгодных торгово-экономических и других связей с ними.
Однако эти связи действительно эффективными могут быть только при условии исключения закавказскими партнерами политико-конъюнктурного составляющего их взаимодействия с Россией. В этой связи неуместными выглядят обвинения властей Азербайджана и Грузии, что Россия стремится воспрепятствовать реализации проекта евразийского коридора для экспорта и транспортировки каспийской нефти без своего участия, и с этой целью оказывает поддержку сепаратизму в государствах Южного Кавказа. Но если в данном случае имеются в виду проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетии, то в своем подходе к их решению Россия, прежде всего, учитывает свои национальные интересы. Этот фактор по-прежнему актуален, учитывая, что нынешние прозападные тенденции в политике Грузии и Азербайджана полностью совпадают с американскими стратегическими целями, которые состоят в переделе Кавказа, вытеснении из этого региона России и усилении здесь влияния США и их западных союзников, а также Турции.
В целом, складывающийся в нынешних условиях геополитический контекст в регионе Южного Кавказа представляется достаточно прозрачным: Грузия является союзником США, как и Азербайджан. Эти два государства прочно пристегнуты к Западу территориальными и этнополитическими проблемами и стратегическими союзами – Грузия к США, Азербайджан к Турции. Единственным союзником России в Южном Кавказе является Армения. США и их партнеры по НАТО будут наращивать давление на нее, чтобы разорвать этот союз, переориентировать Армению на Запад. В этих условиях России следует приложить усилия, чтобы не дать возможности осуществиться этим планам. Для нее решение данной задачи представляется особенно важным в условиях роста противостояния с США и их западными союзниками на Кавказе, и вызванной этим обстоятельством необходимостью эффективной защиты своих национальных интересов в этом районе.
При анализе ситуации, сложившейся на Кавказе после войны в августе 2008 г., можно предположить, что планы усиления присутствия США и их западных союзников будут и впредь поддерживаться властями Грузии и с некоторыми оговорками – властями Азербайджана. Но при этом в Баку будут продолжать настаивать на принятие западными странами эффективных мер, направленных на решение проблемы Нагорного Карабаха (естественно, по азербайджанскому сценарию). Обстановка в Южном Кавказе во многом будет определяться развитием здесь политических процессов, отношениями между государствами региона. На расклад сил здесь в значительной степени скажется характер и уровень взаимодействия этих государств с Россией, ведущими странами Запада, региональными игроками – Турцией и Ираном. Геополитическая картина региона Южного Кавказа будет также подвержена корректировке процессами, происходящими на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках СНГ.
Существенная корректировка геополитической картины на Кавказе произошла в результате трагических событий в августе 2008 г. в Южной Осетии. Решительные действия российских войск в августе 2008 г. спасли народ Южной Осетии от угрозы физического уничтожения со стороны грузинских агрессоров. Последовавшее затем признание Россией Абхазии и Южной Осетии стало одним из наиболее успешных ее внешнеполитических шагов. Этот акт означал для абхазского народа осуществление их давней мечты о возрождении собственного государства. Установление в перспективе ассоциированных отношений между Абхазией и Россией представляется единственным правильным решением: только так сумеют абхазы обеспечить свою безопасность, создать действительные условия для создания и развития своей государственности. Для народа же Южной Осетии признание России открывает возможность для реализации национальной идей – исторического воссоединения со своими собратьями в Северной Осетии в рамках единого Российского государства. «Августовская» война показала, что возврата к прежней политической конструкции грузино-югоосетинских отношений быть не может, поскольку это означало бы упразднение республики южных осетин, что на практике возможно лишь при физической ликвидации Южной Осетии. Поэтому речь может идти только о территориальной целостности единого по истории, культуре и отношению к России осетинского народа, оказавшегося в состоянии «разделенной нации». Решению проблемы «разделенного» осетинского народа путем воссоединения и совместного вхождения в состав России альтернативы не существует. Полное единение абхазского и осетинского народов с народами многонациональной России – единственно верный путь: он полностью вписывающееся в планы создания Евразийского Союза Народов – проекта, реализация которого диктуется сложившимися реалиями многополярного мира, призванного стать точкой притяжения для бывших советских народов, в том числе, населяющих район Большого Кавказа.