Файл: Магистр Дудаев Т.О..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различные аспекты, касающихся этнополитических процессов на Кавказе и прежде всего, противостояния центральных властей Грузии с мятежными автономиями, трансформировавшегося затем в вооруженные конфликты, содержатся в материалах, опубликованных в разные годы в отечественных и зарубежных журналах и газетах.14 Эти материалы также были использованы в ходе написания дипломной работы.

Таким образом, в рамках исследования заявленной темы исследования был изучен, осмыслен и критически проанализирован широкий круг источников, что позволило раскрыть поставленную в работе проблему. Разнообразие источниковой базы помогла автору сформулировать свою позицию и решить поставленные в исследовании задачи.

Хронологическими рамками исследования являются 1990-2013 гг. Нижняя хронологическая рамка, скорее всего, не требует особых обоснований. Уже со времени заката существования СССР – некогда могучей страны, в бывших республиках Союза, ставших суверенными государствами (в том числе, расположенных в регионе Южного Кавказа) возникли сложные межэтнические и этнотерриториальные проблемы, в ряде случаев (Абхазия, Южная Осетия) перешедшие в вооруженные конфликты. Данные проблемы остаются нерешенными: разрушительная сила конфликтов в Южном Кавказе очевидна сегодня и скорее всего, сохранится в обозримом будущем.

Объектом исследования является проблема самоопределения Абхазии и Южной Осетии, возникшая в результате острого конфликта бывших автономий с Грузией – конфликта, дестабилизирующего политическую обстановку в регионе Южного Кавказа и в целом, создающего серьезные препятствия всему мирному процессу в Кавказском районе.

В качестве предмета исследования выступает содержание конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией, его общие и специфические черты, а также результаты и последствия – как для участников этого конфликта, так и для развития мирного процесса на Кавказе.

Основной целью исследования является комплексное изучение этноконфликтной ситуации, сложившейся в Южном Кавказе после распада СССР, прежде всего, выявления причин возникновения проблемы Абхазии и Южной Осетии, ее эволюция, современное состояние, а также перспективы развития. Для достижения указанной цели автором решаются следующие задачи:

- Определить место и роль района Большого Кавказа в современной мировой политике и международных отношениях; выявить роль кавказского узла в мировой геополитике;


- Исследовать особенности политики США, а также других ведущих стран Запада в районе Большого Кавказа, показать характер, масштабы и основные направления их противостояния с Россией в этом районе.

- Проанализировать причины возникновения пограничных, межэтнических и этнотерриториальных конфликтов на Кавказе. Проследить за основными этапами эволюции этих конфликтов, их современным состоянием, а также перспективами развития. Определить роль и место этнотерриториальных конфликтов Грузии с бывшими автономиями – Абхазией и Южной Осетией в рамках этнополитических процессов в регионе. Дать им оценку, имея в виду ущемление национальных прав абхазов и южных осетин, прежде всего их права на самоопределение в пределах своих исторических территорий. В случае южных осетин – также права на историческое воссоединение со своими северными собратьями и вхождение в состав Российской Федерации.

- Изучить преемственность и определить новые акценты в поисках путей самоопределения Абхазией и Южной Осетией после августовской войны 2008 г. Показать отношение к этому процессу Грузии и поддерживающего ее Запада – с одной стороны, и российского союзника Абазии и Южной Осетии – с другой. Дать характеристику современной кавказской стратегии Грузии, выявить базовую основу ее несбалансированного, антироссийского внешнеполитического курса.

- Раскрыть позицию России в войне августа 2008 г. в Южной Осетии. Дать оценку российским действиям с точки зрения внесения перелома в вопросе самоопределения Абхазии и Южной Осетии, приобретения вполне реальных очертаний их независимости и одновременно – укрепления стратегического партнерства с Россией.

- Дать оценку перспективам разрешения абхазской и югоосетинской проблемы, прежде всего с учетом национальных интересов абхазов и южных осетин, невмешательства Грузии, западных сил во внутренние дела Абхазии и Южной Осетии и достижения, таким образом, подлинного прогресса в достижении стабильного и безопасного мирного процесса на Кавказе.

Структура работы обусловлена предметом и задачами исследования и подчинена логическому принципу изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основных источников и литературы.



Г л а в а I этнополитические процессы в рамках геополитического противоборства на кавказе в постбиполярный период: общие вопросы

Этнополитические процессы, протекающие на Кавказе в постсоветское время, носят сложный, порой противоречивый характер. Они находятся под воздействием целого ряда факторов, тесно связанных как с политическим и социально-экономическим развитием указанного района, так и кавказской политикой России, США, ведущих стран Евросоюза, а также региональных игроков в лице Турции, Ирана, Саудовской Аравии. Влияние этих факторов на этнополитические процессы в Кавказском районе высокое: в конечном счете, именно под их влиянием формируется здесь новая геополитическая конфигурация в условиях многополярного мира.

В силу роста роли и значения Кавказского района в мировой политике интерес к его проблемам – как в нашей стране, так и за рубежом продолжает оставаться высоким. Отечественное кавказоведение пополняется новыми работами, которые посвящены сложным и многогранным процессам на Кавказе, в рамках которых приоритетное место занимают этнополитические, этноэкономические, этноконфессиональные, этносоциальные вопросы. Конечно, это положительное явление, хотя следует отметить, что многие из этих работ страдают отсутствием научного подхода к исследованию этих проблем. В массе мониторингового материала даются противоположные оценки и выводы по поводу происходящих на Кавказе событий и перспектив их дальнейшего развития. Так, авторы одних работ пытаются успокоить нас заявлениями, что на Кавказе у России нет никаких проблем, что «здесь все находится под ее контролем», другие же наоборот, заинтересованные в подогреве панических настроений, утверждают, что «Кавказ стремительно ускользает из-под влияния России». Однако в действительности и те и другие не правы: в их публикациях не отражаются в должной мере особенности и характерные черты этнополитических процессов на Кавказе, а выводы, как правило, носят поверхностный характер. В этой связи ученый-кавказовед В.В. Дегоев справедливо подчеркивает, что «разобраться в сопутствующей тональности не так уж сложно: в заупокойной стилистике столько же идеологически заказного, сколько и в бравурной».15

Между тем, экспертное разночтение современных кавказских проблем ведет к распространению среди части российского электората радикальных, «ультра патриотических» настроений. И вот уже из этого лагеря раздаются голоса, что «пора прекратить кормить чужих кавказцев», что России надо раз и навсегда оставить Северный Кавказ, отгородиться от него чуть ли не «железным занавесом» и т.д. и т.п. Кавказская тема поднимается «ультра патриотами» при каждом удобном случае, целенаправленно, с завидным упорством. Нет никакого смысла лезть в дебри этих ненужных дискуссий: оставим на совести тех, кто насаждает в российском обществе подобные настроения. Заметим только, что все российские граждане, включая тех, кто живет на Северном Кавказе, в равной мере заинтересованы в эффективном развитии страны, выдвижении ее в один ряд вместе с ведущими странами мира. В многонациональной России провокационные игры с размежеванием ее граждан по этнической принадлежности и религиозной вере несут в себе наибольшую опасность. Вылазки «ультра патриотов» наносят непоправимый вред российской государственности, они направлены на разрушение России: в лучшем случае, ставят целью его децентрализацию и регионализацию, т.е. усиление власти на местах в противовес федеральному Центру, а в худшем – способны поставить под вопрос само существование России, как единого, целостного государства. Не случайно, что президент В.В. Путин подверг уничтожающей критике идеи «ультра патриотов» об отделении Северного Кавказа. В своем интервью чеченским журналистам по поводу 60-летия со дня рождения первого президента Чеченской Республики А.-Х. Кадырова (23 августа 2011 г.) он в частности заявил: «Как только какая-то страна начинает отторгать от себя проблемные территории – это начало конца всей страны».16


Между тем, за рассуждениями о том, нужно ли России сохранить свое присутствие на Кавказе, как-то стало уходить из поля зрения, насколько стремительно растет актуальность этой проблемы для россиян. В данном случае она состоит в том, что цена несостоятельности кавказской политики является слишком высокой для нашей страны. Не будем мудрствовать и посмотрим правде в глаза: на всем протяжении 90-х гг. минувшего столетия Россия в противоборстве с ведущими странами Запада в регионе Кавказа постепенно скатывалась на вторые роли, что могло иметь для нее катастрофические последствия. Мог ли быть такой финал случайным явлением, роковым стечением обстоятельств? Скорее нет, чем да. Кавказская политика России того времени справедливо подвергается критике. Главными ее недостатками были откровенная вялость и пассивность; складывалось впечатление, что Москва добровольно отдает инициативу в руки своих западных соперников на Кавказе. В результате, начавшийся после развала СССР отход России на север привел к нарушению сложившегося в течение многих десятков лет геополитического равновесия на Кавказе и складыванию здесь новой ситуации, которая выражалась в заметном снижении влияния России и усилении присутствия в этом регионе нерегиональных сил – США и их партнеров по НАТО. Кавказ занял важное место в американском проекте Большого Ближнего Востока (ББВ), предусматривающего создание качественно нового, контролируемого Вашингтоном геополитического объединения, призванного заполнить тот «политический вакуум», который образовался в регионе после прекращения существования СССР. При этом роль составных частей проекта ББВ была отведена всем государствам Центральной Азии и Южного Кавказа, которые должны были объединиться с расположенными к югу от них странами. В случае успеха данного проекта Россия окончательно теряла свои кавказские позиции, что могло привести к судьбоносным изменениям на всем постсоветском пространстве, а также в масштабах всей Евразии, центр которой оказывался под контролем США.

Стартовые условия для реализации стратегических планов США и их союзников на Кавказе были созданы в результате объявления президентами России, Украины и Белоруссии, собравшихся в декабре 1991 г. в Беловежской пуще, о ликвидации Советского Союза. После прекращения существования некогда могучей страны на Кавказе развернулась «большая геополитическая игра», которая тесным образом переплеталась с проблемами безопасного и мирного развития для российских субъектов на Северном Кавказе и одновременно, молодых государств Южного Кавказа – Грузии, Азербайджана и Армении. Характерной чертой политического и социально-экономического развития последних стало неурегулированное состояние пограничных проблем и одновременно, высокий уровень конфликтности, базирующийся на межэтнических и этнотерриториальных разногласиях, трансформирующихся затем в фазу острого вооруженного противостояния. Разрушительная сила вооруженных конфликтов приняла реальные очертания с самого начала существования государств региона Южного Кавказа; она имеет место сегодня и, судя по всему, сохранится в обозримом будущем.