Файл: ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

твердят тебе, что я не тот — в значении допущения, позволения. Форма прошедшего времени используется для выражения побуждения к действию: Начали! Пошел! Инфинитив выражает категорический приказ: Схватить! Сидеть! Молчать!

5.5. Категория залога

Категория залога характеризует отношения между субъектом действия, действием и объектом, на который направлено действие. Эти отношения могут быть выражены в формах действи-

тельного и страдательного залога.

Действительный залог показывает, что субъект произво-

дит действие над объектом: Редактор определяет объем статьи; Журналист подготовил материал.

Страдательный залог показывает, что объект подвергается воздействию со стороны субъекта: Объем статьи определяется редактором; Материал подготовлен журналистом.

Вконструкции действительного залога логический субъект действия представлен в форме именительного падежа и является в предложении подлежащим, тогда как логический объект действия представлен в форме винительного падежа и является дополнением. В конструкции страдательного залога логический субъект действия представлен в форме творительного падежа

иявляется косвенным дополнением, а логический объект действия — в форме именительного падежа и является подлежащим.

Вконструкции действительного залога глагол стоит в спрягаемой форме, а в страдательном залоге форма глагола зависит от его вида. У глаголов совершенного вида значение страдательности, как правило, выражается за счет использования страдательных причастий прошедшего времени: Дуб посажен Петром Первым. Глаголы несовершенного вида могут выражать значение страдательности либо с помощью пост-

фикса -ся: Ребенок воспитывается бабушкой, либо с помощью страдательных причастий: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился.

146

Залоговые отношения могут выражать не все глаголы. Залог тесным образом связан с таким свойством глагола, как переходность. Переходными называются те глаголы, чье действие направлено непосредственно на объект. В предложении такой объект выражен существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога (прямое дополнение): Маль-

чик пишет письмо; Он ненавидит меня. Непереходные глаголы в систему залога не входят, так как у них отсутствует указание на объект, который подвергается воздействию. Не входят в систему залога и безличные глаголы, поскольку они не связаны с субъектом действия.

В отдельную группу выделяются возвратные глаголы, у которых субъект действия совпадает с объектом: мыться (собственно-возвратные), драться (взаимно-возвратный), радоваться­ (общевозвратный), собираться (косвенновозвратный), кусаться (безобъектно-возвратный). Возвратные глаголы являются непереходными. При использовании возвратных глаголов следует учитывать возможность совпадения разных значений, например, возвратного и страдательного:

Сюда собираются дети, заблудившиеся на улицах города — сами приходят или их кто-то собирает? Эти известия в трудовых коллективах неизменно встречаются с большим энтузиазмом

использование страдательной конструкции в данном случае недопустимо. Возвратные глаголы в техническом тексте можно употреблять в тех случаях, когда на первый план выступает само действие: Двери открываются автоматически; но: Деталь бросают в ванну (не бросается).

5.6. Причастие

Причастие — это глагольная форма, которая представляет действие, состояние как признак лица или предмета. Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Оно сохраняет глагольные категории времени, вида, залога, а также способность управлять существительными. Как прилагательное, причастие имеет категории падежа, рода и числа, которые зави-

147


сят от существительного. Синтаксическая функция причастия такая же, как и прилагательного — определение и сказуемое (в краткой форме).

Причастиябываютнастоящегоипрошедшеговремени.Причастия настоящего времени обозначают признак как развивающийсявнастоящем,вмоментречи,одновременныйсдействием глагола-сказуемого: горящий костер, исполняемая по радио песня.

Прошедшее время представляет признак как имевший место в прошлом: горевший костер, исполненная по радио песня.

Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия называют признак, развиваемый субъ-

ектом действия: читающий мальчик, падавший снег, вертящееся колесо. Страдательные причастия обозначают признак, испытываемый как влияние со стороны другого лица или предмета:

книги, прочитанные нами в детстве; сорванные ураганом провода.

Страдательные причастия имеют две формы — полную и крат-

кую: Господский сад уединенный, Горой от ветров огражденный. — Дорога была хорошо укатана и с двух сторон ограждена метровыми стенками.

Глаголы совершенного вида не могут образовывать причастий настоящего времени: сделанный, сделавший, а непереходные глаголы — страдательных причастий: загорающий, загорав-

ший.

В современном русском языке причастия являются характерной чертой книжных стилей и часто употребляются в возвы-

шенной, поэтической речи: От ликующих, праздно болтаюших, обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохра-

няют его в причастиях: глохнувший, мокнувший, киснувший, лип-

нувший и пр., а приставочные обычно теряют: оглохший, промок-

ший, закисший, прилипший.

Основные проблемы при использовании причастий — необходимость правильно образовать причастие и правильно согласовать его. От одного глагола можно образовать максимально четыре причастия, минимально — одно. Это зависит от вида глагола и переходности. Согласование причастий, осо-

148

бенно образующих причастные обороты, не всегда удается изза многообразия форм и удаления от главного слова: каждое причастие, как и прилагательное, изменяется по трем родам, двум числам и шести падежам, т.е. существует в двадцати четырех формах.

5.7. Деепричастие

Деепричастие — это глагольная форма, которая представляет собой действие, состояние как признак, характеризующий про-

текание другого действия: Он возвращался домой, хохоча во все горло.

Деепричастие — особая форма глагола, поскольку совмещает некоторые признаки глагола и наречия. Деепричастие сохраняет глагольную категорию вида: Он вошел, снимая на ходу пальто. —

Он вошел, сняв на ходу пальто, а также способность управлять существительным. Категории лица, времени, наклонения и залога деепричастию не свойственны. Подобно наречию, деепричастие является в предложении обстоятельством, отвечая на вопрос КАК?, а также не склоняется и не спрягается. При использовании деепричастий важно помнить, что действия, обозначаемые деепричастием и глаголом, должны совершаться одним и тем же лицом: Говоря об этом, он отвернулся — но не: Говоря об этом, рука его вздрогнула.

Деепричастия в современном русском языке образуют две диаметрально противоположные по стилистической окраске группы: книжные формы с суффиксами -а, -я, : дыша, анализируя, сказав и разговорно-просторечные с суффиксами -вши, -ши. Соответственно у некоторых глаголов образуются синонимичные пары деепричастий: взяв — взявши, дав — дав-

ши, купив — купивши, подумав — подумавши, приехав — прие-

хавши и пр. Подобные формы употребляются в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут и пр.

В парах высунув—высуня,положив—положа,скрепив—скре- пя, сломив — сломя, спустив — спустя вторые формы являются

149


устаревшими и употребляются только во фразеологических сочетаниях.

Архаичными, употребляемыми в целях стилизации под народную или старинную речь являются формы на -учи / -ючи:

глядючи­ , греючи, едучи, играючи, жалеючи и пр. Формы играючи, крадучись, припеваючи, умеючи лишены указанной окраски,

поскольку превратились в наречия: делать играючи, идти кра-

дучись, жить припеваючи, пользоваться умеючи. Общепринята форма будучи. В настоящее время обычно сочетается с полным, а не с кратким прилагательным: будучи прилежным, а не будучи прилежен.

Практикум

1.Исправьте глагольные формы.

1.С юных лет отец учил его услуживать начальнику. 2. Эти люди не умеют воздействовать силе, подавляющей их. 3. Воланд всячески проучивает людей за жадность. 4. Духовные проблемы, переживания испещеривают морщинами душу.

5.Человек должен не загрязнять леса, не стравливать рыбу в реках, сажать деревья. 6. Такого человека называют хорошим, особенно если его свершения пригождаются на многие-многие лета. 7. Обмельчало Каспийское море. 8. С чем боролись или с кем эти люди и сами толком не знали, им казалось, что если с их помощью они уничтожат богатых, то им заживется легко. 9. Чувствуя свою вину, они вешались, застреливались и так далее. 10. Распростертым по ней пальцем левой руки пригваздываешь, как бабочку, лососину и... в пасть, в пасть! 11. Обязательно пойду на эту церемонию и всех вам повыдаваю. 12. Особого внимания требовал грузовой транспорт, а также машины, которые долго отстаивались у подъездов. 13. Молодежь в течение двух дней демонстрирует против войны. 14. Несколько раз Владимиру пришлось робинзонить на арктических островах из-за ЧП с моторками.

150


2.Определите ошибочные случаи употребления возвратных глаголов.

1.люди потихоньку спивались, растлевались, убивали. 2. Постепенно деградируется все — общество, мораль. 3. Слезы сами накатывают на глаза. 4. Судьба комедии удивительна: сначала, запрещенная властями, она распространялась в списках, потом проходилась в школах и университетах. 5. С самого начала произведения герои раскладываются на два типа. 6. В романе постоянно преследуются жизни крестьян. 7. Человек преступником не рождается, его им становит социальное положение, где он растет. 8. И пишись комедия Грибоедова в наши дни, она называлась бы не «Горе от ума», а «Горе без ума». 9. автор словно проникся в душу Раскольникова и анализирует его действия.

10.люди тысячами уезжали из страны и ссылались в лагеря.

11.Простые русские люди угнетались, особенно сельские жители. 12. Задумывался ли кто, что эти слова могут отнестись и к нему? 13. По мнению Раскольникова, это убийство забудется многими другими радостями. 14. Это, конечно, в старости: в молодости ни о чем подобном Дягилеву не страдалось. 15. Если мы все заинтересуемся в том, чтобы жить нормально, нам же всем станет только лучше и морально, и материально. 16. Обманутые люди платятся своими деньгами. 17. В романе глубоко проглядываются нравственные проблемы. 18. Практически 50% выпущенных автомобилей к концу года стали комплектоваться такими моторами. 19. С каждой новой войной убивалось все больше людей, разорялись хозяйства. 20. Они устали, они изголодали, они иссяклись и морально, и физически. 21. У нее был красивый облегающийся купальник. 22. Издали лес отливался то синим, то зеленым цветом.

3.В чем причина неудачного выбора форм причастий и отглагольных прилагательных?

1.Это гениальные люди своего времени, проникающие любовью и состраданием к России. 2. Для поэта такая открытость обернулась незаживаемыми ранами. 3. Попав в отряд, он был

151

подвержен насмешкам и издевательствам. 4. Тема мира — самая видная и самая понимаемая тема романа. 5. Духота атмосферы рассказа ощутимы читателями с первых страниц. 6. Опыт Китая показывает, что при настоящем руководителе можно превратить отставающую страну в могучую державу. 7. Не только наука заинтересована этим созданием. 8. Образ «лишнего человека» развивается до полностью деградировавшегося дворянина Обломова. 9. Смерть постоянно находится рядом, а те, кому удается выжить, подвергнуты психическому стрессу. 10. Рыбак, еще не подвергшись пыткам, все выдает полицаю. 11. При скромном достатке народа стали посещаемы театры и концертные залы. 12. Он угрожает людям, занимаемым более высокое положение. 13. Это время требует новых героев — сильных, смелых, пойдущих по жизни твердой поступью. 14. Это жизнь, деградирующая человека. 15. Все это вымысел, касаемый судеб отдельных персонажей. 16. Об этих чувствах можно судить, взглянув на публикующиеся нами фотографии. 17. Педагог должен объяснить формировывающейся личности, что такое хорошо и что такое плохо.

4.С чем связаны ошибки в образовании форм деепричастий?

1.Благодаря разговорам с Соней он понял, что согрешил, и раскаялся в содеянном, тем самым обрев Бога в своем сердце. 2. В то время, писав этот роман, Гончаров хотел показать жизнь, прожитую впустую. 3. Раскольников ушел слишком далеко от своего идеала,идеализировавтолькосвоютеорию.4.Онумирает,ничего не оставя после себя. 5. Чего добились, сверша эту революцию?

6.Часам к четырем внаглую выглянуло солнышко, бликанув по джипам и «волгам» вип-гостей, лицам горожан и крестам храмов.

7.Отжив большую половину жизни, Николай Петрович извлек из нее много положительного. 8. Караясь, такие люди искупают свою вину. 9. Каждое утро, брав с собой краски, художник выходил на берег. 10. Он убивает ее, вонзя в нее нож.

5.Оцените использование оригинальных глагольных форм.

1.Потенциальные покупатели имеют возраст 25—30 лет, много работают и столь же интенсивно «хоббируют». 2. Ксерок-

152


суй — или проиграешь! 3. Губин маньячить отказался. 4. Имеется в виду готовность муниципальных служб жизнеобеспечивать населениевзимнихусловиях.5.Авыгоднолигорбатитьсятрудовому люду, по полгода совсем не видеть солнца, выкрашивать зубы от недостатка его лучей и прочих полезных витаминов? 6. Дикой и Кабаниха ругаются, в чем-то рукоприкладствуют. 7. Занимая определенное положение, человек сам может инициализировать различные события. 8. Видимо, оттого, что «частная практика», да и вся «большая медицина» во Франции «одомашнена и обуютена», врачи становятся для своих пациентов друзьями и семейными докторами. 9. Недавно такую возможность любопытным предоставили столичный «Сатирикон» и Театр Луны, один за другим отпремьерив шекспировским «Ричардом Третьим». 10. Двенадцатилетняя Лена Алехина тарзанила с подружкой, но не удержалась и рухнула на землю.

6. Выявите случаи синонимии наклонений, лиц и времен, объясните их.

1.Хвощ (пес) сидел, вжимаясь в песок дорожки, чтобы не кинуться наутек, дрожа, как желе, и прижимая уши в знак капитуляции, а к нему грозно шагал наш маленький Сили (кот), обычно такой робкий. Я схватила его не без опаски. Хвост он распушил, что твой дикобраз, и выкрикивал через мое плечо грозные предупреждения. Пусть только он еще раз сунет нос в нашу долину, и он ему уши отгрызет, вопил Сили перепуганному Хвощу. Пусть только ступит лапой на нашу дорожку, и он его съест. Обмочи еще раз столб наших ворот, и он... какую жуткую сиамскую кару это навлекло бы, мы не услышали. Я уже оставила его в доме и заперла дверь.

2.Порой я становлюсь в тупик при мысли, как ему это удается. Срубите дерево в верхней части нашего леса, и оно еще не успеет упасть, как из-за стволов появляется старик Адамс. Тихонько займитесь починкой садовой стенки — она у нас сложена из камней и постоянно обрушивается, — и чуть положишь

153

камень неудачно, так, что все снова разваливается, как по ту ее сторону возникает старик Адамс.

3. Наши менторы, естественно, были в своей стихии.

Говорили же тебе, что давно надо было починить ворота, — десять раз на дню повторял старик Адамс то мне, то Чарльзу.

Дал бы ты мне докончить, — с надеждой настаивал Эрн.

4.И побежал Жилин назад, налево в гору, в лес. Костылин все отстает и охает, Жилин шикнет-шикнет на него, а сам все идет.

5.В третий раз закинул он невод. Пришел невод с одною рыбкой. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим. Удивился старик, испугался.

6.Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут. Шумя крыльями, он упадет на курган, неуклюже ступнет два раза и станет чистить изогнутым клювом коричневый веер вытянутого крыла, а потом застынет, откинув голову и устремив в вечное синее небо янтарный, окольцованный черным ободком глаз.

7.Еще одно явление, которое нигде больше не встретишь, — джипни, его прадед — американский виллис времен второй мировой. Салон увеличен, чтобы влезли десятка два пассажиров. Ездить на джипни, есть креветок и рис, мучиться от влажной февральской жары и открывать райские острова, попивая филиппинский ром, привыкаешь на удивление быстро.

8.На хорошую оперу в Милане ходить очень даже принято. Особенно если за пультом стоит худрук театра Риккардо Мути. Билеты на Мути раскупаются задолго до спектакля, так что только к спекулянтам и обращайся.

Тема 6. Основные понятия синтаксической стилистики

Предложениеисловосочетание—синтаксическиеединицыраз- ного назначения, каждая из которых имеет свои существенные

154