Файл: ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 585

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Женщина или черт? Доминиканца ряса? Оперный плащ певца? Вдовий смиренный плат? Резвой интриги щит или заклад последний? Хочется целовать. Воет завод. Бредет Дряхлая знать — в кровать, глупая голь — к обедне.

(М. Цветаева)

Мама, сказка, каша, кошка, Книжка, яркая обложка, Буратино, Карабас, Ранец, школа, первый класс.

Грязь в тетради, тройка, двойка, Папа, крик, головомойка, Лето, труд, река, солома, Осень, сбор металлолома.

Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом, Гоголь и Наполеон, Менделеев, Герострат...

Бал прощальный, аттестат. Институт, экзамен, нервы, Конкурс, лекция, курс первый, Прочность знаний, чет-нечет, Радость, сессия, зачет.

(В. Кушнер)

ТЕМА 10. Однородные члены предложения

10.1. Союзы и предлоги при однородных членах предложения

Однородными называются синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью. Они выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении; связаны с одним и тем же общим членом предложения. Для связи однородных членов предложения используются следующие сочинительные союзы: 1) соединительные И, ДА, НИ...

178

НИ:Самоннибогат,низнатен,ниумен;2)противительныеА,НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО: Унегонебольшая,нооченьхорошаяколлекция картин; 3) разделительные ИЛИ, ЛИБО, ТО... ТО, НЕ ТО... НЕ ТО: Яилизарыдаю,илизакричу,иливобморокупаду; 4) двойные со-

поставительные: КАК... ТАК, НЕ ТОЛЬКО... НО И, ЕСЛИ НЕ...

ТО: Они не только по обличию, но и по звуку различали самолеты; Его квартира хотя и просторна, но темна и неуютна.

Имеющийся при однородных членах предложения (косвенных дополнениях и обстоятельствах) предлог может повторяться перед каждым из них или стоять только перед первым: Ночь медленно течет без звезд, без звуков, без движенья; Дочка вернулась с листом бумаги, чернильницей и пером.

Союзы при однородных членах предложения. При отсутствии союзов конструкция образует незамкнутый ряд и не имеет характера исчерпывающего перечисления, то же самое при повторении союза перед каждым однородным членом: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом; Колокольные звоны, и зеленые клены, и летучие мыши, и Шекспир, и Овидий — для того, кто их слышит, для того, кто их видит, оттого все на свете и грустит о поэте.

При постановке союза И перед последним однородным членом образуется замкнутый ряд со значением исчерпывающего пере-

числения: И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман.

Попарное соединение однородных членов союзом И возможно в следующих случаях: объединяются близкие по смыслу слова: рабочие и служащие, студенты и пенсионеры; объединяются слова-антонимы: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой; объединяются попар-

но далекие друг от друга по смыслу понятия — это дает эффект неожиданности, оживляющий речь; широко используется в пу-

блицистике: Он одинаково проникновенно рассказывает о похоронах кинозвезды и о выставке дверных ручек, о юбилее почтенного банкира и о погоде в штате Юта, о перестрелке на соседней улице и о собственном завтраке.

Предлоги при однородных членах предложения. Возможны варианты, когда ставится один предлог либо предлог повторя-

179


ется перед каждым однородным членом. Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неправильное толкование:

Материалы для статьи и для курсовой работы. — Материалы для статьи и курсовой работы. Нельзя опускать разные предлоги, повторяются предлоги и в случае распространения однородных членов: на работе и в школе; Он жил в нищете и в роскоши, в дорогих гостиницах и на квартирах, у близких друзей и среди полузнакомых бродяг.

10.2. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения

Нельзя использовать в качестве однородных членов предложения вещественно неоднородные, несопоставимые понятия: он любил котлеты и жену; нянька всегда носила чистый сарафан и младенца. Подобные конструкции используются в художественной литературе для создания комического эффекта, для каламбуров и пр. Например, Дж. Даррелл: На деревянных ска-

мьях ехало великое множество отпрысков рода человеческого в сопровождении ребятишек, бутылей с вином, тещ, козлов, кур, свиней, корзин с фруктами и прочими необходимыми в путешествии вещами.

Нельзя не учитывать лексической сочетаемости с глав-

ным словом: Так и не возникали у него ощущения слитности, растворяемости с миром, с землей.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: Тополиный снег летит, Душный и тяжелый, На асфальт и на гранит, На дома и школы.

В перечисление не должны входить скрещивающиеся по-

нятия: для студентов и девушек, для стариков и пенсионеров.

Надоизбегатьконструкций,когдасмещаютсярядыодно-

родных членов: Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

При попарном сочетании однородных членов нельзя делать это произвольно; должен использоваться либо принцип смежности, либо принцип контраста: Мы обсуждали

180


эту новость на улице и под дождем, вчера и за чаем, в кухне и на совещании.

Не сочетаются в качестве однородных членов имя существительное и инфинитив: Он хотел покоя и обе-

дать.

Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение; Не следовало бы отрицать самый факт, а лишь указать на недочеты.

Нельзя использовать в качестве однородных деепричастные и причастные обороты и придаточные предложения:

Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номережурналаикотораярассказываетонеизвестныхстраницах войны.

Практикум

1. Какие члены предложения в приведенном отрывке из поэмы М. Цветаевой «Чародей» (1914) являются однородными и как это влияет на стилистическую окраску текста?

Он вылетает к нам, как птица.

Исам влетает в нашу сеть!

Исразу хочется кружиться, Кричать и петь!

Прыжками через три ступени Взбегаем лесенкой крутой В наш мезонин — всегда весенний И золотой.

Где невозможный беспорядок, Где словно разразился гром Над этим ворохом тетрадок Еще с пером.

181

Над этим полчищем шарманок, Картонных кукол и зверей, Полуобгрызанных баранок, Календарей.

Неописуемых коробок С вещами не на всякий вкус,

Пустых флакончиков без пробок, Стеклянных бус,

Чьи ослепительные грозди –

Clinquantes, eclatantes grappes11

Звеня, опутывают гвозди Для наших шляп.

Садимся — смотрим — знаем — любим, И чуем, не спуская глаз, Что за него себя погубим

Аон — за нас.

2.Выделитеслучаинеправильногоиспользованияоднородныхсказуемых.

1.На него часто покрикивают и проклинают проезжающие.

2.Он не стыдится, а, наоборот, гордится своими красными натруженными руками. 3. Исследования должны давать или способствовать обоснованию научных знаний. 4. В огромной мере этоповлиялоиотразилосьнарусскойлитературе.5.Этивопросы должны быть ясно сформулированы, а ответы на них — легкими.

6.Это всеми известные и горячо любимые писатели. 7. Такую психологию называют ненаучной, которая сосуществует, а не просто предшествует научной психологии. 8. Такие люди либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться в бездействии, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. 9. Печорин был молод, худеньким и одетый в новенький мундирчик. 10. Татьяна стала знатной дамой, но, к сожалению, занятой и другому вер-

11Звенящие, лопающиеся гроздья (фр.).

182


ная. 11. Базаров исповедовал нигилизм, не оставляя в сердце места таким чувствам, как любовь, поэзия, живопись. 12. Она всегда была в хорошем настроении, беззаботной и с безграничной красотой души.

3.Какой принцип нарушен в данных примерах?

1.Печорин — обладатель стальной воли и золотых медалей.

2.Мы сталкиваемся с той же проблемой и в прошлом, и в пословице. 3. Это понимают все, заканчивая простыми солдатами и людьми. 4. Миллионы жизней молодых и старых, мужчин и женщин, мальчиков и детей сгорели в огне войны. 5. Все его времяпровождение заключается в балах, прогулках, ресторанах.

6.Автор показывает нам, что за время войны погибло очень много людей, а также и мирные жители. 7. После революции правительство боролось с безграмотностью, с бездомными. 8. Война порождает голод, вдов, сирот. 9. Чацкий глубоко обманывается в Софье, надеждах, убеждениях. 10. За остальными инвалидами ухаживают либо родственники, либо центры, в одном из которых работаю я. 11. Слышишь живо голос, видишь то безудержное веселье, то задумчивые глаза и невольно зачитываешься.

12.Мелькают кроссовки и шпильки, талисманы-камешки и золотые цепочки, футболки и деловые костюмы, по-вечернему пунцовые губы и полное отсутствие косметики. 13. Помимо больного желудка писатель «славился» своим плохим характером и перепадами настроения, циррозом печени.

4.Определите причину ошибки и предложите несколько вариантов исправления.

1.В первую очередь это здоровье, любить и быть любимым (то есть личная жизнь человека), а также дорогая сердцу работа.

2.Идеальный образ чиновника в их понимании — это человек, который не столько должен печься о службе, сколько безмолвный исполнитель чужих приказов. 3. Вот это интересно послушать: ухаживания кавалеров, работа на заводе, о гуляньях с гармонью, о войне. 4. К этой группе относятся как к элите, которая оторвана от реальности и не понимающей практических проблем. 5. Четко видны блоки вопросов инструментария и какие

183

характеристики они выявляют. 6. Тот фундамент, который был заложен в детстве и ставший большой стеной, помогает человеку в течение жизни. 7. Я думаю, что для писателя не только издавать свои произведения, но и их читаемость — высшая награда благодарнойпублики.8.Аведьестьчеловек,укоторогоестьмечта и обладающий бессмертной душой. 9. Белинский писал, что Пушкину свойственны пылкость, впечатлительность, живость, увлекаться и увлекать людей. 10. Только после соответствующей публикации в газете раскрытием кражи в королевском дворце занялся не только Скотланд-Ярд, но к щекотливому делу подключилась британская разведка. 11. Для того, чтобы хорошо работать, нужно не только знать свое дело, но и желание работать. 12. Тюлень был гладким, скользким, эластичный.

5.Определите тип ошибки и исправьте ее.

1.Это может быть как самый маленький сегмент словесного, так и несловесного действия. 2. Платон Каратаев учит непротивлении злу и миру в душе. 3. Это течение было направлено в сторону отмены крепостного права, отмены сословий, равенства. 4. И сейчас чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше. 5. Брюсов призывал к красоте и искусству. 6. Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств, а как столкновение человека с реальностью. 7. В «Тихом Доне» много гуманных и жестоких сцен. 8. В литературе мы встречаем много примеров содержательных и бессмысленных жизней людей.

9.Надеемся, что наладится и экономика в стране и поднимется жизненный уровень.

ТЕМА 11. Стилистика вводных слов и обращений

11.1. Особенности использования вводных слов и вставных конструкций

Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения и вносят в предложение дополнительные модальные, эмо-

184


циональные и экспрессивные значения. Выделяют несколько групп вводных слов по их значению:

а) выражающие чувство говорящего — радость, сожаление,

удивление, горе и пр.: к моему стыду, к сожалению, по счастью, нам на радость;

б)выражающиестепеньдостоверностисообщения—уверен- ность, предположение, возможность и пр.: конечно, несомненно,

в сущности, надо полагать, очевидно, скорее всего;

в) выражающие особенности связи и способов оформле-

ния мыслей: итак, следовательно, напротив, иными словами, вопервых, например, мягко выражаясь;

г) указывающие на источник сообщения: говорят, сообща-

ют, на мой взгляд, мол, дескать, по непроверенным слухам;

д) представляющие собой обращение к собеседнику: пред-

ставьте себе, скажите на милость, видите ли, поверьте, поймите;

е) выражающие экспрессивность высказывания: кроме шу-

ток, честно говоря, смешно сказать, не в укор будь сказано, не к ночи будь помянут.

Вкачестве вводных слов употребляются специально предназначенные для этой цели слова: впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно. Но большая часть вводных слов по своему происхождению — знаменательные слова и их сочетания: без со-

мнения, в сущности, самое главное, кроме того, вернее, кстати, полагаю, говорят, так сказать, короче говоря.

Втой же функции, что и вводные слова, могут употребляться целые вводные предложения, значение которых соответствует тому или иному разряду вводных слов. Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению с помощью союзов или без них: Как говорят моряки, ветер крепчал; Эти бумаги, если я не ошибаюсь, были получены еще во вторник.

Вставными называются конструкции (слова, словосочетания, предложения), содержащие различные дополнительные указания, попутные замечания, уточнения, оговорки, поправки.

Вотличие от вводных слов и конструкций не выражают модальных значений, не могут стоять в начале предложения. Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или

185