Файл: ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 584
Скачиваний: 17
Практикум
1.Определите, с чем связаны ошибки в управлении, и исправьте их.
1.На будущее теперь он смотрит ясным взором, дышит полной грудью весенний воздух. 2. Многие люди и сейчас истощены, бедны душой и внутренним миром. 3. Все те же черты сопутствуют настоящих чиновников. 4. Этот человек выстоял все удары судьбы. 5. Нас удивляет его нравственная неразборчивость к людям. 6. Все писатели и поэты не прошли мимо тему любви к родине. 7. И может быть, стоит уделить внимание и на этих людей? 8. Гости не считают ничего зазорного в том, что нужно прислуживаться. 9. Ошибки, допущенные отцами, мы пробуем избежать. 10. Важно найти в себе человека, а не подобие на него. 11. Выступление можно начать с иллюстрацией. 12. Раневская вызывает удивление в своей непрактичности. 13. На этот роман был поставлен замечательный фильм.
14.Этому свидетельствует огромный след в русской литературе. 15. Татьяна, полная жизнью, энергией и верой, не чувствует ответной любви. 16. Есть эпизод, на котором я хотела бы обратить побольше внимания. 17. Онегин страдает из-за своего эгоизма к окружающим людям. 18. Природа бессильна с человеческой жестокостью. 19. Клайд заплатил за свое преступление электрическим стулом. 20. Существует много трактовок на то, что же такое политика. 21. Слова об изменении общества приводят их к ужасу и раздражению. 22. Писал он свои стихи из того, что видел, чувствовал, чем жил, кого любил. 23. У вас хорошие человеческие качества, не сгорайте их в думском горниле. 24. В начале произведения Татьяна пишет письмо Онегину о признанию своей любви к нему в надежде встречному ответу, но увы, героиня получает отрицание.
2.Разделите приведенные ниже примеры на две группы: правильное и ошибочное использование предложного падежа.
1.Только не надо со мною о нем говорить. 2. Люди пытались предостеречь друг друга об ужасных последствиях войн.
171
3.В будничной суете человек не склонен задумываться о том, откуда произошло то или иное имя. 4. Все это углубляется волнениями о третьей мировой войне. 5. О чем поет ночная птица?
6.Председатель привлекает население о вступлении в колхоз.
7.Писатель пишет и понимает о непереносимости жизни для большинства людей. 8. на первом собрании Давыдов начинает призывать о сохранении колхоза. 9. Широкое признание писателя нельзя объяснить только его творчеством о борьбе пролетариата.
10.Внемлю сказке древней, древней о богатырях, о заморской о царевне, о царевне... ах! 11. Подробно об этой теме пишет Чингиз айтматов. 12. О ком останется след? 13. Благодаря вам нам стали известны факты о том, что газета приходит несвоевременно. 14. Об одном таком человеке я хочу описать подробнее.
15.Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить о проблеме.
3 . Какие правила нарушены авторами данных публикаций?
1. Главный «коммунист» оказался неудовлетворенным и так расстроился, что отказал на участие в аналогичном проекте режиссеруГоворухину.2. Книгасодержитувлекательныесведения из образа жизни и поведения земноводных и пресмыкающихся. 3. Я поставлен не над, а впереди своих земляков, чтобы по возможности пролагать им путь. 4. лечение от Бога. 5. Завершилась встреча чаепитием и вручением подарков для почетных гостей. 6. новая эпидемия принесла и новые сюрпризы — выяснилось, что болезнь может передаваться и на молочные продукты. 7. Именно эти люди — наше будущее, через них к нам возвращаются чистые подъезды и деревья около дома. 8. Каждый день люди приходят сюда, чтобы рассказать нам свои проблемы. 9. Скоро состоится его свадьба на молодой и красивой девушке. 10. Она удивлена его появлению. 11. Влияние Пушкина на события литературной жизни продолжается, мы в этом ему благодарны. 12. При защите своего города, где родился и вырос, человеку будет уже все равно на исход. 13. Ярким примером служат строки, посвященные красоте и мужеству русским женщинам.
172
4.Выделите случаи устаревших или просторечных форм управления, исправьте фразы в соответствии с современными нормами.
1.— Ты ей знаком? — Я им сосед. 2. Однако старый аптекарь нас заметил и всякий раз, когда мы приходили в аптеку, он на нас улыбался. 3. Получив разрешение на магазин, мы стали рыскать по городу в поисках за помещением и за компаньонами. 4. Тогда мы принялись дежурить злосчастного старикашку у дверей магазина. 5. Не нашлось никого, кто пожелал бы руководить его в этом многотрудном деле. 6. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка.
7.Он испытывает отвращение от подобных разговоров. 8. Мой гость, видимо, робел меня и не решался задавать вопросы.
9.Не смейся горестям моим. 10. Все это говорит за отсутствие заботы о кадрах. 11. Какое поразительное равнодушие за судьбу наших газет сквозит в этих строках. 12. Известен пример об исправлении Достоевским фразы Григоровича. 13. Крепостные оказались в полной зависимости помещика. 14. Домохозяйка до глубины души осталась довольна за то, что про нее не забыли. 15. Посетителей просьба вытирать ноги. 16. Он взором ласточек следил. 17. Княжна торговала чудесный персидский ковер.
5.Выделите черты канцелярского стиля, устраните нанизывание падежей.
1.Рудин способен даже от любви отказаться от слабости характера, малодушия и страха. 2. Важно решить для себя, в чем нравственные принципы жизни поведения человека. 3. Рыбак Игнатьич, расставив неводы на реке, отправляется проверить их с целью улова. 4. Ведь сколько наносится сердечных травм по причине непонимания, сухости натуры, отсутствия романтизма, а главное — эгоизма. 5. Оттого и огромен размах проникновения автора в читательское сердце. 6. Все это лишь поиск души смысла жизни. 7. Человек должен воспитываться в любви и ласке с целью получения такого качества, как человечность. 8. Эти люди день за днем идут в направлении достижения намеченной цели. 9. Одни начальники устраивают систему ведения управ-
173
ления городом, другие разрушают ее. 10. Рассмотрим эту тему с точки зрения жизни человека конца двадцатого века. 11. Эти люди способны бросить вызов стихии тирании бесправия и бесчеловечности. 12. Осуществляется фиксация элементов поведения участников собрания. 13. Порфирий стал копией отражения лица своей матери. 14. Есть ли в нас подсознательный протест уничтожения природы? 15. Это фашисты, символом непримиримости борьбы которых с коммунистами является черная рубашка. 16. Особенностью взорванного устройства является наличие в нем признаков осуществления реакции синтеза легких ядер. 17. Тогда проблема округления стоимости товара в сторону увеличения имела определенный экономический смысл. 18. Не пытайтесь воздействовать на детей с помощью метода давления и грубой силы. 19. Компания признает факт невозможности съемок продолжения фильма без согласия сценариста. 20. Вся жизнь проходит в неверии состояния души человека и его чувств. 21. Тургенев тщательно описывает детали эволюции заключений Базарова о природе, о жизни и о человеке. 22. Что же касается российских специалистов баскетбола, в том числе и преуспевающих на ниве воспитания талантов детских тренеров, то благодаря финансовой инъекции РФБ они на далекую землю попали. 23. Это неутомимые воины армии борьбы с жировыми отложениями.
ТЕМА 9. Стилистика односоставных предложений
В двусоставном предложении субъект действия (подлежащее) и предикат (сказуемое) представлены раздельными элементами, а в односоставном существует только один главный член предложения, по форме совпадающий либо со сказуемым, либо с подлежащим.
9.1. Виды односоставных предложений
1. Определенно-личные — односоставные бесподлежащные предложения ,главныйчленкоторыхвыраженглаголомвформе
174
1-го или 2-го лица настоящего / будущего времени. Выделяются два типа определенно-личных предложений в зависимости от того, чем выражен глагол-сказуемое: формой изъявительно-
го наклонения: Объеду еще раз и пойду к генералу, попрошу тогда его... Не хотите ли чаю? или повелительного: Ну вот, присту-
пай к делу. Идите, выполняйте приказание.
2.Неопределенно-личные — односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен глаголом
вформе 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени, в форме множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения: Кричали далеко...
Дали бы мне участок в шесть соток... Такие предложения обо-
значают действия, совершаемые неопределенными лицами, не обозначенными из-за их неизвестности или намеренного устранения из речи.
3.Обобщенно-личные — односоставные бесподлежащные предложения, главный член которого обычно выражен глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже — 1-го или 3-го лица множественного числа и обозначает действие, потенциально относимое к любому лицу (возможное подлежащее: «все», «каждый», «любой».) Основная функция таких предложе- ний—выражениеразногородаобщихсуждений,аксиом,вопло- щаемых в пословицах или поговорках: Семь раз отмерь — один раз отрежь; Что имеем — не храним, потерявши плачем; После драки кулаками не машут.
4.Безличные — предложения, в которых единственный главный член, сказуемое не выражает значение лица. В таких предложениях сказуемое может быть выражено либо безличным глаголом, либо словом категории состояния. Глагольные сказуемые могут быть выражены безличным глаголом: Уже светает; Мне не спится; личным глаголом в безличном употреблении: Мело, мело по всей земле...; возвратной формой личного глагола: Здесь ему не работается и пр.
5.Инфинитивные — предложения, где предикативный центр состоит из инфинитива. Инфинитивные предложения могут выражать:
175
•значение неизбежности действия: Нам здесь жить; Быть
беде;
•значение желательности действия: Тут бы мне и спросить
его..;
•значение приказа, долженствования: Сидеть тихо! Мол-
чать!
6.Номинативные — односоставные предложения, предикативный центр которых состоит из существительногоподлежащего. Имя существительное, образующее главный член номинативного предложения, совмещает в себе образ предмета
иидеи его существования в плане настоящего: Шепот, робкое дыханье, трели соловья... (А. Фет). Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок). Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле... (А. Ахмато-
ва). Экспрессивные возможности номинативных предложений определяют их использование в статических описаниях, в повествованиях для передачи быстрой смены явлений и предметов, в эмоционально окрашенной речи с восклицательными инто-
нациями: Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.
Практикум
1. Объясните стилистическое использование односоставных предложений.
1.Надеть шнуродержатель светильника на потолочный крюк
иприсоединить к сети при помощи клеммной колодки; проверитьсветильникназажигаемость.2.Анкетыдлявыездазаграницу быстро и по государственным расценкам отпечатают в бюро бытовых услуг фирмы «Радуга». 3. Сохраним леса для наших детей! 4. Встретим Первомай новыми трудовыми успехами! 5. Хлеб белый. Тонкий пшеничный аромат придает ему неповторимый вкус. Полезен для рационального питания. 6. Путешествие на теплоходе. Какое это удовольствие! 7. ЕСЛИ ЛУЖИ НА ДВОРЕ... Детям — для игр во дворе и в парке, молодежи — в поход
176
и на загородную прогулку, взрослым — на садовый участок и на рыбалку, — удобные, непромокаемые резиновые сапоги. 8. Головокружение — кто с ним не сталкивался!
(примеры Б. Нормана)
2. Объясните художественно-стилистические особенности односоставных предложений.
Дворцов и замков свет, дворцов и замков, цветник кирпичных роз, зимой расцветших. какой родной пейзаж утрат внезапных, какой прекрасный свист из лет прошедших.
(И. Бродский)
Как бывало, забудешь, что дни идут.
Как бывало, простишь всем, кто горд и зол. Лишь видишь — тучи вдали встают Да слушаешь песни окрестных сел.
(А. Блок)
Хвала развязке. Занавес. Конец.
Конец. Разъезд. Галантность провожатых, У светлых лестниц к зеркалам прижатых, И лавровый заслуженный венец.
(И. Бродский)
Тот же голос, тот же взгляд, Те же волосы льняные. Все как год тому назад.
Сквозь стекло лучи дневные Известь белых стен пестрят...
Свежих лилий аромат И слова твои простые.
(А. Ахматова)
Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет. Пили всю ночь, всю ночь, вплоть до шестого часа. А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ.
177