ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

А. Ю. Иванов, Г. Н. Бутузова, И. И Романенко

ЧЕРТЕЖИ МОСТОВ

Практикум

Владимир 2007

УДК 744:624.21 ББК 30.11:39.112.2

Ч-50

Рецензенты

Доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой технической графики

Владимирского государственного педагогического университета

Е. П. Михеева

Кандидат технических наук, доцент

Владимирского государственного университета

Г. В. Проваторова

Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского государственного университета

Иванов, А. Ю.

Ч-50 Чертежи мостов : практикум / А. Ю. Иванов, Г. Н. Бутузова,

И. И. Романенко ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Вла-

дим. гос. ун-та, 2007. – 48 с. – ISBN 5-89368-718-3

Включен материал по одному из разделов дисциплины Архитектур-

оительная графика Изложены общие сведения о мостах, правила и особенности оформления чертежей на них; приведены варианты заданий

Содержатся указания о порядке и последовательности работы студентов над заданием и образцы выполнения чертежей

Предназначен для студентов специальности 270205 Автомобильные дневной и заочной форм обучения

Ил. 25. Библиогр.: 8 назв

 

УДК 744:624.21

 

ББК 30.11:39.112.2

ISBN 5-89368-718-3

© Владимирский государственный

 

университет, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Современноемостостроениедостиглозначительногоуровнятех-

ническогоразвития.Получилиширокоеприменениесборныежелезобетонные, сталежелезобетонные и стальные конструкции, изготавли-

ваемыенапромышленныхпредприятиях.Значительныйтехнический

прогресс наблюдается в возведении предварительно напряженных железобетонных сооружений разнообразных конструктивных сис-

тем, выполняемых с применением передовой технологии

Получили распространение сборные балочные, рамные, балоч-

предварительно напряженных железобетонных пролетных строений. В больших мостах применяются стальные и сталежелезобетонные конструкции балочно-неразрезных и вантовых систем, вы-

полняемые с использованием новых видов высокопрочных сталей.

Широко применяются конструкции фундаментов опор мостов на глубоких забивных и буровых сваях с уширенными основаниями, на сборных железобетонных оболочках, столбах, опускных колодцах.

Мостостроительная техника дореволюционной России хотя и находилась на сравнительно высокой для своего времени ступени

развития, однакоотличаласьслабоймеханизацией работ.Этообъяс-

ной промышленности, которая не могла обеспечить потребностей строительства в необходимых машинах и оборудовании. В тот пе-

бутовой ручной кладки, а пролетные строения средних и больших

мостов – из металлических конструкций с ручной сверловкой и клепкой. Вручную же выполняли и плотничные, земляные, погру-

зочно-разгрузочные и многие другие работы по возведению искус-

ственных сооружений

3


Одно из первых крупных мероприятий в советском мостостро-

ении в период первой пятилетки – широкое внедрение бетона и железобетона взамен каменной кладки и металла. Механизация работ по приготовлению, транспортированию и укладке бетонной смеси позволила резко сократить их трудоемкость. Большие железобетонныемостыстроилиглавнымобразомарочнойконструкцииизмонолитного бетона на подмостях и кружалах, устанавливаемых непосредственно в пролете. Строительство монолитных железобетонных мостов продолжалось и в 40-х гг. XX в., но на более высокой тех-

нической основе. Примером могут служить уникальные двухъярус-

ные железобетонные мосты под совмещенное железнодорожное и автомобильное движение.

В настоящее время автодорожные и городские мосты с проле-

тами до 150 м строят большей частью из сборных железобетонных

исталебетонных конструкций при заводском и полигонном способе изготовления их элементов. Использование в малых и средних

автодорожных мостах металлических конструкций с пролетами

менее 50 м сократилось, чему в значительной мере способствовало освоение пролетных строений из сборного предварительно напряженного железобетона, получившего особое развитие после

1955 г

Металлические пролетные строения применяются преимущес-

твенновжелезнодорожныхмостах.Например,наБАМевсесредние

ибольшиемостывыполненыизсборныхметаллическихпролетных

строений. В автодорожных и городских мостах металл использует-

ся при сооружении пролетных строений больших пролетов.

ЦЕЛИ ЗАДАНИЯ

1.Ознакомление с конструкциями мостов и чертежами, выпол-

2.Изучение особенностей чертежей искусственных сооруже-

ний на дорогах

3.Совершенствование навыков в выполнении архитектурно-

строительных чертежей

4.Углубление знаний по построению перспективы

4

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

1.На фронтальной плоскости проекций изобразить половину фасада и половину продольного разреза моста в масштабе 1:100

2.На горизонтальной плоскости проекций в проекционной свя-

зисфасадомизобразитьпланмостасгоризонтальнымступенчатым разрезом в масштабе 1:100

3.На профильной плоскости проекций изобразить один-два совмещенных вертикальных разреза в масштабе 1:50

4.Начертить конструктивный узел в масштабе 1:20

5.Выполнить перспективу моста

Варианты индивидуальных заданий приведены в прил. 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЯХ НА ДОРОГАХ

Мосты – это инженерные сооружения, предназначенные для

пропуска транспортных средств через реки, овраги и т. д. Основны-

ение, мостовое полотно и опоры (рис. 1). Мост, имеющий только

двух и более пролетных строений – многопролетным. Крайние опоры называют береговыми (устоями), средние – промежуточными.

Быки

При проектировании и строительстве мостов необходимо знать следующие определения и понятия (см. рис. 1)

уровень меженных вод (УМВ) – самый низкий уровень воды в

уровень высоких вод (УВВ) – наивысший уровень воды, опреде-

ляемый по данным гидрологических наблюдений так, чтобы вероятность появления более высокого уровня не превышала установ-

ленный нормами;

– свободная ширина зеркала воды под мостом поуровнювысокихвод(УВВ).Воднопролетныхмостахравнорасстоянию в свету между внутренними гранями береговых опор, ролетных – расстоянию между внутренними гранями береговых опор

5


расчетный уровень судоходства (РУС) Для судоходных рек

РУС зависит от вида и типа судов;

расчетный пролет (l )

пролетных конструкций на смежные опоры;

высота моста (H)

верха проезжей части;

свободная высота под мостом (H )

пролетных строений и уровнем высоких вод (УВВ) или уровнем су-

доходства. Она принимается равной 0,5 – 1 м или зависит от высоты

строительная высота (h) – расстояние от верха проезжей час-

габаритмоста(Г) –ширинапроезжейчасти b bn b

Мосты классифицируются:

1. В зависимости от уровня проезда: с ездой поверху (рис. 2, );

сездой понизу (рис. 2, б), с ездой посередине (рис. 2, )

2.В зависимости от материала, применяемого для возведения:

на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металли-

3.Взависимостиотконструктивныхсхем:набалочные(рис.3, ), арочные (рис. 3, б), рамные (рис. 3, ), висячие (рис. 3, ) и комби-

4. В зависимости от рода нагрузки: на автодорожные, желез-

(для пропуска кабелей, трубопроводов и т. д.)

Кроме обычных мостов, встречаются и другие искусственные

путепроводы

эстакады

водится дорога на определенной высоте от поверхности земли там,

где устройство насыпи экономически нецелесообразно;

виадуки

через глубокие овраги, лощины и суходолы;

селедуки – для пропуска селей в горной местности;

6

41

h

lî

ÓÂÂ

23

Hî

H

ÓÌÂ

4

lð

lî

. 1.

 

:

 

1 -

(

); 2 -

;

3 -

 

; 4 -

 

)

 

)

 

)

 

 

 

. 2.

(

 

 

 

 

 

 

)

 

 

)

)

 

 

)

)

 

 

. 3.

7


На рис. 4 пре Висячий мост Акаси-Кайке в Японии, пролет 1990 м, при

этом полная длина моста составляет 3910 м. Высота пилонов 285 м. Мост предназначен под 6-полосное скоростное движение автотран-

спорта и рассчитан на восприятие шквальных ветровых нагрузок (в среднем 80 м/с в течение 10 мин) и 8,5-балльное (по шкале Рихтера)

сейсмическое воздействие

б Бруклинский мост. Один из самых знаменитых в мире вися-

чих мостов, расположен в Нью-Йорке и пересекает реку Ист Ривер

между Бруклином и Манхэттеном. Его пролет 486 м, вес 15 000 т.

Мост двухуровневый, его первый уровень отдан под шестиполос-

ное автомобильное движение, а верхний уровень – под пешеходную

и велосипедную дорожки. Ширина моста составляет 26 м

Мост Конфедерации, соединяет о. Принца Эдуарда и Нью-

Брансуик на материковой части Канады, имеет длину около 13 км,

включая подъездные пути (100 м). Самый длинный мост в мире,

построенный над покрытой льдом водой

Железнодорожный мост Мерефо-Херсонский через р. Днепр у г. Днепропетровска. Арочные железобетонные пролетные строения выполнены в виде пары ребер со сквозным надарочным строением.

д Висячий мост через пролив Голден Гейт (Золотые Ворота) у входа в бухту Сан-Франциско. Его схема (343+1280+343) м, высота

пилонов 227 м.

Мост через р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске. Его русловая

часть представляет собой уникальное стальное неразрезное пролетное строение комбинированной системы типа арка ферма балка. Мост состоит из 14 пролетов и имеет общую длину 1315,9 м. Габарит проезжей части моста 11,5 м, включая две полосы безопас-

ности по 2 м по краям автопроезда. Высота пролетного строения в серединеарочногопролетамоста42,7м,верхаркивозвышаетсянад опорами на 57,6 м

Мосты Krk на Адриатическом побережье в Хорватии. Имеют коробчатоепоперечноесечениеарок,состоящееизтрехкоробок,узких опор и надарочной конструкции, включающей сборные предварительженные бетонные балки. Мост Krk 1 пролёт 390 м, стрела

арки 60 м, мост Krk 2 – 244 и 47 м соответственно

8

а)

б)

Рис. 4. Виды мостов (см. также с. 10 14)

9

в)

г)

Рис. 4. Продолжение

10