Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же касается производственных кооперативов, то наслед­ник может быть принят в кооператив, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Если в приеме в кооператив наследнику отказано, то он вправе получить от кооператива действительную стоимость унаследованной доли (пая) либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами ГК, других законов или учреди­тельными документами данного юридического лица.

В ст. 1176 ГК оставлен открытым вопрос, может ли наследник в судебном порядке оспорить отказ в приеме его в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив. На этот вопрос надлежит ответить утвердительно. Если может быть обжаловано в суд решение об отказе в защите гражданских прав, принятое в административном порядке, то дорога в суд тем более не закрыта в тех случаях, когда отказ в защите исходит от органов управления соответствующего хозяйственного товарищества, об­щества или кооператива. А то, что отказ наследнику в приеме в хозяйственное товарищество, общество или кооператив воспри­нимается им как нарушение его гражданских прав, сомнений не вызывает. Но если суд установит, что отказ в приеме основан на законе и учредительных документах соответствующего юридиче­ского лица, ему не останется ничего иного, как вынести решение об отказе в удовлетворении заявленного наследником требования.

Куда более радикальные изменения произошли в определении объема прав, коими располагает наследник потребительского коо­ператива. Эти изменения зафиксированы в ст. 1177 ГК.

В ранее действовавшем законодательстве на пути, который должен был пройти наследник, дабы заступить место умершего члена потребительского кооператива, ставилось немало препонов. Достаточно напомнить, что если умирал член жилищно-строи­тельного кооператива, паевой взнос которого за квартиру не был полностью погашен, то наследник, по общему правилу, мог пре­тендовать на принятие его в кооператив и на закрепление за ним квартиры лишь тогда, когда он проживал в ней вместе с умершим членом кооператива. Если же он проживал где-то на стороне, то дело ограничивалось выплатой ему погашенной части паевого взноса за вычетом амортизационных отчислений. Кооператив от­казывал такому наследнику в приеме в члены кооператива, ссыла­ясь на то, что в кооперативе есть члены кооператива либо прожи­вающие совместно с ними члены их семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Если же наследник обращался в суд, то суд отказывал ему в заявленном требовании о приеме в кооператив, ссылаясь на то, что наследник, не проживавший со­вместно с умершим членом кооператива, не имеет преимущест­венного права на вступление в кооператив в силу гражданско-пра­вовых оснований.


Не меньшие трудности возникали и на пути тех, кто желал за­ступить место наследодателя в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан. Так, в законе об указанных объединениях было предусмотрено, что если садо­вые, огородные и дачные земельные участки находятся в собст­венности граждан, то они могут быть унаследованы на общих ос­нованиях как по закону, так и по завещанию. А вот если указан­ные участки предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, то они могут наследоваться только по за­кону.

Положение усугублялось тем, что Примерные уставы жилищ­но-строительного, дачно-строительного, гаражного и иных коопе­ративов в свое время опрометчиво были признаны утратившими силу, в результате чего в правовом регулировании имуществен­ных, членских и других отношений, возникающих в указанных кооперативах, образовался вакуум, что отнюдь не способствовало наведению в этих кооперативах элементарного порядка. Правда, положение несколько стабилизировалось после того, как закона­ми о собственности (вначале СССР, а затем и РСФСР) было уста­новлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за предоставленное ему в пользование помещение или строение, приобретает на него право собственности. Впоследствии это поло­жение было закреплено и в части первой ГК (см. п. 4 ст. 218 ГК).

Из этого высшими судебными органами (вначале Верховным Судом СССР, а затем и Конституционным Судом РФ) были сде­ланы принципиально важные выводы.

Во-первых, членство в кооперативе является сугубо добро­вольным. Никто не может быть силком затащен в кооператив, точно так же как никого нельзя насильно удерживать в коопера­тиве.

Во-вторых, с того момента, когда член кооператива полностью погасил свой паевой взнос, он становится собственником предо­ставленного ему помещения или строения, будь то квартира, дача, гараж, со всеми вытекающими из этого последствиями. Он может распорядиться этим помещением или строением по своему усмот­рению, в том числе в порядке наследования, причем никакого со­гласия кооператива в лице его органов управления для этого не требуется. Став собственником соответствующего помещения или строения, гражданин может оставаться членом кооператива, а мо­жет в любое время из него выйти.


Те же права принадлежат и наследнику, который по завеща­нию или по закону унаследовал помещение или строение, на ко­торое наследодатель при жизни приобрел право собственности.

Выработанные в ходе предшествующего развития законода­тельства и судебной практики положения во многом предопределили содержание ст. 1177 ГК. Но законодатель на этом не остано­вился, а пошел значительно дальше.

Как и в отношении производственного кооператива, установ­лено, что в состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай, А далее следуют положения, которые примени­тельно к производственному кооперативу, поскольку он покоится на принципе трудового участия членов кооператива в его деятель­ности, в ст.1176 ГК не сформулированы.

Наследник члена жилищного, дачного или иного потребитель­ного кооператива имеет право быть принятым в члены соответст­вующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в кооператив.

Какие выводы из этих положений могут быть сделаны?

Во-первых, наследник члена потребительского кооператива имеет право быть принятым в кооператив, независимо от того, о каком потребительском кооперативе идет речь, каков порядок уплаты в этом кооперативе паевых взносов и имеется ли по этим взносам задолженность, а также независимо от того, каково целе­вое назначение этих взносов: расходуются ли они на погашение задолженности по ссуде, выданной умершему члену кооператива, как это имеет место в жилищно-строительном кооперативе, или на какие-то иные цели, предусмотренные законом или уставом кооператива (например, уставом сельского потребительского об­щества). Таким образом, наследник имеет право быть принятым в кооператив, хотя бы на день открытия наследства задолженность по ссуде погашена не была, а следовательно, наследодатель собст­венником соответствующего помещения еще не стал.

Во-вторых, вступление в потребительский кооператив — это право, но отнюдь не обязанность наследника. Но если задолжен­ность по ссуде еще не погашена, то наследник, дабы закрепить за собой помещение, которое впоследствии перейдет в его собствен­ность, должен в кооператив вступить, хотя и сможет из него вый­ти, как только приобретет на помещение право собственности.

В-третьих, не вызывает сомнений, что отказ в приеме в коопе­ратив, чем бы он ни мотивировался (например, тем, что паевой взнос полностью еще не выплачен), наследник может оспорить в судебном порядке.


Пункт 1 ст. 1177 ГК рассчитан на сравнительно простую ситу­ацию, когда лишь один наследник претендует на то, чтобы быть принятым в кооператив. Значительно сложнее обстоит дело, когда пай умершего члена кооператива перешел к нескольким наслед­никам и на прием в кооператив претендует не один, а несколько наследников. Кому из них следует отдать предпочтение при при­еме в кооператив, а кому ограничиться выплатой причитающихся им сумм или выдачей вместо них какого-либо имущества в натуре? Решая этот вопрос, необходимо обратиться к п. 2 ст. 1177 ГК, законодательству о потребительских кооперативах и к учредитель­ным документам того кооператива, о котором идет речь. Полезно привлечь и ст. 1168 ГК, которая в этом вопросе может служить каким ни на есть ориентиром. Если наследство открылось после смерти члена жилищного, дачного или иного кооператива, при­званного удовлетворять жилищно-бытовые потребности граждан, то преимущественным правом на вступление в кооператив должен пользоваться тот наследник, который при жизни наследодателя совместно с ним пользовался соответствующим помещением или строением и другого жилого помещения не имеет. При определе­нии же порядка, способов и сроков компенсации наследников, которые в кооператив не будут приняты, могут быть использованы правила ст. 1170 ГК. Возникающие между наследниками споры о том, кто из них имеет преимущественное право на вступление в кооператив, о порядке, сроках и способах компенсации, а также иные споры подлежат разрешению судом.

Вопросы наследования земли, безотносительно к тому, когда, кому и на каком правовом основании земельный участок был предоставлен, должны решаться с учетом положений нового Зе­мельного кодекса РФ, введенного в действие с 30 октября 2001 г. Согласно этим положениям граждане могут быть собственниками земельных участков; землепользователями, т. е. владеть и пользо­ваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами, т. е. владеть и пользоваться земельными участ­ками на праве пожизненного наследуемого владения; арендатора­ми земельных участков, т. е. владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или по договору субаренды; обла­дателями сервитута, т. е. иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Земельным кодексом предусмотрено, что после введения Ко­декса в действие, т. е. с 30 октября 2001 г., гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование или на праве по­жизненного наследуемого владения не предоставляются. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования, равно как и право пожизненного наследуемого владения земельным участ­ком, находящимся в государственной или муниципальной собст­венности, возникшее у граждан до введения Кодекса в действие, за ними сохраняется. В постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. подчеркивается, что в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком действует конститу­ционный механизм защиты от произвольного умаления или огра­ничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участ­ки. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под своим имуществом в данном случае следует понимать имущество, при­надлежащее лицу на только на праве собственности, но и на ином вещном праве. Следовательно, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ гаран­тируется защита не только права собственности, но и таких имуще­ственных прав как право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участ­ком. Земельный участок является для землепользователя и земле­владельца именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъято ина­че как на основании судебного решения и лишь при условии пред­варительного и равноценного возмещения. Согласно ГК РФ такие вещные права на земельные участки как право постоянного (бес­срочного) пользования и право пожизненного наследуемого владе­ния подлежат защите применительно к правилам о защите права собственности1.


Гражданин, обладающий земельным участком на праве бес­срочного (постоянного) пользования, не вправе им распоряжать­ся. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизнен­ном наследуемом владении, также не допускается, за исключени­ем перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного на­следуемого владения земельным участком по наследству прово­дится на основании свидетельства о праве на наследство.

Граждане, обладающие земельными участками на праве посто­янного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного на­следуемого владения, имеют право приобрести их в собствен­ность. Каждый гражданин имеет право бесплатно, но при том од­нократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном насле­дуемом владении земельный участок. Предоставление в собствен­ность граждан земельных участков, ранее переданных им в посто­янное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. При этом взимание допол­нительных денежных сумм, помимо сборов, установленных феде­ральными законами, не допускается.

Отправляясь от этих положений, обратимся к раскрытию со­держания ст. 1181, которая определяет порядок наследования зе­мельных участков.

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности зе­мельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное раз­решение не требуется.

Отметим, прежде всего, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком на общих основаниях может перей­ти к наследникам как по завещанию, так и по закону.

Если же земельный участок принадлежал гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, то он в состав наследства не входит, а потому и не может быть закреплен за наследниками на том же праве, на каком принадлежал самому умершему. Объяс­няется это тем, что распоряжение земельным участком, предо­ставленным в постоянное (бессрочное) пользование, не допуска­ется, причем никаких исключений для перехода участка по на­следству не предусмотрено (ср. п. 4 ст. 20 и п. 2 ст. 21 ЗК). Наследники, которые унаследовали находящиеся на земельном участке объекты недвижимости, могут либо взять этот участок в аренду, либо приобрести его у государства или соответствующе­го муниципального образования в собственность за плату.


Смотрите также файлы