ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 397

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иподчеркиваем, что именно такое праздничное мировоззрение и должен иметь режиссер-постановщик праздников, о чем мы и говорили во Введении к этому пособию. Подобное мировоззрение не повредит

илюбому человеку на Земле.

Без праздника невозможно представить себе жизни ни человека, ни общества.

Без праздника не может существовать ни одна из этих «систем» ни раздельно, ни вместе.

Без праздника, его радостного, ликующего восприятия Абсолютных ценностей и постоянного стремления к ним невозможна сама Жизнь.

Вот еще несколько цитат, подтверждающих эти мысли, утверждающих ценность праздника на Земле.

«Праздники – наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во первых, и необходимого для своего нормального бытия источника, во вторых». [76, с. 9].

«Всеобщность праздников позволяет считать их начиная с эпохи каменного века постоянным элементом человеческой культуры, позволяет рассматривать соблюдение праздников как одну из основных форм коллективного поведения людей» [46, с. 58].

«Праздник, будучи «первичной формой культуры», продолжает существовать в условиях, когда уже появились и полностью оформились более развитые типы и виды эстетической культуры, в частности искусство» [76, с. 80].

Если говорить по большому счету, что мы и пытаемся делать, праздник – реально существующая в этом мире идеальная модель мира другого. Еще раз подчеркнем: не просто предлагаемых обстоятельств какого-либо конкретного празднуемого события, но модель, образ Высшего мира, просвечивающего через каждый конкретный праздник, пронизывающий, восхищающий души к своему Идеальному Бытию. «Праздник – особого типа модель реальной действительности, которая воспроизводит наиболее естественные и экзистенциальные ее моменты, переводя их на язык своих игровых правил – ритуалов и символов» [76, с. 167]. Более того, праздник не только

60


модель мира другого, но и сам этот другой мир, сама реальная вечность. «Праздничная жизнь – это определённая, пусть кратковременная, но реальность» [115, с. 17]. В празднике человек «переживает радость от сближения с идеалом» [128, с. 11]. «Праздник – это идеальный мир, ставший на время реальностью» [76, с. 172]. Реальной вечностью, присутствующей во времени, которую ч е л о - в е к п р а з д н у ю щ и й , стяжая на себя д у х п р а з д н и ч н о с т и ,

притягивает к себе, – тем самым совершает п е р е х о д

из одно-

го пространственно-временного плана в к а ч е с т в е н н о

другой:

из обыденности в праздничность, из времени в вечность, из быта

вбытие. Как говорит известный философ М. Мамардашвили: «в бытие человек выходит из дурной последовательности» [77, с. 45]. Для нас очень важно подчеркнуть этот выход (переход), саму реальную возможность «выпадения», как выражается Мамардашвили, из быта

вбытие. «Поиск возможного предполагает выпадение из стереотипов, из привычно сцепившихся связей (в том числе привычек мышления, и привычек культуры) – из знаковых культурных систем» [77, с. 67]. Этот «поиск возможного», вхождение в него, общения с ним человек совершает играя. «Общение с возможностью – универ-

сальный смысл праздничной игры, отражающий активные процессы самосознания человека во время игрового поведения» [105, с. 60]. Выстраивая праздничную модель Бытия (Инобытия, Идеального Бытия) и вводя посредством игры в Праздник празднующего человека, режиссёр совершает самое главное в празднике – осуществляет общение людей с возможностью, вводит их в праздник. И если в празднике нет этого п е р е х о д а , нет духовного преодоления «земного тяготения», – нет и праздника, какие бы колоссальные средства на него не затрачивались. Осуществление этого п е р е х о д а  – основная профессиональная задача режиссера-постановщика праздника. Его высший пилотаж. Без умения находить, входить и вести по этому п е р е х о д у празднующих людей, нет режиссера.

Подобное понимание праздника и роли режиссера позволяет говорить о сакральной глубине проблемы, о философии праздника, о богословии его. Это – плодотворная тема серьёзных исследований в области общей теории праздника, технологии постановки его, одно из конкретных направлений поиска.

61


2. Театрализованный массовый праздник

Те а т р а л и з о в а н н ы й м а с с о в ы й п р а з д н и к есть отражённая в событийной основе, развёрнутая в пространстве и времени художественно оформленная духовная сущность праздника, её бытие, образ (форма).

Каждый конкретный театрализованный массовый праздник является конкретным выражением духовной сущности Праздника и его социально-событийных корней, конкретным художественно оформленным общественно значимым праздничным событием. Данное определение в полноте своей охватывает и духовную (невидимую) и материальную (видимую) стороны массового праздника. Недостаточно понимать театрализованный массовый праздник лишь как художественно оформленное общественно значимое празднуемое событие. Такой взгляд на предмет на сегодняшний день наиболее распространен и не является неправильным, но является неполным.

Те а т р а л и з о в а н н ы й – значит использующий творческий метод театрализации, то есть организации художественного и документального материала празднуемого события по законам театрального действия. А это всегда игра. «Игра в значительной мере определяет сущность и природу праздника. Без неё праздник существовать не может» [123, с. 6]. Театрализовать – это значит разыграть определённую ситуацию, выражая определённую мысль для достижения определённой цели. «Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи» [143, с. 6]. Театрализация – это художественно-образное решение театральными средствами идеи праздника. «Театрализовать материал – значит выразить его содержание средствами театра. При этом нельзя забывать, что театр диктует два главных условия: организацию сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта) и создание художественного образа спектакля» [18, с. 7]. Таким образом, первостепенная задача сценариста и режиссера-постановщика праздника заключается в точном выражении идеи праздника через зримое динамическое развитие драматического конфликта посредством создания яркого художественного образа праздника.

62

Сам разножанровый материал, используемый сценаристом и режиссером при создании праздника, диктует синтезацию его в яркие, образные, выразительные формы. «Символ, метафора, аллегория являются наиболее характерными выразительными средствами театрализации как художественной организации материала» [18, с. 28]. Но, подчеркнем еще раз, театрализация необходима для наиболее точного, яркого и запоминающегося выражения идеи праздника, а не для демонстрации самого этого творческого метода как такового, не театрализации ради театрализации. Порою за ярким калейдоскопом стремительно сменяющих друг друга эпизодов, самих по себе выразительных, трудно вычленить главный эпизод, невозможно уловить основную мысль представления, сложно освободиться от мелькания, суеты, пестроты происходящего. Чрезмерная театрализация «принижает театрализацию, делает ее примитивной и в то же время размывает границы использования, превращая в буквально универсальный метод. Отсюда появляется страсть к «тотальной» театрализации, стремление театрализовать все подряд, которые порождаются довольно узким пониманием социальных потребностей современного человека, его требований к общественному досугу, художественноэстетических критериев. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучит музыка, к месту и не к месту читаются стихи, вставным дивертисментом выглядят выступления артистов и художественной самодеятельности, всегда являются самым примитивным путем организации массовой культурно-просветительной работы, лишающим ее социально педагогической глубины» [92, с. 124]. С другой стороны, недопонимание творческого метода театрализации принижает ее до иллюстрации, самого по себе хорошего приема, широко и продуктивно используемого в режиссуре, но имеющего свои специфические особенности. «Наиболее распространенной ошибкой практиков, обусловленной чисто эмпирическим подходом к театрализации, является ее понимание как привнесения художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в празднично-обрядовое действие. Таким образом, она подпадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя, по существу, лишь более сложную ее разновидность» [62, с. 11–12].

63


Важно помнить всегда, что театрализация как творческий метод, постановочный принцип сама по себе мало что значит без умелой направленности ее в жесткое технологическое русло формирования художественного образа конкретного праздника. Более того, излишняя театрализация может затуманить идею, отвлечь от нее и даже перечеркнуть, профанировать ее, изменить на противоположную. Мера во всем хороша, и в театрализации в частности.

Весь комплекс театральных выразительных средств должен быть всегда направлен на яркое выявление конфликтно развивающегося сквозного действия внутри заданного сценарно-режиссерского сюжетного хода, что является сутью театрализации, целью которой является художественно-образное решение идеи, воплощение художественного образа.

Следует особо заметить, что театрализация как творческий метод не только обрабатывает художественный и документальный материал, но и организует, активизирует, формирует стереотипы коллективного поведения людей. «Именно благодаря своей социальнопедагогической бифункциональности театрализация и выступает одновременно как социально художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия массы людей» [92, с. 115].

Забота режиссера по организации этой массы, ее коллективного поведения, праздничного существования есть серьезная художественно-педагогическая задача. И забота не просто о поведении массы, но и о поведении отдельных ее групп, отдельных людей. «Праздник одновременно обращен ко всей массе участвующих в нем людей и к каждому из них в отдельности. Участники его, как правило, ощущают себя органичной частью данной общности и почти синхронно реагируют на происходящее действие и предлагаемую информацию. А это, в свою очередь, позволяет опираться в методике театрализации не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и уникальное, что отличает конкретную общность людей» [62, с. 136]. Умение включать отдельные группы людей в игровые ситуации, вливающиеся в общее действие праздника – важное умение режиссерапостановщика праздника. Постановщику и на мгновение не следует забывать, как мы уже отмечали выше, что «театрализация выступает

64

одновременно и как художественная обработка жизненного материала, и как особая организация поведения и действия людей» [62, с. 13]. Важно не забывать, что пришедший на праздник человек должен быть не просто зрителем, но участником празднуемого события. Для активного включения человека в праздничную ситуацию существует множество приемов и приспособлений, выработанных практикой в процессе постановок массовых представлений, осмысленных

изаписанных в теоретических исследованиях, предлагаемых в качестве постановочных технологий. Это и приемы активизации зрителей,

ивведение их в статус участников представления посредством режиссерских выразительных средств, направленных на выражение идеи представления. И в перую очередь, воздействия в этом направлении через актеров исполнителей. Это и участие в праздничном общении специальной группы (так называемой группы «референтов игры»)13, активизирующей и направляющей праздничное общение по нужному организаторам руслу. Это и другие приемы и приспособления активизации участников праздника, заложенные еще в сценарии праздника, направленные на эмоциональное и смысловое освоение идеи праздника. Не следует и в малой степени забывать, что «вся технология

ивесь творческий процесс реализации массовых праздников направлен на освоение массами народа определенной идеи» [146, с. 102]. Активизация участников праздника в русле развивающегося его сквозного действия, включение их в игровые ситуации, провоцирующие самодеятельность и повышающие эмоциональность праздничной атмосферы, направление деятельности празднующих к общему кульминационному центру праздника – большая работа постановщиков праздника. «Культурно-просветительный работник, занимающийся театрализованными массовыми представлениями и праздниками, – это педагог особого рода, работающий в сфере досуга, направляющий широкий поток праздничной самодеятельности масс. Он имеет дело с искусством неповторимым, превращающим в массовый театр саму

13 («Референты игры» – группа участников, владеющая методологией и техникой организации игрового общения, с которой соотносят себя как с эталоном, на которую ориентируются в игровом поведении остальные участники праздничной игры в формировании и проявлении собственной игровой культуры». (Пономарев В. Д. Игровая технология праздничного досуга: Учеб. Пособие.–Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.– С. 60–61).

65


реальную жизнь человека, художественно оформляющим его непосредственный быт» [23, с. 4]. Человек, пришедший на праздник, становится его полноправным участником наряду с его организаторами, актерами и другими участниками праздника.

«Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовый праздник в комплекс разнообразных культурных и художественных акций.

Специфичность драматургии и режиссуры массового праздника, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников» [23, с. 99].

И это действительно так.

«Подлинный праздник – это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности» [76, с. 177].

Организация же действия только на сценической площадке, пусть и яркого, выразительного, с игровыми эпизодами, включающими в него и зрителя, все же отвечает требованиям театрализованного представления в его узком смысле, а не театрализованного массового праздника. Здесь следует, хотя и кратко, разъяснить различия театрализованного представления от театрализованного массового праздника. Театрализованный массовый праздник мы понимаем как высшую, сложную, полифоническую форму театрализованного представления. И здесь мы полностью согласны с А. И. Чечётиным, утверждающим: «Что касается массового театрализованного праздника, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые признаки и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления» [143, с. 145].

Несомненно, массовое празднество при подготовке своей требует более подробного сценария и его постановочной разработки, чем театрализованное представление в его узком смысле на какой-либо одной локальной площадке. «Являясь наиболее сложной полифонической формой театрализованного представления, массовое театрализованное празднество требует и более сложной комплексной формы литературного выражения и оформления» [143, с. 183]. И более

66

широких пространственно-временных масштабов. «Театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований одновременно» [143, с. 178]. Таким образом, театрализованное представление в самом широком смысле слова мы понимаем как общее название любого театрализованного действа, имеющего в основе своей событийное начало и театрализацию как творческий принцип организации документального

ихудожественного материала по законам театрального действия, в том числе и театрального представления в его классическом виде (театра) во всем его многообразии, вне зависимости от пространственных и временных масштабов. Действительно, в этом смысле театрализованное представление представляет собой довольно объёмное понятие, но профессионально точное и исторически верное. «С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова и в основе своей соответствует понятию рода. С другой стороны, эволюция театрализованных представлений свидетельствует

иоб определенном, реально существующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Этот древнейший и всегда новый благодаря тесной связи с жизнью род искусства имеет много точек соприкосновения с профессиональным театральным искусством, но как уже было сказано, характеризуется и многообразными особенными чертами.

Впрактике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, театрализованный

концерт, массовое театрализованное празднество» [143, с. 8]. Д. М. Генкин определяет театрализованный концерт как форму массового праздника, каковым он несомненно может являться и является, имея развивающееся сквозное действие и другие элементы празднества. «Важной формой массового праздника сегодня является также театрализованный концерт, или, как часто его называют, спектакль-концерт, представляющий собой единое сквозное театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных

67