ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы

Содержание :

Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .

Введение

1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.

2. Подходы к определению понятия "культура"

3. Традиционная и современная культуры

4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности

Рекомендуемая литература

2. Первые эволюционистские теории культур

3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора

4. Критика теории анимизма

5. Эволюционизм г.Спенсера

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Темы письменных работ

Диффузионистское направление в изучении культур

1. Общая характеристика

2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера

3. Диффузионизм в сша и Англии

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Биологическое направление в изучении культур

Рекомендуемая литература

2. "Групповая психология"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Психоаналитический подход к изучению культур

1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

2. Культурологическая теория з.Фрейда

3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма

4. Аналитическая теория культуры к.Юнга

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Функционалистское направление в изучении культур

1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур

2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .

Теория культур л.Уайта

1. Эволюционизм л.Уайта

2. Культурология л.Уайта

3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры

Рекомендуемая литература

2. Антропология а.Крёбера

Рекомендуемая литература

2. Культурная антропология м.Херсковица

3. Принцип культурного релятивизма

Рекомендуемая литература

2. Некоторые теоретические положения и структура культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Детство как феномен культуры

1. Общекультурологическое значение детства

2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Мышление и культура

1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля

2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах

3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Народная медицина как органическая часть традиционной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры

1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века

2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры

3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры

4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе

6. "Нейрохимическая" основа культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Взаимодействие культуры, личности и природы

1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы

2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Этнопсихологическое изучение культур

1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

2. Этническая идентичность в современной культуре

3. Интеракционизм как метод анализа культур

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 7

2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Культурологический аспект творчества э.Фромма

1. Жизненный путь и основные работы

2 Отчуждение как черта современной культуры

3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Типы письменных работ

Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры

1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу

2. Иерархия потребностей а.Маслоу

3. Значение гуманистического подхода к человеку

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Этологический подход к изучению культур

1. Общая характеристика

2. Виды и функции ритуалов

3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении

4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Культурология и проблемы будущего глобального развития

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Список рекомендуемой литературы

Словарь понятий и терминов

В свете такого видения у психологической антропологии сложная многоуровневая область исследований как в историческом, так и в структурно-логическом плане. Ее можно представить в виде общей схемы, в которой все направления исследований психологической антропологии разделены на две группы: в соответствии с методом, теоретической ориентацией, интерпретирующей теорией; в соответствии с предметными областями. Общую структуру психологической антропологии можно представить в виде таблицы.

Психологическая антропология

Деление по методу

Деление по предмету

А. Психоаналитический подход Б. Психологический подход (теория научения) В. Этологический подход

I. Традиционные этнопсихологические исследования II. Междисциплинарные исследования III. Проблемно-теоретические исследования

Каждое из предложенных подразделений имеет свою собственную структуру :

А.1. Психоаналитическая концепция культуры и ее разработка Г.Рохеймом. Современное бытие психоанализа - психоистория и психо-антропология современной культуры (Г.Стейн). Этнопсихоанализ Дж.Деверо; 2. Положительный психоанализ А.Маслоу и Э.Фромма как теоретическая ориентация и научная программа психологической антропологии.

Б.1. Исследование особенностей восприятия в различных культурах (цвет, геометрическая форма, красота и т. д.); 2. Межкультурный анализ познавательной деятельности. Мышление и культура; 3. Этносемантика.

В.1. Анализ агрессивности и насилия в различных культурах; 2. Исследование эмоционально-психологических состояний в генетическом и функциональных аспектах в условиях различных культур (ненависть, любовь, страх, тревожность, гнев, привязанность); 3. Невербальная коммуникация у детей, взрослых и животных. Отношение детей к незнакомым и в традициях различных культур; 4. Ритуал и ритуализация; 5. Ранний опыт (импринтинг) - специфически этоэтнологиче-ская проблема.

I.а. Психологический анализ форм народной терапии; б. Этнопсихиатрия. Измененные состояния сознания; в. Изучение детства в условиях различных культур; г. Исследования национального характера от "модальной личности" к современному анализу национально-особенного "Я".

II.а. Исследование религии в психологической антропологии; б. Экология и психологическая антропология; в. Взаимодействие психологической антропологии с биологией человека; г. Социальная психология и психологическая антропология.


III.а. Соотношение природного и культурного; б. Проблема нормы и патологии в культурах; в. Психологическая антропология - от изучения уникальности и специфичности культур к синтетическому анализу культурных различий и общечеловеческой природы.

В эту схему общей структуры исследований психологической антропологии необходимо внести небольшое дополнение. Оно касается использования (начиная с 80-х годов) в качестве теоретической ориентации интеракционистской концепции Дж. Г. Мида и его подхода к анализу "Я", а также применения общих принципов культурно-исторической школы Выготского-Леонтьева при сравнительном анализе влияния (или его отсутствия) на психологические особенности личности институали-зированных форм образования в различных культурах.

При изучении самых разнообразных аспектов культуры и личности психологические антропологи руководствуются рядом положений: отстаивание идеи равноправия всех культур (в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода, критика тезиса о "высших" и "низших" культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения.


2. Некоторые теоретические положения и структура культуры

КРАТКО опишем теоретическую концепцию культуры, существующую в психологической антропологии. Обратимся к творчеству Дж. Хонигмана, в частности к его книге "Культура и личность" (1954). Ученый выделял два типа явлений, связанных с культурой: "социально стандартизированное поведение - действия, мышление, чувства .. некоторой группы" и "материальные продукты поведения .. этой группы". Термин "модель" (образец) (ключевой для психологической антропологии) определяется Хонигманом как "относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)". Модели культуры могут быть идеальными и реальными. Идеальные образцы культуры - желаемые стереотипы поведения, но не всегда реализуемые в повседневной жизни. Модель может быть универсальной или особенной, специальной для класса, категории людей, например для мужчин или для женщин. Личность для Дж.Хонигмана "означает культуру, отраженную в индивидуальном поведении"(3).

Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж.Хонигману, это происходит в процессе моделирования, формирования стереотипов поведения в ходе энкультурации в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим ценностные ориентации, свойственные каждой культуре.

Энкультурация обусловлена рядом факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги, в первую очередь в книге "Дети шести культур" (1975). Понятийная схема энкультурации и соответственно культуры приводится (с небольшими изменениями) из указанной работы.

Природное окружение

 

Поддерживающие субстанциональные системы

 

 

Климат Флора Фауна Ландшафт

 

Вид хозяйства Социальная структура Системы защиты Социальный контроль Разделение труда

 

Проективные (экспрессивные) системы

  История

 

 

Религия Магия Ритуалы Искусство и отдых Игры Уровень преступности и самоубийств

 

Миграция Заимствования Изобретения

 

Детское обучающее окружение Типы воспитания детей

 

 

 

Взрослый индивид

 

 

Приобретенное Поведенческие стили Ценностные приоритеты Врожденное (внутреннее) Потребности Импульсы Способности

 


Термин "проективные системы" ввел А.Кардинер. Он подразделил культуру на первичные и вторичные институты. Первичные институты (тип экономики, особенности ведения домашнего хозяйства), по его мнению, есть результат исторического приспособления общности к окружающей природной среде, вторичные же (религия, мифология ..) - результат воздействия первичных на личность, ее проекция. Эти системы называются проективными.

Характеризуя данную схему энкультурации, необходимо отметить, что она, по существу, является структурой культуры и моделью для исследований самых различных типов обществ. Весьма показательно, что в ней равноправны различные элементы культуры как материальной, так и духовной, и их сцепляющим звеном является человек.

1.Williams T.R. (Ed.) Psychological Anthropology. The Hague; Paris, 1975. P. 26. 2. Bock Ph.K. Relhinking Psychological Anthropology. N.Y.,1988. P. XI. 3. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954. P. 17, 23-25, 29.


Рекомендуемая литература

Белик А.А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о человеке // Советская этнография. 1990. №6.

Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М.,1989.

Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954.

Вопросы к главе 1

1. Из каких основных частей, согласно Дж. Хонигману, состоит культура? 2. Что такое модель культуры? 3. Какие важнейшие элементы выделены в схеме энкультурации Дж. и Б. Уайтингов? 4. Назовите основные направления исследований психологической антропологии.

Детство как феномен культуры

ДЕТСТВО как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо "О воспитании" (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.

Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.