ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы

Содержание :

Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .

Введение

1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.

2. Подходы к определению понятия "культура"

3. Традиционная и современная культуры

4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности

Рекомендуемая литература

2. Первые эволюционистские теории культур

3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора

4. Критика теории анимизма

5. Эволюционизм г.Спенсера

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Темы письменных работ

Диффузионистское направление в изучении культур

1. Общая характеристика

2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера

3. Диффузионизм в сша и Англии

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Биологическое направление в изучении культур

Рекомендуемая литература

2. "Групповая психология"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Психоаналитический подход к изучению культур

1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

2. Культурологическая теория з.Фрейда

3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма

4. Аналитическая теория культуры к.Юнга

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Функционалистское направление в изучении культур

1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур

2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .

Теория культур л.Уайта

1. Эволюционизм л.Уайта

2. Культурология л.Уайта

3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры

Рекомендуемая литература

2. Антропология а.Крёбера

Рекомендуемая литература

2. Культурная антропология м.Херсковица

3. Принцип культурного релятивизма

Рекомендуемая литература

2. Некоторые теоретические положения и структура культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Детство как феномен культуры

1. Общекультурологическое значение детства

2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Мышление и культура

1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля

2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах

3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Народная медицина как органическая часть традиционной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры

1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века

2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры

3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры

4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе

6. "Нейрохимическая" основа культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Взаимодействие культуры, личности и природы

1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы

2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Этнопсихологическое изучение культур

1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

2. Этническая идентичность в современной культуре

3. Интеракционизм как метод анализа культур

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 7

2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Культурологический аспект творчества э.Фромма

1. Жизненный путь и основные работы

2 Отчуждение как черта современной культуры

3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Типы письменных работ

Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры

1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу

2. Иерархия потребностей а.Маслоу

3. Значение гуманистического подхода к человеку

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Этологический подход к изучению культур

1. Общая характеристика

2. Виды и функции ритуалов

3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении

4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Культурология и проблемы будущего глобального развития

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Список рекомендуемой литературы

Словарь понятий и терминов

Анализ детского труда в четырех культурах обнаружил существенные и интерпретируемые корреляции между вовлеченностью в тот или иной тип труда и видами поведения детей. Из них наиболее часто употребляемы три; "социабельность", т.е. способность вступать в социальное взаимодействие, "потребность в помощи" и "способность взять ответственность на себя". Анализ труда и видов поведения детей показал, что работающие дети предпочитают образцы взаимодействий, аналогичные типам труда, в которые они преимущественно вовлечены. Например, девочки, ухаживающие за детьми, переносят часть выработанных в этом процессе поведенческих стереотипов на всех детей младше себя. Было замечено также, что мальчики, занятые тяжелым трудом, чаще проявляют готовность брать ответственность на себя. Эта же связь проявляется и при выборе игр. Окончательный вывод авторов статьи: ".. уровень детского труда детерминирован экологическим окружением и, в свою очередь, является одним из источников формирования характера ребенка", "труд детей может влиять на их социальное поведение"(11).

Авторы рассматриваемого исследования доказывают тезис о наличии связи между типами труда и предпочитаемыми детьми моделями взаимодействия друг с другом. Это положение можно сформулировать по-другому: в процессе труда ребенок в традиционных обществах овладевает формами социального взаимодействия, которые затем использует вне трудового процесса в различных формах поведения. В современных обществах социальный опыт взрослых в большинстве случаев осваивается в играх, когда моделируются различные ситуации социального взаимодействия, а труду здесь, особенно в возрасте от трех до девяти лет, отводится, как правило, минимальная роль.

1. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.,1960. С. 40-41. 2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988. С. 48. 3. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988. С. 322. 4. Pohner R. P. Wolrdwide Tests of Parental Acceptance-Rejection Theories: An Overview // Behavioral Science Research. 1980. №1. 5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.,1977. Т. 3. С. 84. 6. Эйбл-Эйбесфельдт И. Указ. соч. С. 107. 7. Klaus M. H., Kennel J. H. Mothers Separated from their Newborn Infants // Pediatric Clinics of North America. N.Y.,1970. P. 1035. 8. Caudill W. Tiny Dramas // Transcultural Research in Mental Health. Honolulu, 1972. С. 40. 9. Dunn J. Understanding Human Development // Human Ethology. Cambridge,1979. P. 630. 10. Roberts M. J., Sutton-Smith B. Childtraining and Game Involvement // Ethnology 1962. №l. p. 182. 11. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin H. S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984, №2. P. 377.


Рекомендуемая литература

Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М.,1990.

ВыготскийЛ. С, Развитие высших психических функций. М.,1960.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1982.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

Этнография детства. М.,1983.

Human Ethology. Cambridge,1979.

MunroeR. H., MunroeR. L., Shimin H. S. Childrens Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984. №2.

Вопросы к главе 2

1. Какие теории культуры, основанные на анализе детства, вы знаете? 2. В чем состоит классификация культур М.Мид? 3. Каково значение межкультурных исследований детства? 4. Какие направления в изучении детства существуют? 5. Какие формы деятельности в детстве исследуются в различных культурах? 6. В чем особенность этологического изучения детства?

Темы письменных работ

1. Образы детства на островах Полинезии (по работам М.Мид). 2. Роль игр в функционировании культур. 3. Игра как принцип объяснения культуры.

Мышление и культура

СУЩЕСТВОВАНИЕ особого типа мышления у архаичных народов отмечал еще Э.Тайлор в "Первобытной культуре". Идеалом в науке и в культурной реальности для него было математизированное знание, позволяющее давать ответы на все вопросы с позиции причинно-следственной детерминистской картины мира. Рационалистический - просветительский - образ культуры предполагает, что ее важнейшим элементом является мышление, благодаря чему человек познает окружающий мир. В тенденции сделать мир понятным, построении более логичной картины окружающей действительности, в освобождении от невежества, вредных пережитков Э.Тайлор видел прогрессивное развитие культур. Именно это обстоятельство обусловило направленность в изучении культур в начале XX в. Важнейшим аспектом, определяющим моментом в изучении культур стали особенности мышления.

Первыми и наиболее значительными исследованиями были работы Л.Леви-Брюля о первобытном мышлении. Они получили широкую известность и вызвали многочисленные дискуссии о том, как же мыслил человек первобытного общества. Работы Л.Леви-Брюля дали мощный импульс для дальнейшего исследования разнообразия человеческого мышления в культурах. Мышление рассматривалось не только как аналитическая способность человека, но и как совокупность способов и приемов познания и объяснения окружающего мира. Изучение данной проблемы имело сравнительный межкультурный характер и предполагало анализ специфики интеллекта и в современной индустриальной культуре.


В последнее время в культурологии часто употребляется понятие "ментальность" (или менталитет) как "относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества"(1). Это понятие отражает специфику различных типов культур в их объяснении окружающего мира, понимании целей развития, основных ценностных ориентации. Менталитет выражается не только в особенностях образа мыслей, но в эмоциональной оценке тех или иных событий. В настоящее время выделяют античную и средневековую ментальность. Много споров вызывает изучение менталитета культур отдельных народов, типов культурной традиции. Нередко в дискуссиях присутствует необоснованный оценочный подход. В который раз возрождается неравноправное отношение к культурам (цивилизованные, нецивилизованные, дикие, примитивные и т. д.). Явным или неявным образом менталитет связывается с технологическим уровнем культуры, способностью производить материальные блага. Безусловны различия в способе, направленности мышления у представителей различных культур. Чтобы понять, в чем они состоят и как объясняют их разнообразие исследователи культур, обратимся к истокам данной проблемы.


1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля

ФРАНЦУЗСКИЙ исследователь Л.Леви-Брюль (1857-1939) все свои работы посвятил исследованию одной темы - своеобразию "первобытного" мышления, качественно отличного от "логического" мышления. На его выбор основного предмета научной деятельности существенно повлияло знакомство с работой Дж.Фрезера "Золотая ветвь" и с исследованием китайского историка С. Цяня "Исторические записки". Основные работы Л.Леви-Брюля - "Первобытное мышление" (1922) и "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931).

Исходное понятие для всех исследований Леви-Брюля - "коллективные представления", заимствованное им у Э.Дюркгейма. Коллективные представления, согласно определению Э.Дюркгейма, это идеи (верования, моральные понятия), которые человек получает не из своего индивидуального жизненного опыта, а благодаря воспитанию, общественному мнению, обычаям. Леви-Брюль поставил перед собой задачу: выяснить законы этого аспекта культуры, специально изучить особенности проявления коллективных представлений в различных по уровню развития типах обществ.

В самом начале своего основного труда "Первобытное мышление" он дает развернутую характеристику этого понятия. "Представления, называемые коллективными...могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов .. а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений. Язык навязывает себя каждой из этих личностей, он предшествует ей и переживает ее"(2).

Особенности коллективных представлений обусловлены разнообразием культур. Для традиционного (архаичного) общества большую значимость имеют эффективная направленность, коллективные чувства, нежели чисто умственная деятельность. Леви-Брюль в связи с этим критиковал Э.Тайлора за образ размышляющего "дикаря-философа", интеллектуально постигающего мир. По мнению Леви-Брюля, законы, управляющие коллективными представлениями "отсталых" народов, совсем не похожи на наши логические законы мышления. Эти коллективные представления не отделены от эмоций, чувственных аспектов архаических культур.


Большую роль в таких культурах играет феномен внушения и социально-психологического "заражения" во время религиозных обрядов эмоциями страха, религиозного ужаса, желания, надежды и т. д. Определяющим фактором коллективных представлений традиционных культур является вера в сверхъестественные таинственные силы и в общение с ними. Леви-Брюль особо подчеркивал, что "дикарь" не ищет объяснений явлений окружающей действительности. Они даются ему в едином (синкретическом) комплексе представлений о тайных силах, магических свойствах окружающего мира, а не в структурно-аналитической форме в виде отдельных сущностей, частей, элементов окружающей жизни.

Вообще восприятие мира в "примитивных" культурах ориентировано не на поиск объективных характеристик, а на субъективно-чувственные, мистические формы освоения. Поэтому, по мнению Леви-Брюля, "первобытные люди" смешивали, например во сне, реальные предметы с их образами, человека и его изображение, человека и его имя, человека и его тень. Первобытное мышление непроницаемо для опыта. Оно не чувствительно к нему и не может разуверить архаичного человека в его вере в колдовство, фетишей, мистические силы.

Место законов логического мышления (тождества, непротиворечивости) занимает в первобытном мышлении закон сопричастия, состоящий в том, что предмет (человек, животное) может быть самим собой и одновременно другим. Человек традиционного общества чувствует себя мистически единым со своим тотемом (крокодилом, попугаем, орлом), со своей лесной душой и т. д. Данный тип мышления Леви-Брюль называл дологическим, оперирующим предпонятиями или предсвязя-ми. Таковы общие контуры теории "первобытного мышления" Леви-Брюля при последовательном проведении его собственной позиции в отношении к менталитету людей, живущих в традиционной, дописьменной культуре. Сразу же после выхода книги "Первобытная культура" позиция Леви-Брюля была подвергнута разносторонней критике. Чувствуя внутреннюю противоречивость своей концепции, Леви-Брюль постепенно смягчил ее основной тезис о дологическом, пралогическом характере мышления. На протяжении оставшейся жизни он всяческими оговорками практически свел на нет противопоставление логического и дологического мышления. Поэтому при анализе концепции Леви-Брюля за основу берется его первая работа, а не последующие исследования.

Необходимо заметить, что в мышлении и познании действительно существуют различия, но вопрос заключается в том, как их объяснить и можно ли говорить о качественно различных типах мышления вообще применительно к представителям неодинаковых цивилизаций. Леви-Брюль все время подчеркивал, что существование дологического типа мышления ограничено коллективными представлениями, что практические задачи первобытные люди выполняют рационально с опорой на реальную ситуацию. Закономерен вопрос: как же может существовать такая двойственность в одном человеке, если при этом подчеркивается слитный (синкретический) характер его мировосприятия? Кроме того, не ясно соотношение коллективных представлений "примитивных" и европейских культур. С трудом можно согласиться с Леви-Брюлем, что содержание последних соответствует законам формальной логики. Где же тогда место религиозным верованиям европейцев? Искусственно разделены логика (психология) индивида и коллективные представления. Ведь именно стандартные, культурно-обусловленные модели поведения человек усваивает в процессе вхождения в культуру.