ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 638

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы

Содержание :

Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .

Введение

1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.

2. Подходы к определению понятия "культура"

3. Традиционная и современная культуры

4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности

Рекомендуемая литература

2. Первые эволюционистские теории культур

3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора

4. Критика теории анимизма

5. Эволюционизм г.Спенсера

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Темы письменных работ

Диффузионистское направление в изучении культур

1. Общая характеристика

2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера

3. Диффузионизм в сша и Англии

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Биологическое направление в изучении культур

Рекомендуемая литература

2. "Групповая психология"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Психоаналитический подход к изучению культур

1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

2. Культурологическая теория з.Фрейда

3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма

4. Аналитическая теория культуры к.Юнга

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Функционалистское направление в изучении культур

1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур

2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .

Теория культур л.Уайта

1. Эволюционизм л.Уайта

2. Культурология л.Уайта

3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры

Рекомендуемая литература

2. Антропология а.Крёбера

Рекомендуемая литература

2. Культурная антропология м.Херсковица

3. Принцип культурного релятивизма

Рекомендуемая литература

2. Некоторые теоретические положения и структура культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Детство как феномен культуры

1. Общекультурологическое значение детства

2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Темы письменных работ

Мышление и культура

1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля

2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах

3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Народная медицина как органическая часть традиционной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры

1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века

2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры

3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры

4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе

6. "Нейрохимическая" основа культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Взаимодействие культуры, личности и природы

1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы

2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 6

Темы письменных работ

Этнопсихологическое изучение культур

1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

2. Этническая идентичность в современной культуре

3. Интеракционизм как метод анализа культур

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 7

2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 1

Культурологический аспект творчества э.Фромма

1. Жизненный путь и основные работы

2 Отчуждение как черта современной культуры

3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 2

Типы письменных работ

Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры

1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу

2. Иерархия потребностей а.Маслоу

3. Значение гуманистического подхода к человеку

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 3

Темы письменных работ

Этологический подход к изучению культур

1. Общая характеристика

2. Виды и функции ритуалов

3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении

4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 4

Темы письменных работ

Культурология и проблемы будущего глобального развития

Рекомендуемая литература

Вопросы к главе 5

Темы письменных работ

Список рекомендуемой литературы

Словарь понятий и терминов

Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания - способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя - "мгновения экстаза, которые нельзя купить...".

Проблемы, сформулированные А.Маслоу и его последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях - стали предметом оазносторонних исследований психологической антропологии, нейро-биологии, биохимии, космической психологии и других наук в последующие годы.

Сюда относятся и проблемы внушения, исследования возможностей народной медицины, способностей человека контролировать процессы, пооисходящие в его организме, т.е. такие, которые стали предметом не только науки, но массового интереса в конце 80 - начале 90-х годов за рубежом и в нашей стране. Не случайно в наш век сверхстрессов и перенапряжений, нервных срывов значительную и стабилизирующую роль играет психотерапия. Различные формы групповой психотерапии, разработанные в гуманистической психологии, в основном выполняют две функции - развивают способности человека, не нашедшие применения в рамках трудового процесса, и снимают стресс, вызванный темпом развития индустриального общества.

Влияние теории мотиваций А.Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.

Тем самым охватываются различные аспекты функционирования человека в единстве его души и телА.А.Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. Гуманистический подход подчеркивал важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, в формировании интереса к знаниям, в развитии творческих способностей, необходимость неавторитарного подхода к способам преподавания.

Истинное обучение, полагает Маслоу, должно научить видеть, слышать и создавать красоту духа и природы. "Одна из целей образования - научить тому, что жизнь красива". В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания.


Естественным продолжением и логичным дополнением представляется применение принципов теории А.Маслоу к управлению и организации производства. Это получило отражение как в фундаментальных исследованиях по теории управления, так и в практической деятельности ряда ведуущих фирм США, таких, как "Кодак", "Леви Страусс" и других, стремлящихся максимально использовать потенциальные способности работнииков. По мнению ряда ученых, в том числе автора послесловия к кницге "Мотивация и личность" Р.Коха, теория Маслоу во многом стала фундаментом для концепции экономического развития Японии в 70-80-е годы.


3. Значение гуманистического подхода к человеку

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход к человеку, разработанный америвканским ученым и его коллегами, оказывал и оказывает влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления и др.

По мнениню А.Маслоу, для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека непригодна позитивистски ориентированная наука. Он отвергаал "эмпирический-позитивистский-бихевиористский" подход к внутреннему миру ввиду исключения духовных ценностей человеческого бытия из сферы рассмотрения наукой и декларирования вопросов, связанных с ними, бессмысленными. Другими словами, А.Маслоу выступал против науки, освобожденной от человеческого содержания, а также и против организованной религии, монополизировавшей духовную жизнь. Он был уверен, что следует отбросить "старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали". Позитивистская наука игнорировала так называемые религиозные проблемы, объявляя их несуществующими для науки.

А.Маслоу был убежден, что ответы религии на вопросы о смысле жизни, о духовных ценностях наука отвергала справедливо, но сами вопросы отбросить было нельзя. Позитивисты не желали видеть за религиозной оболочкой земное, человеческое содержание проблем, ими затрагиваемым. Маслоу же стремился освободить духовные ценности от религиозных наслоений и раскрывал роль позитивистской науки, которая своим индифферентизмом в значительной степени оказывает поддержку религии.

Изменить такое положение можно, согласно А. Маслоу, лишь добившись перемен в науке, прежде всего в областях, связанных с изучением человека. Эти изменения должны касаться общего подхода к анализу предмета науки и самого предмета. Им должен быть целостный и особенный человек, развивающийся в определенной культуре. Исследовать его необходимо в рамках холистического интеграционного подхода.

Другим важнейшим аспектом трансформации науки должно быть включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т. п. Религия также должна была стать предметом анализа трансформированной науки, в данном случае гуманистической психологии или философии. Эту задачу А.Маслоу решил в одной из своих наиболее популярных книг "Религии, ценности и высшие переживания" (1964). Ее основная направленность - против бюрократически организованной религии, навязывающей индивиду догматический окостенелый взгляд на мир и человека.


"Организованная религия, церкви, - писал Маслоу, - окончательно могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания, - это основной тезис моей книги". Свою задачу американский психолог видел в доказательстве того, что "духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей". Иными словами, религиозные чувства и ценности - частный случай светских, а не наоборот (5).

Отвергая организованную религию, А.Маслоу сосредоточивал внимание на религии индивида, на специфических переживаниях верующего с его личностными оттенками. Строго говоря, индивидуальная религия может быть совокупностью ценностных этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности. Сущность религии, по Маслоу, нечто свойственное всем вероучениям: религиозность как таковая, основным моментом которой является "личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка". В религии, таким образом, заключается лишь один из типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.

Итак, концепция А.Маслоу представляет собой определенную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности человека. В работах А.Маслоу и в последующих исследованиях вечные философские вопросы ставятся несколько по-новому: как соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля), его влияние на тело (организм) человека, как понимание коммуникации людей, их общения друг с другом.

1. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.,1971. P. 44. 2. Ibid. P. 52. 3. Maslow A.H. Religions, Values and Peak-Experience. Hannondsworth, 1982. P. 28 4. Maslow A.H. The Farther Reaches... P. 48. 5. Maslow A.H. Religions... P. 4, 19.


Рекомендуемая литература

Белик А. Концепция А.Маслоу - шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7 Философия. 1991. №3.

Белик А. По ту сторону фрейдовского психоанализа: в поисках смысла жизни // Твое здоровье. 1996. №2.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.,1997

Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.,1995.

Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.,1987

Maslow A.H. Religions, Values and Peak-Experience. Hannondsworth, 1982.

Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.,1971.

Вопросы к главе 3

1. Что такое высшее переживание? 2. Как рассматривает А.Маслоу две культуры в современном обществе? 3. Как вы понимаете самоактуализацию? 4. На какие сферы культуры повлияла гуманистическая концепция Маслоу? 5. Что такое метапатологии?

Темы письменных работ

1. Гуманизм и технократизм в современной культуре. 2. Значение гуманистической психологии для понимания современной культуры.

Этологический подход к изучению культур

1. Общая характеристика

ЭТОЛОГИЯ - это наука, описывающая поведение животных в естественных условиях. В 70-80-е годы возникла этология человека как синтез этологии, этнологии, физиологии и психологии. Основной объект исследования - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Важная особенность такого подхода заключается в изучении культуры и человека в "естественном" состоянии. Поэтому этологи главный упор делают на анализе раннего детства ("докультурного", по их мнению) и культур охотников и собирателей, широко используя кино- и видеосъемку для запечатления непрерывности культурных взаимодействий и последующего анализа.

Предмет этологии человека имеет тройственную структуру: 1. Изучение детей в различных культурах в досоциальном естественном состоянии; 2. Исследование онтогенетического развития детей, особенности поведения взрослых в современных обществах и в обществах охотников-собирателей (в естественных культурах); 3. Поиски сходных аспектов в функционировании человека и животных.

В генетическом аспекте этология человека не только анализирует развитие ребенка с детских лет до взрослого состояния в условиях различных культур, но и исследует движение от предшествующего (животного) способа функционирования к человеческому (культурному), от высших животных к детям, а от них - к более зрелым этносоциальным формам. В этологии человека огромное значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативные модели поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная и филогенетическая* адаптация. Взаимодействию двух последних аспектов в культурах в этологии человека придается фундаментальное значение. Подчеркнем, что именно тщательный анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм (ритуалов) поведения, а не декларация приоритета того или иного фактора - важнейшая особенность этологии человека, выгодно отличающая ее от социобиологии, которая, по сути, есть лишь доказательство биологической сущности культуры и человека.