Файл: KURSOVAYa_KAMNEREZY__kopia (3) — копия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце 1975 г. на Балтике в трал одного из сейнеров латвийского рыболовецкого колхоза «Узвора» попал каменно-деревянный обросший водорослями якорь. Длина его более полутора метров, масса-тонна. Вот какой привет из далекого прошлого получили латвийские рыбаки.

На основе собранного археологами даже на территории СССР обширного материала воссоздается картина развития первобытного общества от древнего каменного века до века железа, с момента становления человека до периода разложения первобытно-общинного строя и ранних государственных образований. В числе находок имеются каменные орудия труда, насчитывающие 500-300 тысяч лет.

В эпоху палеолита появляются первые произведения искусства мелкая скульптура из камня, а также рисунки на скалах и стенах древних пещер. Кто не слышал о наскальных рисунках? Мы не знаем имен первых живописцев и резчиков по камню. Возможно, это было коллективное творчество. Творчество сопровождало человека с первых его сознательных шагов, так как любой труд невозможен без творчества. Авторы наскальных изображений, очевидно, создавали их не для потомков. Но благодаря им мы получили и получаем через века интереснейшую информацию о жизни и быте наших предков. В крымском городе Мурзак-хоба ученые нашли на стенах древних каменных пещер, где жили некогда кроманьонцы, рисунки животных, сцены охоты, искусно выполненные неизвестными предками. Только в урочище Саймалы-Таш в Киргизии, по утверждению археолога А.П. Бернштама, имеется около ста тысяч наскальных изображений. Древнейшие обитатели междуречья Дона и Днепра запечатлели силуэты мамонтов, носорога и лошадей на стенах пещер. На Дону кроманьонец вырезал из мягкого камня-мергеля статуэтки мамонтов, носорога, лошади и медведя. На Шишкинских скалах на верхней Лене можно увидеть интересную сцену: дракон, похожий на крокодила, открыв пасть, хочет проглотить диск. Их создали кроманьонцы. Изобилие рельефов с фигурами животных, людей, с небольшими сюжетными композициями высечены на фасадах домов и надгробных плитах в Азербайджане. Большая часть памятников древней культуры и в настоящее время находится там, где они были созданы сотни и тысячи лет назад.

Искусство древних азербайджанских резчиков по камню очень разнообразно. Среди них и круглая скульптура, и горельефы, и неглубокий резной рисунок. По данным азербайджанских ученых, средневековые резные камни относятся к XIII в. Самыми известными являются так называемые байловые камни, поднятые со дна Каспийского моря. На камнях-рельефные, глубоко врезанные надписи с узорами и скульптурными изображениями людей и животных. В Азербайджане недалеко от г. Баку были найдены многочисленные наскальные изображения, относящиеся к XIII-VI вв. до н.э. Основная масса наскальных изображений имеет явно выраженное смысловое значение. Невозможно перечислить все наскальные изображения, да это и не нужно. Возникновение искусства-закономерное следствие трудовой деятельности людей палеолита. При раскопках главной резиденции скифских царей близ нынешнего г. Симферополя обнаружили рельефы из мрамора, множество предметов быта из камня и ювелирные украшения с камнями: кольца, бусы, медальоны. Все они относятся к III-II в. до н.э.


В 422-21 гг. до н.э. греками был основан Херсонес. Как город он просуществовал почти двадцать веков, но и сейчас он удивляет людей памятниками архитектуры и искусства из камня. [10, с. 24].

Одним из интереснейших памятников искусства античного Херсонеса I в. до н.э. является мозаичный пол в одном небольшом помещении. Мозаика пола, выполненная из цветной гальки, изображает молодых купальщиц. Интересные работы провели археологи в 1978 г. на Кольском полуострове. Как отмечают участники экспедиции Н. Турина, В. Шумкин, И. Гаврилова и Г. Синицина, особый интерес представляет поселение Устье Дроздовки. Получены новые данные о материальной культуре ранненеолитического (середина IV тысячелетия до н.э.) периода. Найдено много орудий из кварца, песчаника, сланца, многочисленные отщепы кремня и наконечников из них. На стоянке Маяк обнаружены обломки наверший из мыльного камня с орнаментом. А в поселении Нерпичья Губа II-прекрасно выполненная, тоже из мыльного камня, голова белого медведя и заглаженная галька со сложным узором. Мыльный камень мягкий и хорошо поддается художественной резьбе. Нет сомнения, что в эпоху неолита человек уже владел художественной резьбой по камню. Прошли века, но и до сих пор мыльный камень является излюбленным материалом для создания художественных изделий со сложной художественной резьбой, особенно в странах Азии.

Виртуозно владеют этим искусством вьетнамцы, китайцы и другие народы Азии. До сих пор в этих странах можно увидеть высокохудожественные объемные изделия из мыльного камня с ажурной резьбой, но не абстрактной, а с совершенно четко выраженным сюжетом.

«По бесовым следам» - это название рождено древней легендой, которая пыталась объяснить загадочное изображение следов человеческих ног на камне. Как отмечают авторы книги с таким же названием Я. Доманский и А. Столяр, «сколь бы фантастично это не звучало порой, сохранились как будто следы ног человека, жившего тысячи лет назад!…» И действительно, при изучении этих «следов» на гранитных скалах Карелии ученые убедились, что наши предки оставили следы своих ног, но не в прямом смысле слова, а в виде искусно выбитых на поверхности Карельского гранита изображений босых ног всей ступни с пятью пальцами. Как мы видим даже из очень краткого изложения, камень был не только первым орудием труда, но и одним из первых материалов для изготовления произведений искусства. И в бронзовом веке камень давал людям огонь, точил мечи и плуги. Из камня изготавливались саркофаги, увековечивая настоящее для будущего. Из камня создавались дворцы и храмы.


Древнерусское камнерезное искусство развивалось в органическом единстве с русской архитектурой. Преобразования Петра I, связанные с распространением научной жизни в России, имели самое непосредственное отношение и к развитию художественной обработки камня в России. Среди фабрик и заводов, учрежденных при Петре I, была и Петергофская гранильная фабрика.

Имеющиеся документальные данные, извлеченные из дел «Канцелярии от строений» показывают, что идея устройства фабрики по обработке камня в Петергофе относится к первой четверти XVIII в.

В 1721 г. в Петергофе строилась сначала ветряная, а затем водяная «пильная мельница», предназначенная вначале «пиловать мраморный и алебастровый камень, кроме крепкого». В 1725 г. последовал указ Петра I о расширении производства: «делать мельницу на 40 рам»; этой мельнице придавалось особое значение, и ходом ее строительства Петр I интересовался до самой смерти, требуя «делать ее с поспешением».

В период 1732-1748 гг. окончательно оформилась Петергофская «шлифовальная мельница» как фабрика изготовления художественных изделий из драгоценных и декоративных камней.

Во вторую половину XVIII в., в XIX столетии и до 1917 г. характер производства фабрики не изменялся. Значительным событием в ее истории было сооружение в 1777-1778 гг. по проекту архитектора Ю. Фельтена каменного здания взамен обветшавших деревянных строений.

На протяжении всей своей деятельности Петергофская фабрика была поистине школой культуры обработки камня в России. Художественные изделия быстро заслужили всемирную известность и неоднократно отмечались высокими наградами на международных выставках в Лондоне (1851 и 1868 гг.), Париже (1867 г.), Вене (1877 г.), Москве (1872, 1881 гг.) и т.д.

В 1940-1945 гг. А.Е. Ферсман подводит итог своим работам в области самоцветов и цветного камня. Весной 1945 г., не закончив еще работы над этим трудом, Александр Евгеньевич пишет проникновенное «Обращение к читателям» и заключительную главу будущей книги, помещенные в его посмертно издание «Очерки по истории камня».

Имя А.Е. Ферсмана навсегда вошло в историю отечественной и мировой науки, в историю камня, изучению которого он посвятил многие годы. Он верил, что «в культуре будущего, идущего по новым путям, камень как прекрасный материал природы войдет в повседневную жизнь. В нем. человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только художник, горящий огнем вдохновения».


Как завещание ученикам, будущему поколению, а значит, и Вам, читатель, звучат слова замечательного ученого: «Шире, смелее дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру и самую жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!!» [3, с. 42].

!(чурук херек)

КОМПЛЕКТ ШАХМАТНЫЙ


1930-Е гг.

Тувинская народная республика

КП 29513/1-32, МК 320/1-32

Агальматолитрезьба, окраска

Отдел металла и камня

1.фото...(хол шыдыраа)

СКУЛЬПТУРЫ «ВЕРБЛЮД»

Саая Когел

1980 г.

Кызыл, Тува

Агальматолитрезьба

12 х 15,5 х 4,5 см

Отдел металла и камня

2.тевелиг

Тарас Дамдынович Монгуш(Сут-Холь) Один из них!!!!!

Наверняка многие посетители открыли для себя имя Тараса Монгуша, скромнейшего человека. Тарас Дамдынович – уроженец далекого Сут-Холя. Специального профессионального образования нигде не получал. Но брал уроки у известного скульптора Товарищтая Ондара в его мастерской, напитывался знаниями. У талантливого сельчанина их ростки дали удивительные всходы.

  1. 2.2.Роль камнерезного искусства в сохранении народной художественной культуры тувинцев.Традиции искусств.

Из мест Российской Федерации, где ведется художественная обработка камня, выделяется Тувинская республика, где   уникальным национальным достоянием  является искусство народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура  активно проявляет цветовые оттенки камня..Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами  естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе!!!!!!

вариант

2-ой Введение