Файл: KURSOVAYa_KAMNEREZY__kopia (3) — копия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Камнерезное искусство народной художественной культуры Республики Тыва

(на примере Сергея Кашпыковича Одушпай)

Исполнитель:

Соржу Б.Б.

Студентка группы

Научный руководитель:

Лучицкая Я.С.

Ст. преподаватель кафедры ТиИНХК

Зав. кафедройТиИНХК:

Ултургашева Н.Д.

Доктор культурологии, профессор

Оглавление

Введение

Глава 1. Камнерезное искусство в Российской Федерации

    1. История камнерезного искусства в России

    2. Мастера тувинского камнерезного искусства Республики Тыва

Глава 2. Традиции камнерезного искусства в народной художественной культуры тувинцев

    1. Цивилизационный потенциал камнерезного искусства Тывы

    2. Творчество мастера камнерезного искусства Сергея Кашпыковича Одушпая в сохранении и трансляции народной художественной культуры тувинцев

Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры.

2.2. Мастера тувинского камнерезного искусства Республики Тыва.

2.3. Выставка Сергея Кашпыковича Одушпая.

сохранении народной художественной культуры тувинцев. (Традиции искусств).

Заключение

Список источников

Приложения

Введение

  1. Камнерезное искусство, в нашем современном понимании, вошло в отечественное декоративно-прикладное искусство в XVIII в., когда в ходе реформ Петра I стали активно осваиваться богатства Урала. На протяжении XVIII в. – начала XX в. изделия из камня, как интерьерные, кабинетные, так и малая скульптурная пластика, были достоянием высших слоев русского общества. Коллекция камнерезного искусства музея дает панорамное видение прошлого и настоящего этого неординарного и малоизвестного раздела отечественного декоративно-прикладного искусства.


В XVIII – XIX вв. главными центрами камнерезного искусства были Императорская Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская и Колывановская гранильная фабрики. С 1840-х годов получает развитие искусство мозаики. В конце XIX в. – начале XX в. центрами камнерезного искусства становятся С.-Петербург и Екатеринбург. В коллекции художественного камня музея хранятся оригинальные и редкие работы всех дореволюционных камнерезных российских центров.

Особый интерес представляет музейная коллекция камнерезного искусства советского периода, включающая уникальные образцы 1920-х – 1950-х годов, куда входят предметы, экспонировавшиеся на художественно-промышленных выставках 1925 г. и 1937 г. в Париже, на выставках в Италии и Германии в 1920-х г – начале 1930-х годов.

Оригинальны и интересны художественные изделия из камня1960-х – 1980-х годов, демонстрирующие многообразие тематических и художественных решений, показывающие также и те вещи, которые были рассчитаны на эстетические запросы массового потребителя.

Коллекция художественного камня музея представляет развитие этого вида отечественного декоративно-прикладного искусства от его эксклюзивных, элитарных форм до реализации идеи «искусство в массы».

Отдельную, не имеющую аналогов по качеству и разнообразию представленных материалов коллекцию составляет тувинская малая скульптурная пластика 1920-х – 1990-х годов, демонстрирующая широкий диапазон всех ведущих мастеров Тувы.

В состав коллекции художественного камня также входят авторские работы в жанре анималистики, впитавшие лучшие традиции русской школы и органично сочетающие в них новое понимание скульптурной пластики.

Актуальность – Традиционная культура камнерезного искусства как важнейший предмет, призванный

Цель – сохранить  творческое наследия  тувинского  народа в прикладном искусстве

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по исследовании камнерезного искусства с периода 19-20 вв.

  1. Охарактеризовать современное состояние …

  1. Изучить

  2. Рассмотреть деятельность камнерезного искусства в целом по сохранению народной художественной культуры Республики Тыва.

Объект – ?.....(на примере работ Сергея Кашпыковича Одушпая) и Выставка в Кемеровском Областном Музее


Предмет – Камнерезное искусство в традиционной прикладной художественной культуре Республики Тыва.


1.2. История камнерезного искусства

Никто не знает, как давно появились у человека любовь к камням.

Археологические раскопки свидетельствуют, что все цивилизации высоко ценили их как предметы украшения культурного поколения. Мастера работавшие в этой области, выделялись среди прочих тем, что знали секреты подвластных их мастерству камней и, подобно магам и волшебником могли превращать их в любые предметы.

В течение многих веков искусство обработки камня оставалось под покровом тайны и только в последние десятилетие были раскрыты его секреты, так что любой из нас может научиться превращать материал предметы декоративно-художественного характера. [3, с. 49].

Как только наш далекий предок встал на ноги, он взял в руки камень. В 1891 г. на острове Ява в раннечетвертичных слоях были найдены останки одного из наших обезьяноподобных предков. Ученые назвали его питекантропом (обезьяночеловеком). Они жили около 800 тысяч лет назад. Питекантропы еще не знали огня, но уже умели изготавливать примитивные орудия труда и защиты из кремня.

В 1927-1937 гг. интересная находка была сделана в Китае, в селении Чоу-Кау-Тьен, недалеко от Пекина. Китайские ученые нашли в каменной пещере костные останки обезьянолюдей синантропов (китайский человек). Здесь же были найдены каменные орудия и обожженные камни, угли и зола.

Очень ценная находка была сделана в 1938 г. советским ученым А.П. Окладниковым. В Узбекистане, в пещере Тешик-Таш, он обнаружил останки первобытного человека. А.П. Окладникову посчастливилось найти останки неандертальцев, живших в эпоху великого оледенения.

Слово «неандерталец» происходит от названия долины Неандер - таль в Германии, где он впервые был найден. С помощью каменных ножей неандертальцы снимали шкуры с убитых животных.

И даже позже, к концу ледникового периода, около 20 тысяч лет назад, когда на земле жили уже кроманьонцы (древнейшие люди современного антропологического типа, названные так по находкам этих предков близ селения Кро-Маньон во Франции), камень играл первостепенную роль. Из него изготавливали различные предметы быта и орудия. Именно камень был первым орудием и предметом труда, благодаря которому жизнь наших предков пошла по новому пути, недоступному для животных, по пути труда, мышления и постепенного овладения силами природы.


Камень дал человеку огонь. Неизвестно, сколько прошло времени от первой искры, высеченной из кремня, до первого костра.

Огонь дал человеку не только тепло и свет в ночи, не только защиту от хищников, но и возможность сохранять добываемую пищу, особенно мясо, употреблять вареную или жареную пищу.

На каждом шагу первобытному человеку угрожала опасность и он должен был искать орудия труда и защиты. И именно камень-кремень благодаря своим исключительным свойствам стал необходим человеку для его существования. Он помогал ему добывать пищу, защищаться от хищников, а затем и обрабатывать землю, шкуры животных.

Из камня изготавливались наконечники для стрел, молотки, топоры и многие другие жизненно необходимые предметы быта.

Известны тысячи стоянок первобытного человека, десятки тысяч каменных орудий, достаточно совершенных и разнообразных. Трудно перечислить все предметы из камня и их назначение в жизни наших предков, но легко назвать камни, которые первыми были использованы человеком в те далекие времена. К ним относятся в первую очередь кремень и нефрит, кварцит, кварц, халцедон и обсидиан. И все это цветные камни. Именно цветной камень-нефрит явился незаменимым материалом для изготовления орудий. Из камня же были получены первые краски. В палеолите началось использование минеральных красок-лимонита, окислов марганца. Позже в Древней Греции и Древнем Риме для получения синей краски ультрамарина-применялся цветной камень лазурит. Краска из лазурита отличалась не только красотой синего (ультрамаринового) цвета, но и стойкостью. В Великом Новгороде существовали в москательном ряду специальные красильные лавки. Именно в такой лавке приобрел афганскую чудо-краску замечательный живописец Дионисий для своего последнего творения-фресок Ферапонтова монастыря в Приозерье.

Археологи подтверждают, что в раскопках жилищ наших древних предков встречаются и предметы, не имеющие утилитарного назначения. К ним относятся коллекции цветной гальки, кэльцитовых «цветов» и натечные сталактиты и раковины. Значит, красота камня, музыка, растительный мир-не просто экзотика или развлечение. Это все значительно серьезней и тысячами путей влияет на человека, его психологию, духовный мир, настроение и, наконец, творчество. Камень сыграл большую роль и в мореплавании. Лев Скрягин, посвятивший многие годы изучению истории якорей, считает, что якорь одно из древнейших и удивительнейших изобретений человечества. Да, но мы знаем якоря металлические, причем же тут камень? Как стало известно, первый якорь был из камня, который на протяжении тысячелетий оставался единственным приспособлением для удержания судна на воде. Якоря из камня называют якорными камнями. Форма якорного камня постепенно совершенствовалась. Первые якорные камни представляли собой обломок камня, перевязанный веревкой. Когда человек научился сверлить камень, на якорном камне появилось отверстие. Якорный камень с отверстием нашел известный советский археолог А.Я. Брюсов в Карелии в 1929 г. Находка относится к 2000 г. до н.э. Археологические находки были сделаны и в Египте.