Файл: KURSOVAYa_KAMNEREZY__kopia (3) — копия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Огромную роль в воспитании любви к искусству, рисованию, музыке сыграл старший брат Ким-оол Байынды. Он учился в музыкальном училище по классу баяна, затем много лет работал преподавателем музыки, рисования и черчения. Под его влиянием юная Лиза стала много рисовать, интересоваться изобразительным искусством и вырезать фигурки из дерева.

В 1967 году Елизавета Байынды поступила на художественное отделение Кызылского училища искусств. Уже тогда она вырезала фигурки из камня, агальматолита, не показывая их отцу. Однажды отец увидел вырезанную Лизой фигурку лошади и спросил, кто это сделал. Удивился, когда узнал, но похвалил за умение и трудолюбие.

Ее первым выходом в «свет» стало участие в IV-м Всероссийском художественном смотре «Советская Россия» в 1976 году в Москве. С того года Елизавета Байынды стала постоянно участвовать в зональных, всесоюзных и зарубежных выставках. Это «Сибирь социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Россия», в Канаде, США, Монголии, Японии.

!!!МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕЗЕНТации

Школы Чаа-Хольской …...

В средней школе села Чаа-Холь на профильном предмете «Чонар Даш» ученики вырезают удивительно красивые фигурки животных. Здесь же в школе открыта экспозиционная агальматолитовая комната, где по стенам развешаны каменные миниатюры, под потолком — люстра, оформленная животными из 12-месячного цикла с каменными подвесками, а на постоянно действующей выставке — агальматолитовые кони, волки, тигры, медведи. А помогает реализовать и воплотить мечты в камень преподаватель изобразительного искусства Чаа-Хольской средней школы, руководитель кружка «Чонар Даш» Анатолий Сатович Даш.

Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная, д. 56.17 октября в зале №8 третьего этажа Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва открылась выставка «Эрес Байынды – потомок камнерезов».АЦИИ


Заключение

Рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.

Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.

Список литературы

1. Ондар, С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета "Центр Азии". – 2008. - №42. – С.8

2. Червонная С. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; "Художник России". - 1995 г.

3. Ляшко, А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического и интеллектуального развития : учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 298 с.

4. Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова . - М.: "Недра", 1991.

  1. Сайт "Народные промыслы России"

Приложения

Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.

К.Х. Тойбухаа "Конь"

Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.

Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.

А. с. Хертек, зав. отделом культуры и искусства

Рубрика:Временные,Новости музея

"В Бай-Тайгинском кожууне сохранились традиционные технологии  отдельных  видов  декоративно-прикладного  искусства,  в  связи  чем,  этот  кожуун  не  зря  называют  «родиной  мастеров».  Поэтому  именно  в  этом  кожууне  для  подготовки  кадров  по  декоративно-прикладному  искусству  для  Республики  Тыва  было  создано  профессиональное  училище  №  13,  девизом  которого  стало:  «Мы  наследники  предков  искусства».  А  главной  задачей  коллектива  училища  является  обеспечение  ориентации  на  подготовку  рабочих  и  специалистов  преимущественно  по  народно-прикладному  профилю,  позволяющую  выпускникам  учебного  заведения  адаптироваться  к  меняющимся  условиям  современного  рынка  труда  и  формировать  у  них  самостоятельное  видение  профессиональной  перспективы  [1]. 


Народные  художественные  промыслы  невозможно  представить  без  народных  мастеров,  передающих  молодому  поколению  уникальные  технологии  и  техники,  художественно-стилистические  системы,  мотивы  и  сюжеты  народного  искусства.  Поэтому  педагоги,  преподаватели  учебных  дисциплин  и  мастера  производственного  обучения  активно  и  плодотворное  сотрудничают  со  знаменитыми  мастерами  декоративного  прикладного  искусства  данного  региона.  Воспитательному  потенциалу  художественных  традиций  народных  мастеров  педагогический  коллектив  уделяет  огромное  внимание,  пытается  создать  благоприятную  атмосферу,  способствующую  проявлению  у  учащихся  интереса  к  учебе,  выявлению  талантов  и  творческих  способностей.  Каждый  учащийся  охвачен  полезной  деятельностью.  В  планах  мастеров  производственного  обучения,  преподавателей  и  воспитателей  предусмотрены  мероприятия  нравственно-этического,  патриотического,  интернационального,  религиозного  и  правого  направления.  Большое  внимание  уделяется  культуре  поведения,  этике  общения  учащихся.  Совокупный  поиск  оптимальных  методов  и  форм  воспитания  и  обучения,  основанных  на  принципах  оптимальных  методов  и  форм  воспитания  и  обучения,  основанных  на  принципах  народной  педагогики,  способствует  возрождению  еще  не  до  конца  утерянные  традиции  предшествующих  поколений.

В  данный  момент  в  училище  обучаются  по  профессиям:  «Изготовитель  художественных  изделий  из  дерева»,  «Резчик  по  камню»,  «Вышивальщица».  В  камнерезном  искусстве  с  новой  технологией  обработки  камня  учащихся  обучают  изготовлению  художественных  изделий  тувинской  малой  пластики  в  скифском  «зверином  стиле»,  сюжетно-тематический  диапазон  и  иконографический  характер  которых  закреплен  многолетней  традицией.  Резчиков  по  дереву  мастера  обучают  умело  обрабатывать  дерево,  создавать  из  него  высокохудожественные  изделия.  Изделия  из  дерева,  изготовленные  обучающимися:  национальные  культовые  ложки  «Тос  карак»,  деспи  (корыто)  и  другие  художественные  изделия  пользуются  большим  спросом  у  населения.  Учащиеся  группы  «Вышивальщица»  умело  заимствуя  из  народного  наследия  крой  и  чудесные  узоры,  используют  как  старинные,  так  и  современные  швы,  создавая  новые  образцы  народного  творчества.  Подготовка  в  училище  дает  возможность  обучащимся  стать  достойными  продолжателями  потомственного  творчества  народных  мастеров  [4].


Мастера  производственного  обучения  воспитывают  обучающихся  через  декоративно-прикладное  творчество,  знакомство  с  традициями  и  обычаями  тувинского  народа.  Для  осуществления  духовно-нравственного  воспитания,  с  целью  сохранения  наследия  тувинского  народа,  традиционно  проводился  цикл  мероприятий  «Шагаа-биле»  —  открытые  уроки,  знакомящие  учащихся  с  обрядами  и  обычаями  тувинского  народа,  конкурс  «Кожумака  кончуг-ла  мен»,  «Особенности  национальной  культуры».  В  специфических  условиях  практики  учебного  производственного  процесса  училища  необходимо  тщательно  учитывать  особенности  конкретных  традиций  художественных  промыслов  и  декоративно-прикладных  ремесел  данного  региона. Училище  за  все  годы  существования  и  по  сей  день  имеет  тесные  партнерские  отношения  со  знаменитыми  народными  мастерами,  мастерами  камнерезного  искусства,  художниками,  с  искусствоведами  Республики  Тыва  и  Бай-Тайгинского  кожууна:  Дойбухаа  Д.Х.,  Хунан  К.Т.,  Саая  К.М.,  Кочаа  С.Х.,  Шомбул  В.С. 

Для  успешного  развития  творческих  способностей  преподаватели  и  мастера  производственного  обучения  проводят  с  учащимися  большую  работу.  Это  реализация  учебных  программ,  проведение  учебных  дисциплин  и  учебных  практик,  организация  и  проведение  внеклассных  мероприятий,  экскурсий  в  музеи,  в  мастерские  художников  и  мастеров  камнерезов,  организация  участия  учащихся  в  выставках  различного  уровня,  в  конкурсах  профессионального  мастерства,  в  республиканском  Слете  рабочих  профессий  и  т.  д.  В  училище  создан  творческий  центр  декоративно-прикладного  искусства  и  народных  художественных  промыслов. 

Уроки  учебной  практики  и  учебных  дисциплин  декоративно-прикладного  искусства  базируются  на  оптимальном  использовании  обучающего  потенциала  региональных  народных  художественных  промыслов  направлены  на  развитие  творческих,  художественно-изобразительных  способностей  каждого  учащегося.  Для  этого  преподаватели  учебных  дисциплин  и  мастера  производственного  обучения  стараются  как  можно  более  плодотворно  использовать  потенциал  народных  традиций  местных  художественных  промыслов.  Народных  мастеров  камнерезного  искусства  Дондук  Дойбу-Хаа,  Хунан  Киров  приглашают  на  производственную  практику,  чтобы  узнать  традиционную  народную  технологии.  Благодаря  народным  мастерам  учащиеся  осваивают  технологические  и  технические  приемы  обработки  различных  материалов,  выразительные  средства  и  образно-сюжетное  содержание  изделий  народных  мастеров.


Сегодня,  в  связи  с  развитием  туризма  в  Туве  возрастает  интерес  к  народному  декоративно-прикладному  искусству,  увеличивается  и  потребность  в  традиционных  изделиях  народных  мастеров,  растет  потребность  в  изящны  и  недорогих  сувенирах,  отражающих  специфику  нашего  региона,.  Владея  уникальными  приемами  этого  ремесла,  сохраняя  при  этом  народные  традиции,  работы  наших  учащихся  находят  признание  и  у  специалистов  и  у  рядовых  граждан-покупателей.  Почти  каждая  вещь,  созданная  учащимся  и  мастером,  служит  прекрасным  подарком  сувениром,  знаком  памяти  о  национальной  культуре  народов.  Поэтому  наши  учащиеся  всегда  принимают  участие  в  различных  выставках-ярмарках,  фестивалях,  которые  проходят  в  кожууне,  в  республике  и  даже  за  пределами  Республики  Тыва.  Благодаря  таким  фестивалям  и  конкурсам  у  учащихся  проявляется  еще  более  глубокий  интерес  к  своим  специальностям  и  появляется  воодушевление,  что  их  работы  и  труд  достойно  оценены.

Такая  целенаправленная  работа  по  использованию  потенциала  народных  традиций  мастеров  позволяет  учащимся  профессиональных  училищ  поможет  сделать  первые  шаги  по  пути  к  овладению  художественным  ремеслом,  достигнуть  творческих  вершин  и  будет  способствовать  развитию  местных  художественных  промыслов.

Список литературы:

1.Историческая  справка  |  Профессиональное  училище  №  13  с.  Тээли  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pu-13.edu17.ru/about/istoricheskaya-spravka//  (дата  обращения  12.12.2013).

2.Культура  Тувы:  прошлое  и  настоящее:  сборник  материалов  научно-практических  конференций.  Вып.2.  Редактор-составитель:  Е.К.  Карелина.  Кемерово:  КемГУКИ,  2006.  —  224  с.

3.Люди  центра  Азии.  Т.  4.  /  под  ред.  Н.М.  Антуфьевой.  Кызыл:  ООО  Редакция  газеты  «Центр  Азии»,  2011.  —  832  с.:  ил.

4.Наши  профессии  |  Профессиональное  училище  №  13  с.  Тээли  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pu-13.edu17.ru/about/nashi-professii/  (дата  обращения  12.12.2013).

5.Тува  —  колыбель  скифской  культуры  //  Культура  и  искусство  Тувы:  ежеквартал.  журн.  /  М-во  культуры  Респ.  Тыва.  2001.  апр.  —  59  с.