ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Камнерезное искусство народной художественной культуры Республики Тыва
1.2. История камнерезного искусства
1.? История камнерезного искусства
2.4.Степень изученности.(Примерное название) От Дойбухаа До наших мастеров-резчиков.
1.1 Агальматолит - поделочный камень
1.? Общие сведения о камнерезных изделиях
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Огромную роль в воспитании любви к искусству, рисованию, музыке сыграл старший брат Ким-оол Байынды. Он учился в музыкальном училище по классу баяна, затем много лет работал преподавателем музыки, рисования и черчения. Под его влиянием юная Лиза стала много рисовать, интересоваться изобразительным искусством и вырезать фигурки из дерева.
В 1967 году Елизавета Байынды поступила на художественное отделение Кызылского училища искусств. Уже тогда она вырезала фигурки из камня, агальматолита, не показывая их отцу. Однажды отец увидел вырезанную Лизой фигурку лошади и спросил, кто это сделал. Удивился, когда узнал, но похвалил за умение и трудолюбие.
Ее первым выходом в «свет» стало участие в IV-м Всероссийском художественном смотре «Советская Россия» в 1976 году в Москве. С того года Елизавета Байынды стала постоянно участвовать в зональных, всесоюзных и зарубежных выставках. Это «Сибирь социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Россия», в Канаде, США, Монголии, Японии.
!!!МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕЗЕНТации
Школы Чаа-Хольской …...
В средней школе села Чаа-Холь на профильном предмете «Чонар Даш» ученики вырезают удивительно красивые фигурки животных. Здесь же в школе открыта экспозиционная агальматолитовая комната, где по стенам развешаны каменные миниатюры, под потолком — люстра, оформленная животными из 12-месячного цикла с каменными подвесками, а на постоянно действующей выставке — агальматолитовые кони, волки, тигры, медведи. А помогает реализовать и воплотить мечты в камень преподаватель изобразительного искусства Чаа-Хольской средней школы, руководитель кружка «Чонар Даш» Анатолий Сатович Даш.
Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная, д. 56.17 октября в зале №8 третьего этажа Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва открылась выставка «Эрес Байынды – потомок камнерезов».АЦИИ
Заключение
Рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.
Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.
Список литературы
1. Ондар, С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета "Центр Азии". – 2008. - №42. – С.8
2. Червонная С. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; "Художник России". - 1995 г.
3. Ляшко, А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического и интеллектуального развития : учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 298 с.
4. Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова . - М.: "Недра", 1991.
Сайт "Народные промыслы России"
Приложения
Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.
К.Х. Тойбухаа "Конь"
Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.
Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.
А. с. Хертек, зав. отделом культуры и искусства
Рубрика:Временные,Новости музея
"В Бай-Тайгинском кожууне сохранились традиционные технологии отдельных видов декоративно-прикладного искусства, в связи чем, этот кожуун не зря называют «родиной мастеров». Поэтому именно в этом кожууне для подготовки кадров по декоративно-прикладному искусству для Республики Тыва было создано профессиональное училище № 13, девизом которого стало: «Мы наследники предков искусства». А главной задачей коллектива училища является обеспечение ориентации на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по народно-прикладному профилю, позволяющую выпускникам учебного заведения адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы [1].
Народные художественные промыслы невозможно представить без народных мастеров, передающих молодому поколению уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. Поэтому педагоги, преподаватели учебных дисциплин и мастера производственного обучения активно и плодотворное сотрудничают со знаменитыми мастерами декоративного прикладного искусства данного региона. Воспитательному потенциалу художественных традиций народных мастеров педагогический коллектив уделяет огромное внимание, пытается создать благоприятную атмосферу, способствующую проявлению у учащихся интереса к учебе, выявлению талантов и творческих способностей. Каждый учащийся охвачен полезной деятельностью. В планах мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей предусмотрены мероприятия нравственно-этического, патриотического, интернационального, религиозного и правого направления. Большое внимание уделяется культуре поведения, этике общения учащихся. Совокупный поиск оптимальных методов и форм воспитания и обучения, основанных на принципах оптимальных методов и форм воспитания и обучения, основанных на принципах народной педагогики, способствует возрождению еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений.
В данный момент в училище обучаются по профессиям: «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Резчик по камню», «Вышивальщица». В камнерезном искусстве с новой технологией обработки камня учащихся обучают изготовлению художественных изделий тувинской малой пластики в скифском «зверином стиле», сюжетно-тематический диапазон и иконографический характер которых закреплен многолетней традицией. Резчиков по дереву мастера обучают умело обрабатывать дерево, создавать из него высокохудожественные изделия. Изделия из дерева, изготовленные обучающимися: национальные культовые ложки «Тос карак», деспи (корыто) и другие художественные изделия пользуются большим спросом у населения. Учащиеся группы «Вышивальщица» умело заимствуя из народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, так и современные швы, создавая новые образцы народного творчества. Подготовка в училище дает возможность обучащимся стать достойными продолжателями потомственного творчества народных мастеров [4].
Мастера производственного обучения воспитывают обучающихся через декоративно-прикладное творчество, знакомство с традициями и обычаями тувинского народа. Для осуществления духовно-нравственного воспитания, с целью сохранения наследия тувинского народа, традиционно проводился цикл мероприятий «Шагаа-биле» — открытые уроки, знакомящие учащихся с обрядами и обычаями тувинского народа, конкурс «Кожумака кончуг-ла мен», «Особенности национальной культуры». В специфических условиях практики учебного производственного процесса училища необходимо тщательно учитывать особенности конкретных традиций художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел данного региона. Училище за все годы существования и по сей день имеет тесные партнерские отношения со знаменитыми народными мастерами, мастерами камнерезного искусства, художниками, с искусствоведами Республики Тыва и Бай-Тайгинского кожууна: Дойбухаа Д.Х., Хунан К.Т., Саая К.М., Кочаа С.Х., Шомбул В.С.
Для успешного развития творческих способностей преподаватели и мастера производственного обучения проводят с учащимися большую работу. Это реализация учебных программ, проведение учебных дисциплин и учебных практик, организация и проведение внеклассных мероприятий, экскурсий в музеи, в мастерские художников и мастеров камнерезов, организация участия учащихся в выставках различного уровня, в конкурсах профессионального мастерства, в республиканском Слете рабочих профессий и т. д. В училище создан творческий центр декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
Уроки учебной практики и учебных дисциплин декоративно-прикладного искусства базируются на оптимальном использовании обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов направлены на развитие творческих, художественно-изобразительных способностей каждого учащегося. Для этого преподаватели учебных дисциплин и мастера производственного обучения стараются как можно более плодотворно использовать потенциал народных традиций местных художественных промыслов. Народных мастеров камнерезного искусства Дондук Дойбу-Хаа, Хунан Киров приглашают на производственную практику, чтобы узнать традиционную народную технологии. Благодаря народным мастерам учащиеся осваивают технологические и технические приемы обработки различных материалов, выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров.
Сегодня, в связи с развитием туризма в Туве возрастает интерес к народному декоративно-прикладному искусству, увеличивается и потребность в традиционных изделиях народных мастеров, растет потребность в изящны и недорогих сувенирах, отражающих специфику нашего региона,. Владея уникальными приемами этого ремесла, сохраняя при этом народные традиции, работы наших учащихся находят признание и у специалистов и у рядовых граждан-покупателей. Почти каждая вещь, созданная учащимся и мастером, служит прекрасным подарком сувениром, знаком памяти о национальной культуре народов. Поэтому наши учащиеся всегда принимают участие в различных выставках-ярмарках, фестивалях, которые проходят в кожууне, в республике и даже за пределами Республики Тыва. Благодаря таким фестивалям и конкурсам у учащихся проявляется еще более глубокий интерес к своим специальностям и появляется воодушевление, что их работы и труд достойно оценены.
Такая целенаправленная работа по использованию потенциала народных традиций мастеров позволяет учащимся профессиональных училищ поможет сделать первые шаги по пути к овладению художественным ремеслом, достигнуть творческих вершин и будет способствовать развитию местных художественных промыслов.
Список литературы:
1.Историческая справка | Профессиональное училище № 13 с. Тээли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pu-13.edu17.ru/about/istoricheskaya-spravka// (дата обращения 12.12.2013).
2.Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов научно-практических конференций. Вып.2. Редактор-составитель: Е.К. Карелина. Кемерово: КемГУКИ, 2006. — 224 с.
3.Люди центра Азии. Т. 4. / под ред. Н.М. Антуфьевой. Кызыл: ООО Редакция газеты «Центр Азии», 2011. — 832 с.: ил.
4.Наши профессии | Профессиональное училище № 13 с. Тээли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pu-13.edu17.ru/about/nashi-professii/ (дата обращения 12.12.2013).
5.Тува — колыбель скифской культуры // Культура и искусство Тувы: ежеквартал. журн. / М-во культуры Респ. Тыва. 2001. апр. — 59 с.