ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
жанием учреждения, с прямым и косвенным администрированием. Поэтому, по мнению Е. Мельвиль, расчет стоимости услуги следует начать с анализа процедуры предоставления услуги, включающей анализ и оценку организационной структуры, определение всех типов деятельности и этапов предоставления. Далее нужно выявить издержки по предоставлению каждой конкретной услуги. Для этого надо проанализировать активы организации (здание, сооружения, оборудование), долю их использования при предоставлении услуги и изменение их стоимости в процессе оказания услуги.
Помимо этого необходимо провести анализ расходов на закупку услуг (товаров) у других организаций, а также анализ бухгалтерской и финансовой отчетности. В методических рекомендациях, разработанных Минфином России47, стоимость государственных услуг определяется исходя из совокупности всех затрат на оказание услуги.
Стоимость услуги рассчитывается следующим образом:
P = N • k. |
(15) |
P – стоимость услуги;
N – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги на соответствующий финансовый год;
K – объем оказания государственной услуги всоответствующем финансовом году.
Норматив затрат определяется:
N = Nот + Nрм + Nси + Nон. (16)
Nот – норматив затрат на оплату труда работников, которые непосредственно принимают участие в оказании государственной услуги;
Nрм – норматив затрат на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания услуги;
Nси – норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества: затрат на холодное, горячее водоснабжение, на содержание движимого имущества;
47 Приказ Минфина России № 105-н от 22.10.2009 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosfinansy.ru/docs/19245/. – Загл. с экрана.
82
Nон – норматив затрат на общехозяйственные нужды (услуги связи, транспортные услуги и прочие затраты).
Таким образом, в сфере культуры независимо от форм собственности необходимо учитывать категорию себестоимости, так как экономический подход к данной категории позволит верно установить цену производимого экономического блага.
Вопросы для самопроверки:
1.Понятие себестоимости и ее значение в деятельности организаций.
2.Охарактеризуйте группировку затрат, входящих в себестоимость по экономическим элементам.
3.Охарактеризуйте группировку затрат, входящих в себестоимость по статьям калькуляции, определив виды себестоимости.
4.По каким признакам классифицируют затраты?
5.Какие особенности расчета себестоимости и стоимости услуги существуют
ворганизациях сферы культуры по типу бюджетных учреждений?
Задание:
Оформите сравнительную таблицу по себестоимости благ в материальном и нематериальном производстве.
|
Группировка затрат |
Состав себе- |
Состав |
|
стоимости в |
себестоимости в |
|
|
по статьям калькуляции |
||
|
материальном |
нематериальном |
|
|
себестоимости |
||
|
производстве |
производстве |
|
|
|
||
1. |
Сырье и основные материалы (за выче- |
|
|
том стоимости возвратных отходов) |
|
|
|
2. |
Вспомогательные материалы |
|
|
3. |
Транспортные расходы |
|
|
4. |
Топливо на технологические цели |
|
|
5. |
Энергия на технологические цели |
|
|
6. |
Основная и дополнительная заработная |
|
|
плата |
|
|
|
7. |
Отчисления на социальное страхование |
|
|
8. |
Расходы на содержание и эксплуата- |
|
|
цию оборудования |
|
|
|
9. |
Цеховые расходы |
|
|
|
|
|
|
ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ |
|
|
|
10. Общезаводские расходы |
|
|
|
11. Прочие производственные расходы |
|
|
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИ- |
|
|
|
МОСТЬ |
|
|
|
12. Внепроизводственные (коммерческие) |
|
|
|
расходы |
|
|
|
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ |
|
|
|
|
83 |
|
|
Глава 6. Современная система оплаты труда работников социально-культурной сферы
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ – это цена трудовых ресурсов, участвующих в процессе производства экономических благ, которая определяется количеством и качеством затраченного труда, при этом особую роль играют рыночные факторы, такие как спрос и предложение труда, конъюнктура рынка труда, территориальные аспекты, законодательные нормы и т. д.
В экономике до определенного момента особая роль отводилась тарифной системе оплаты труда – совокупность государственных нормативов, посредством которых осуществляется дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп и категорий работников в зависимости от сложности и условий труда.
Основными элементами тарифной системы являются Единый тариф- но-квалификационный справочник, тарифная сетка, тарифные ставки, тарифные коэффициенты.
Единый тарифно-квалификационный справочник предназначен для тарификации работ, классификации работ по разрядам и распределения работников по профессиям и разрядам. В нем содержатся подробные характеристики различного вида работ, указывается, что работник должен знать и что он должен уметь.
Тарифная сетка служит для установления соотношений в оплате труда рабочих в зависимости от их квалификации. Каждому разряду присвоены определенные тарифные коэффициенты, показывающие, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда.
Тарифная сетка характеризуется количеством разрядов в сетке, диапазоном тарифной сетки, межразрядными соотношениями. Диапазон показывает, во сколько раз оплата труда по высшему разряду данной сетки превышает уровень оплаты труда по первому разряду. Межразрядные соотношения характеризуют степень повышения оплаты труда при повышении тарифного разряда.
Основными формами заработной платы являются сдельная и повременная форма оплаты.
При повременной оплате мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время. Различают:
84
- простую повременную заработную плату, которая определяется
по формуле: |
|
ЗП = ТС • РВ, |
(17) |
где ТС – тарифная ставка присвоенного работнику квалификационного разряда; РВ – фактически отработанное время.
-повременно-премиальную систему, при которой работник сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками получает премию за обеспечение определенных количественных и качественных показателей.
При сдельной оплате мерой труда является объем произведенных благ и заработок зависит от их количества и качества, заработок начисляется за каждую единицу произведенного блага исходя из установленной сдельной расценки.
Системы сдельной формы оплаты:
-прямая сдельная. При такой системе заработок непосредственно зависит от объема деятельности работника. Заработная плата определяется
путем умножения количества изготовленных экономических благ на сдельную расценку за единицу этой продукции;
-сдельно-премиальная система. При использовании этой системы предусматривается выплата работнику в дополнение к сдельному заработку премии за достижение количественных или качественных показателей;
-косвенно-сдельная система. Данная система применяется для оплаты труда вспомогательных работников, от которых в значительной степени зависит выработка и темп работы основных работников;
-сдельно-прогрессивная система. При данной системе выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по действующим прямым сдельным расценкам, а вся дополнительная выработка, полученная сверх этой нормы, по повышенным расценкам;
-аккордная система. Размер оплаты труда при такой системе устанавливается за весь объем работы. Аккордная оплата труда вводится для отдельных групп рабочих в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении производительности труда и сокращении сроков выполнения работы. Премирование вводится за сокращение сроков выполнения аккордного задания. Эта система является, как правило, бригадной формой оплаты труда и предполагает, что заработная плата работникам начисляется на основе коэффициента трудового участия или коэффициента трудовой эффективности. Например:
85
Таблица 10. Распределение заработной платы с учетом КТУ (КТЭ)
Ф. И. О |
Тарифная ставка |
КТУ |
Фонд оплаты труда |
Общий |
за отработанное |
(приработок) |
заработок |
||
|
время |
|
с учетом КТУ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Иванов Е. Г |
7000 |
1,5 |
11250 |
18250 |
|
|
|
|
|
Петров В. К. |
6500 |
1,3 |
9750 |
16250 |
|
|
|
|
|
Сидоров Н. Н. |
4500 |
1,2 |
9000 |
13500 |
|
|
|
|
|
Всего |
18000 |
|
30000 |
48000 |
|
|
|
|
|
В современных условиях государство непосредственно регулирует только заработную плату государственных служащих и работников бюджетной сферы. При этом Правительство страны устанавливает тарифную сетку только для бюджетных организаций федерального значения, а субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать собственные тарифные сетки для подведомственных им бюджетных организаций.
Коммерческие предприятия формируют свои системы оплаты труда руководствуясь государственными гарантиями, а также отраслевыми и региональными соглашениями.
5 августа 2008 года было принято постановление правительства РФ – № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». На основе данного постановления в практику внедряется новая система оплаты труда (НСОТ). НСОТ стала частью реформы, направленной на бюджетирование, ориентированное на результат. Данная система призвана повысить уровень оплаты труда с привязкой к качеству и эффективности работы сотрудников и с учетом отраслевой специфики каждой организации. Детальное сравнение действовавшей и новой системы оплаты труда рассмотрено Курменевой А. Г. и приведено в таблице 11.
86
Таблица 11. Сравнение систем оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и Новой системы оплаты труда (НСОТ)48
Признаки |
ЕТС |
НСОТ |
Цели при введе- |
Выравнивание диспропор- |
Повышение зарплат в привязке |
нии |
ций между регионами, от- |
к производительности труда и |
|
раслями, профессионально- |
качеству сотрудников, |
|
квалификационными кате- |
учет отраслевой специфики |
|
гориями работников |
|
Принципы рабо- |
Унифицированные требо- |
Нормативно-правовая база но- |
ты системы |
вания, соблюдение феде- |
сит рекомендательный характер, |
|
рального законодательства |
преимущественно локальных |
|
|
нормативных актов |
Основные эле- |
Тарифная ставка, тарифный |
Базовый оклад по профессио- |
менты системы |
разряд, тарифный коэффи- |
нально-квалификационной |
|
циент |
группе |
Присвоение |
В соответствии с тарифно- |
Отнесения должностей к про- |
должности |
квалификационными харак- |
фессионально-квалификацион- |
и установление |
теристиками: |
ным группам (ПКГ): |
оклада |
- по общеотраслевым долж- |
- ПКГ общеотраслевых должно- |
|
ностям служащих; |
стей руководителей, специали- |
|
- по общеотраслевым про- |
стов и служащих; |
|
фессиям рабочих; |
- ПКГ общеотраслевых профес- |
|
- по должностям работни- |
сий рабочих; |
|
ков культуры |
- ПКГ должностей работников |
|
|
культуры, искусства и кинема- |
|
|
тографии; |
|
|
- ПКГ должностей профессий |
|
|
рабочих культуры, искусств и |
|
|
кинематографии |
Структура зара- |
Тарифная ставка (оклад): |
Должностной оклад: повышаю- |
ботной платы |
надбавки, доплаты, нося- |
щие коэффициенты; выплаты |
|
щие компенсационный |
компенсационного характера; |
|
характер; стимулирующие |
выплаты стимулирующего |
|
выплаты |
характера |
Способы обес- |
С помощью тарифных ко- |
Отнесение к различным уров- |
печения диффе- |
эффициентов в соответст- |
ням профессионально-квали- |
ренциации |
вии с 18-разрядной шкалой |
фикационных групп, примене- |
|
|
ние повышающих коэффициен- |
|
|
тов |
48 Курменева А. Г. Оплата труда в организациях исполнительских искусств // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 1. – С. 91–96.
87