ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4. Культурно-исторические последствия
5. Русская культура XIV – XV вв
6. Русская культура конца XV – XVI вв.
7. XVII век как переходный период в истории
8. Культурно-историческое значение петровских преобразований.
9. Петровские преобразования в области просвещения, науки и быта.
11. Феномен Пушкина в русской культуре.
12. Русское просвещение XIX – начала XX вв.
13. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности.
14. Советский период истории русской культуры
Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников XIV—XV вв. оставили записи о виденных ими странах.
6. Русская культура конца XV – XVI вв.
В конце XV — XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык, значительно отличавшийся не только от украинского и белорусского, но также и от церковнославянского, который сохранялся в книжной письменности.
Формирование великорусской народности отразилось также в характерных для XVI и последующих столетий чертах быта и материальной культуры. В это время сложился тип жилого дома, состоящего из трех помещений — избы, клети (или горницы) и соединяющих их сеней. Дом покрывался двускатной крышей. Такая «трехкамерная» постройка надолго стала господствующей в русских селениях. Помимо избы в крестьянском дворе имелась житница для хранения зерна, один-два хлева для скота, сенник, мыльня (баня), иногда риги, овины, сараи, хотя последние чаще всего ставились вне дворов, на поле.
В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан — понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи — богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны — летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной — здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.
Народные песни, прославляя героев взятия Казани, отразили также противоречивую личность Ивана Грозного, который предстает то как «справедливый» царь, берущий под защиту добрых молодцев из народа и расправляющийся с ненавистными боярами, то как покровитель «Малюты злодея Скуратовича». Тема борьбы с внешними врагами породила своеобразную переработку древнего киевского цикла былин и новых сказаний. Рассказы о борьбе с половцами и татарами слились воедино, Илья Муромец оказывается победителем татарского иго, а Ермак Тимофеевич помогает во взятии Казани. Более того, польский король Стефан Баторий предстает как слуга татарского «царя». Так народное творчество сосредоточило своих героев — положительных и отрицательных — вокруг взятия Казани, подчеркнув тем самым, какое огромное значение имело это событие для современников.
В середине XVI в. произошло крупнейшее событие в истории русского просвещения — основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану I V и митрополиту Макарию, а первоначальной целью книгопечатания было распространение единообразных церковных книг с целью укрепления авторитета религии и церковной организации вообще. Книгопечатание началось в 1553 г., а в 1563 г. во главе казенной типографии стали бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В 1564 г. Был издан «Апостол» — выдающееся произведение средневекового печатного дела по своим техническим и художественным качествам.
7. XVII век как переходный период в истории
русской культуры.
XVII в. был в России переходным от эпохи Средневековья к Новому времени. В этот период начинает зарождаться новое отношение к личности, проявляющееся в признании ее самоценности, независимо от официального положения человека в обществе.
Все чаще начинает звучать протест против феодальных структур, отождествляемых, в частности, с церковью.
Церковный раскол наложил свой отпечаток на литературу. Появляются мемуары, к наиболее известным из них относится «Житие протопопа Аввакума», чьи сочинения очень активно распространялись в среде старообрядцев, где Аввакум, пользуясь непререкаемым авторитетом, почитался как святой.
Основоположником стихотворной традиции в России был Симеон Полоцкий (1629-1682). Он переложил на стихи Псалтырь, по которому долгое время учили грамоте. Стихотворная традиция С. Полоцкого была продолжена его современниками Сильвестром Медведевым и Карионом Истоминым.
Реалистическое направление в живописи XVII в. представлено Симеоном Ушаковым (1626- 1686), царским изографом и теоретиком искусства. Он ввел в икону объемность изображения. Ангелов, например, на иконе «Троица» художник написал цветущими, полными здоровья, олицетворяющими не только духовную, но и земную, материальную красоту и жажду жизни.
На рубеже XVI -XVII вв. появляется и портретный жанр. Первые портреты - парсуны (Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, князя М.В.Скопина-Шуйского) еще близки к иконописным стандартам. Но уже со второй половины XVII в. по западному образцу портреты стали писаться масляными красками по холсту. В них возникало все больше реалистических черт, художники стремились показать индивидуальность портретируемых (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича).
Период Смутного времени начала XVII в. в значительной степени сказался на архитектуре. Только с 20-х гг. возобновилась деятельность Приказа каменных дел. Но первоначально общий характер архитектуры мало отличался от образцов предыдущего столетия.
Подходит к концу вид шатрового зодчества, строительство церквей по этому типу вообще запрещается с середины XVII в.
Во второй половине века возросло число каменных гражданских построек. Довольно много домов того периода сохранилось в Пскове, чья архитектура отличалась от других частей России тем, что в ней практически отсутствовали украшения. Один из наиболее крупных жилых комплексов Пскова - Поганкины палаты.
Развитие мануфактурного производства и торговли требовало строительства как торговых зданий, так и помещений для мануфактур. В 1661 - 1665 гг. в Москве строится Гостиный двор в Китай-городе.
Новое направление в архитектуре, возникшее в конце XVII в., получило название московское барокко, или нарышкинский стиль. Оно объединило в себе традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями европейской архитектуры, пытаясь как бы восполнить функции Возрождения на Руси.
XVII в. становится переломным и в музыке. Церковь выступает за жесткие каноны церковного пения. В 1652 г. патриархом Никоном во всех соборах вводилось единогласное пение, исправлялись основные певческие книги. Во второй половине века утвердился новый стиль многоголосия - партесное пение.
Хотя церковь и запрещала петь «бесовские песни», возникшие на основе фольклора, но именно в этом веке родились шедевры народной сатиры «Камаринская» и «Барыня», истоки которых уходят в скоморошество.
Музыка занимала большое место и в первом русском придворном театре (1672-1676), для которого из-за границы пригласили музыкантов. Со времен Киевской Руси было известно три вида театра: народный, придворный и церковный. В XVII в. происходит возрождение народного театра: складывается устная народная драма и простейший кукольный театр. Возникает также письменная драматургия, обслуживавшая придворный и школьный театры.