ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на огромные трудности, не прекращались научные исследования. Советское правительство даже в условиях гражданской войны уделяло науке самое пристальное внимание.

Сложными путями развивалась духовная культура первого послереволюционного периода. Для литературы и искусства характерна ожесточенная борьба различных группировок и направлений, разрушение относительной замкнутости искусства, дальнейшая его демократизация. В то же время двадцатые годы ознаменовали становление в Советской России разветвленной системы контроля за духовной жизнью интеллигенции.

Художественная литература подверглась еще большей цензуре. С середины двадцатых годов был наложен запрет на публикации А. Ахматовой. О. Мандельштама и других известных поэтов и писателей, при этом сами авторы находились под контролем ГПУ. т.е. чекистов.

Значительное место в художественной жизни первых послереволюционных лет занимал Пролеткульт, левое движение, возникшее в сентябре 1917 г. в Петрограде. После Октябрьской революции Пролеткульт находился в ведении Наркомпроса в качестве добровольного объединения пролетарской самодеятельности в различных областях культуры и имел свои отделения, студии и печатные издания в ряде городов.

В изобразительном искусстве с 1918 г. начинается эпоха плаката. Именно в этом виде графики были сделаны первые попытки художественного осмысления свершившихся перемен, складывался стиль агитационного искусства.

Кроме печатного плаката в эпоху гражданской войны возник другой вид агитационного искусства - знаменитые «Окна сатиры РОСТА». Это были большие листы, содержавшие серии красочных картинок с подписями и размещавшиеся в окнах пустых столичных магазинов.

Период 1917-1929 гг. был достаточно успешен и для театрального и музыкального искусства. В середине 20-х гг. на сценах драматических театров появляются пьесы советских драматургов. Возникает огромное количество новых театров. Из них стоит отметить Большой драматический в Петрограде, театры им. Мейерхольда, им. Вахтангова, им. Моссовета.

Такое же значение придавалось кино как «орудию коммунистической пропаганды». В годы гражданской войны создаются в основном агитфильмы. посвященные боевым и политическим темам. Позже, в 20-е годы, агитационное направление постепенно вытесняется игровым кино.

Огосударствление культуры и науки. 1929 1941 гг. Наиболее важными событиями второго этапа советского периода истории культуры России стали последствия сталинского варианта модернизации (коллективизация и индустриализация), сталинские репрессии 30-40-х гг..


«Культурная революция» изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Отсюда несомненное внимание властей к развитию системы образования. Постановлением ЦИК и СНК от 14 августа 1930 г. в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах - неполное среднее.

В 1932 г. возникают Союз советских архитекторов и Союз композиторов СССР.

Культура советского периода - это сложное диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом. Здесь нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную» культуру, и выпадающую из традиционно догматических схем неофициальную, находящуюся «в тени» культуру инакомыслия, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «подполья».

Официальная литература и искусство в 30-е гг.. скрывая от народа теневые стороны ускоренной индустриализации и коллективизации, чудовищный размах репрессий, создавали картины радостной и веселой жизни народа. Основными чертами тоталитарной культуры становятся пышность, показной оптимизм.

Весной 1938 г. в силу своей массовости в самостоятельную отрасль выделяется кино и образуется Комитет по кинофикации при Совнаркоме СССР. Понимая всю важность этой отрасли искусства в деле воспитания масс. Сталин лично курировал советский кинематограф, собственноручно утверждая сценарии, редактируя их. предлагая темы для фильмов и даже иногда придумывая названия к ним.

Создаются картины на историко-революционную тему: «Чапаев». «Депутат Балтики». «Мы из Кронштадта».

Новым веянием времени стало радио. Именно по радио можно было услышать выступления вождей, подкрепленные музыкой и песнями-маршами, такими как «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача. «Песня о встречном» Б. Корнилова. «Катюша» М. Исаковского.

В изобразительном искусстве на рубеже 20-30-х гг. нарастала тенденция к объединению творческих сил.

Продолжалось наступление на церковь. Развертывание массовой коллективизации сопровождалось закрытием примерно 4/5 всех сельских храмов и репрессиями священнослужителей. В городах сносились церкви, ликвидировались монастыри, некоторые из них становились местами заключения.

С первых дней войны стали комплектоваться художественные фронтовые бригады работников сцены, выезжавшие на передовые и дававшие концерты в госпиталях, на заводах.


Работники киноискусства отсняли за годы войны около 5 млн метров фронтовой кинохроники. На фронтах находилось 150 кинооператоров.

Самым распространенным музыкальным жанром во время войны была песня. Символом борьбы с агрессором стала песня «Священная война».

Известными в годы войны стали увертюра «1941» и опера «Война и мир», патриотическая оратория «Сказание о земле русской», балет «Гаянэ». Весной 1942 г. Сталин принимает решение создать новый государственный гимн.

Тяготы войны, утраты и лишения оживили религиозные настроения в народе. Церковь заняла патриотическую позицию и благословила «всех православных на защиту священных границ Родины».

Культура в 1946-1953 гг Ущерб, нанесенный войной советской культуре, трудно даже представить. Были разрушены и потеряны многие памятники и реликвии отечественной истории, причем некоторые безвозвратно, разгромлены библиотеки, сожжены дотла театры, дворцы культуры, музеи.

На рубеже 40—50-х гг. ведется высотное строительство в Москве. Наиболее значительным является комплекс Московского университета на Ленинских Горах.


15. Советский период истории русской культуры

1953 – 1991 Гг.

Культура в СССР в период «Оттепели» (1953-1964). Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Прекращение массовых репрессий. XX съезд КПСС и попытки демократизации общества создали условия для подъема советской культуры и науки, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов.

Советский Союз постепенно поднимает так называемый «железный занавес», который отделял его от остального мира. Ярким примером тому стал Московский международный фестиваль молодежи (1957), позволивший советским людям увидеть живых людей разного цвета кожи со всех уголков нашей планеты. Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры.

В результате «оттепели» в «хрущевское десятилетие» начинается новый расцвет советской литературы и искусства. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» стал событием не только художественной, но и общественной жизни, пробуждающим политическое сознание.

Центром притяжения для советской интеллигенции стал журнал «Новый мир», возглавляемый А. Твардовским. На страницах журнала печатались новые произведения отечественных авторов и прогрессивных зарубежных писателей. Именно здесь в 1962 г. была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Период «оттепели» положил начало творчеству многих талантливых писателей: Ф. Абрамова. В. Аксенова. В. Войновича. В. Шукшина.

Расцвет переживает советская поэзия, представленная в лучшем виде в творчестве молодых авторов А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Р. Рождественского. Б. Ахмадуллиной. Их выступления становятся настоящими событиями, которые собирают огромные аудитории почитателей.

Лучшие времена переживает советский кинематограф. После пика мало-картинья в позднесталинское время в 1958 г. киностудии выпустили 102 художественных фильма. Триумфальным стал показ в Каннах фильма М. Калатозова «Летят журавли» (1957). Признание во всем мире получили картины «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961) Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчука (1959), «Тихий Дон» С. Герасимова (1957-1958), «Иваново детство» А. Тарковского (1962).


Плодотворной и интересной была театральная жизнь. В 1956 г. Москве под руководством О. Ефремова возник новый театр «Современник». В послевоенный период он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

В начале 1956 г. начиналась новая эпоха в истории Ленинградского Большого Драматического Театра, которая связана с именем режиссера Г.А. Товстоногова. Тридцать три года он возглавлял БДТ. У него была своя театральная идея и огромная сила созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий оставался одним из лидеров отечественного театрального процесса.

В апреле 1964 г., с премьеры спектакля «Добрый человек из Сезуана» состоялось рождение «Театра на Таганке». С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Ю. Любимова. Успехом у зрителей пользовался «Театр на Малой Бронной».

Одним из ярких примеров новых гонений и травли на художников стало «дело Б.Л. Пастернака». Известный писатель в 1955 г. закончил большой роман «Доктор Живаго», повествующий о судьбе интеллигента-врача в годы революции и гражданской войны. Ситуация в которой оказался Пастернак, была, по его словам, «трагически трудной». Власти развернули против него широкую кампанию «по разоблачению его антисоветской сущности» и осуждению «предательского поведения, несовместимого со званием советского писателя». До самой смерти писатель оставался под бдительным надзором властей.

С конца 50-х годов участилась практика передачи либеральными писателями своих произведений для публикации их на Западе. Начался так называемый «тамиздат».

В I960 г. советском обществе появился новый феномен - «самиздат» (машинописные журналы и книги для нелегального распространения). Первый такой журнал под названием «Синтаксис» основал поэт А. Гинзбург.

С конца 50-х гг. началось наступление на церковь и права верующих. Руководство страны, взявшее курс на строительство коммунизма, пытаясь возродить угасающий энтузиазм, не могло смириться с ростом влияния православной и других конфессий.

В 50-е - первой половине 60-х гг. огромных успехов достигла отечественная наука.

В 50-е годы были возобновлены работы в области генетики.

Во многом благодаря развитию фундаментальной науки в Советском Союзе появляются новые отрасли промышленности, осваивается выпуск передовых технологий.