ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительными были достижения в области образования. С 1956 г. отменялась плата за обучение, взимавшаяся до этого в старших классах средних школ и в вузах. В стране была полностью ликвидирована неграмотность.

В архитектуре в 1954-1955 гг. были приняты постановления, направленные на индустриализацию строительства и улучшение качества знаний.

Продолжается строительство мемориальных комплексов. Олицетворением человеческого горя, скорби, мужества стал мемориальный ансамбль Пискаревского кладбища в Ленинграде

Культура в 1964-1985 гг. Политические изменения, произошедшие в СССР в 1964 г. отразились и на развитии культуры.

Объективно оппозицию брежневскому руководству в культурной области представляли общерусские организации и движения, выражавшие национальные интересы России. Одним из таких центров русских национальных сил стало основанное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

С конца 60-х гг. формируется «диссидентское движение». (от латинского «несогласный»).

Гонениям подверглись и другие деятели культуры. С конца 60-х до конца 80-х гг. родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели, как В. Аксенов, В. Войнович, и др. известные художники М. Шемякин, Э. Неизвестный, и др. танцоры М. Барышников, А. Годунов, музыканты М. Шостакович, Р. Щедрин. М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, режиссер А. Тарковский.

В СССР наблюдалось разграничение официальной и подпольной культуры. Жесткая опека со стороны служителей идеологии, прежде всего Министерства культуры, вела к снижению уровня художественного творчества, распространения бездарной конъюнктуры. Тем не менее, несмотря на все препоны, в это время создаются талантливые произведения. Явлением советской культуры стало рождение так называемой «деревенской прозы». В произведениях В.П. Астафьева («Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив»), В.И. Белова («Кануны»), Ф.А. Абрамова («Дом»), и др..

Подлинный шедевр создал В.О. Богомолов. Его роман о контрразведчиках «В августе сорок четвертого» (1974) стал классикой военной прозы.

Большого успеха достигает авторская песня, невиданную популярность которой обеспечило творчество В. Высоцкого. Б. Окуджавы, А. Галича. Ю. Визбора и др. Песни В. Высоцкого были духовной отдушиной для всей страны и духовным противоядием для эпохи застоя.


Весьма бурной была театральная жизнь. В эти годы театр становится мощным средством противостояния господствующему в обществе конформизму.

Режиссер Ю. Любимов в Театре на Таганке поставил 38 спектаклей. В то время Таганка была «островом свободы в несвободной стране» (Н. Эйдельман) и к середине 70-х гг. превратилась в один из театральных центров мира. В 1980 г. власти запретили спектакль, посвященный памяти В. Высоцкого. Были запрещены и последующие постановки Ю.Любимова - пушкинский «Борис Годунов» и булгаковский «Театральный роман». В 1984 г. власти освобождают режиссера от должности художественного руководителя театра, лишают советского гражданства.

Переживает подъем кинематограф. Классикой советского кино стали фильмы режиссера Г. Козинцева «Гамлет», «Король Лир», масштабные ленты «Война и мир» , киноэпопея «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Белое солнце пустыни» и др. Самой кассовой картиной стала «Москва слезам не верит» (1980).

Именно на этот период приходится наивысший бум посещений музеев и выставок. Каждый день в Эрмитаж, Русский музей. Музей им. А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею и другие выставочные залы устремлялись нескончаемые потоки зрителей.

В 70-х гг. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция».

Культура в период «Перестройки». 1985-1991 гг. Начатая в 1985 г. «перестройка» почти сразу привела к изменению политики в отношении культуры, смягчению цензуры и расширению «границ дозволенного». С 1987 г., после выдвижения М.С. Горбачевым курса на «гласность», эти изменения приобрели резкий, качественный характер.

С конца 1986 г. в стране начали печатать литературные произведения, не дошедшие до читателя в брежневскою эпоху - «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина. И др..

Как и в период реформ 60-70-х годов XIX в.. огромную роль в раскрепощении умов, переосмыслении прошлого и настоящего общества сыграла пресса, ставшая одним из важнейших двигателей преобразований.

Бурные перемены происходили в кинематографе. После потрясения, вызванного демонстрацией в 1986 г. фильма Т. Абуладзе «Покаяние», с «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» картин.

Перемены коснулись и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М.А. Захарова в Театре Ленинского комсомола.


В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных групп, таких как «Кино» В. Цоя. «ДЦТ» Ю. Шевчука. «Наутилус помпилиус» В. Бутусова. «Аквариум» Б. Гребенщикова собирали целые стадионы зрителей.

Событием огромной культурной важности стал фактический отказ государства от агрессивного атеизма. С 1988 г. в жизни РПЦ началась новая эпоха. В этом году прошли масштабные торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси. Они стали не только церковным, но и общегосударственным праздником. Стали один за другим открываться некогда известные и почитаемые монастыри - Оптина пустынь. Иосифо-Волоколамский и многие другие. Появились воскресные приходские школы. Всего за 1985-1990 гг. в стране было открыто 5,5 тыс. приходов различных конфессий. Важным событием 1990 г. стало принятие союзного и российского законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», закреплявших новый характер государственно-церковных отношений. Признание важности религиозной традиции в жизни общества нашло отражение во включении дня Рождества Христова в число национальных праздников России.


16. Культура русской эмиграции.

Возникновение русской эмиграции явилось прямым следствием поражения белых армий в 1920-1921 гг. и окончательного установления границ РСФСР по Рижскому мирному договору 1921 г.

Русские, оказавшиеся после 1919 г. За пределами бывшей Российской империи, были беженцами в полном смысле этого слова. Главной причиной их бегства стали военное поражение и связанная с ним угроза плена и расправы, а также голод, лишения, опасность, нависшая над жизнью и свободой в результате сложившихся политических обстоятельств.

Наиболее важным районом было побережье Черного моря (Новороссийск, Крым, Одесса, Грузия). Поэтому Константинополь (Стамбул) стал первым значительным пунктом расселения эмигрантов.

Помимо образованных классов в эмиграции была широко представлена городская буржуазия, мелкие землевладельцы, квалифицированные рабочие и крестьяне. Подавляющее большинство русских эмигрантов принадлежало к русской православной церкви. Среди «русских» эмигрантов было немало евреев, украинцев, армян, грузин, а также калмыков. Представители этих национальных групп ощущали свою принадлежность к русской культуре.

Созданная после мировой войны международная организация - Лига Наций - сразу же столкнулась в своей работе с проблемой беженцев. Корни этих проблем заключались в тех политических и военных переменах, которые последовали за заключением мирных договоров.

Другой русской общественной организацией, успешно действовавшей в годы мировой войны, был Земгор - Союз земств и городов. Он оказывал содействие мирным жителям за линией фронта и занимался их эвакуацией из районов боевых действий.

Ветераны мировой и гражданской войны создавали собственные организации.

Общественные организации объединяли также представителей одной профессии, что позволяло защищать права и имущество их членов.

В первые годы эмиграции русские по-прежнему находились под официальной защитой российских посольств и их сотрудников. Большинство стран не признало советскую власть и сохраняло дипломатические полномочия послов, назначенных царем или Временным правительством.

Часто среди эмигрантов возникали сложности из-за вопроса о подданстве. В ряде случаев выходом могло стать принятие «двойного гражданства» или двойного подданства.


Изменения традиционных программ и методов в соответствии со сложными условиями жизни в эмиграции вызвали дискуссию и споры по основной проблеме, что считать «истинно» русским, что следует сохранить и передать молодому поколению.

Модернизация русской орфографии была подготовлена Академией наук накануне революции.

Серьезные проблемы возникли с преподаванием истории.

Современная практика и теория образования были нацелены на развитие характера индивидуума, его инициативы, предоставляя ему свободу и развивая ответственность.

Важнейшей проблемой, которая так и не была решена до конца, являлось финансирование средних школ.

Помимо открытых светских школ существовало некоторое количество частных пансионов, подобных дореволюционным кадетским корпусам для юношей или институтам благородных девиц. Несколько таких учебных заведений существовало в Югославии.

Если главной задачей начального и среднего образования в эмиграции было сохранение и передача молодому поколению наследия русской культуры, то цель основания Русским Зарубежьем высших учебных заведений состояла в подготовке учащихся к активной деятельности на благо общества в освобожденной России. Эта цель предполагала также продолжение творческой деятельности, развития русской культуры и науки, столь жестко и резко прерванного революцией и советским режимом в начале 20-х гг.

Следует отметить, что задача сохранения русской культуры и передачи культурного наследия молодому поколению была решена с явным успехом. Не все дети, разумеется, сохранили верность традициям дореволюционной России, культурные связи все-таки ослабевали, врастание в общественные структуры стран расселения становилось все более частным явлением. Тем не менее, как представляется, большинство сохранило основные элементы наследия, полученного от родителей. - язык, знание русской литературы и истории и любовь к ним и, что особенно важно, верность своему русскому самосознанию.

С конца ХIХ века в России царило согласие по поводу того, что считать национальной классической литературой. Для большинства русских классической литературой была словесность ХIХ века.

В Русском Зарубежье развился настоящий культ Пушкина.

Пушкин был самой почитаемой фигурой в русской классической литературе, однако не единственным божеством в этом пантеоне. В него входили также М. Лермонтов и Ф. Тютчев.