ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования региональной
1.2. Этнокультурные возможности совершенствования содержания образования в Республике Тыва
Глава 2. Потенциал традиционной системы воспитания тувинцев в современных условиях
2.1. Отражение культа семьи в тувинской народной педагогике
Успешно опытно-экспериментальная проводится в школах № 1, 5, 9 (г. Кызыла), № 1 г. Турана и во многих сельских школах. Мы поставили цель – показать особенности поликультурного обучения и воспитания школьников в условиях русской школы № 1 г. Турана. Это первая школа в Туве. Она основа в 1908 году, имеет богатую историю, традиции и опыт инновационной деятельности. До 2000 года школа работала по воспитанию у учащихся любви к своему русскому народу, к своему Отечеству. Но школа функционирует в многонациональной среде, в Туране (поселок городского типа) проживают представители 25 национальностей, но большую часть составляют тувинцы и русские. Все дети обучаются в двух школах: в школе № 1 (русской) и в школе № 2 (тувинской). Школа № 1 воспитывала учащихся на традициях русского народа, а школа № 2 – на традициях своего тувинского народа. Тем не менее в условиях многонациональной среды поселка наблюдался низкий уровень обыденного общения взрослых, имели место частые конфликты детей, ссоры и драки на дискотеках. Мало проводилось совместных общих городских мероприятий для учащихся школ, они не проявляли интереса и понимания друг друга. В анкетах старшеклассников в той и другой школе присутствовали такие характеристики: русские –хитрые, жадные, пьющие; тувинцы – воры, лентяи, не хотят учиться, часто дерутся. Поэтому возникла необходимость изменить тему опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива школы № 1. Инициативной научной группой педагогов была представлена тема «Поликультурная направленность обучения учащихся в 1-9 классах». Цель исследования: формирование образованной, гуманной, толерантной личности. Толерантность, по определению В.А. Тишкова, - личностная, общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, и значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Воспитание толерантности, таким образом, предполагает развитие и воспитание у школьников терпимости к культурным различиям, готовности понять и принять иные взгляды, нормы поведения, отношения. Толерантный школьник не проявит жесткости к человеку другого цвета кожи, разреза глаз, отличий в речи, в одежде, попытается понять другое мнение, решение, другие традиции, обычаи, праздники. Он понимает, что мир состоит из множества взаимосвязанного многообразия, прогрессивных традиций, народной мудрости. Это делает жизнь людей, их совместную деятельность более интересной, творческой. Толерантность – одна из важнейших сторон гуманности личности [цит. 45, с. 16].
Научным коллективом школы разработаны концепция и программа эксперимента школы (2000-2008 гг.), - эксперимент проводится в три этапа: 2000-2003 гг. – организационный этап; 2004-2006 гг. – исследовательский; 2007-2008 гг. – аналитический). По каждому этапу разработана программа деятельности, раскрывающая основные направления и пути обновления и совершенствования модели обучения, воспитания с учетом особенностей каждого возрастного периода. На основе экспериментальной программы определены виды деятельности и модели управления по различным направлениям. Разработаны методики для проведения мониторинга с целью изучения уровня знаний учащихся и формирования гуманных, толерантных качеств личности. В связи с поставленными целями и задачами были внесены серьезные изменения в учебно-воспитательный процесс школ.
I ступень обучения (1-4 классы):
- введение изучения тувинского языка для русских учащихся в 1-3 классах (уроки проводятся в плане диалога культур);
- интегрированные уроки культуры русского языка и тюркских народов;
- широкое использование мировой художественной культуры, устного народного творчества разных народов;
- проведение КТД и интеллектуальных праздников по изучению культуры, обычаев, традиций разных народов.
Общение и сотрудничество детей разных национальностей в различных школьных объединениях (кружках, выставках, различных видах творческой деятельности). Ежегодное проведение мониторинга и анализ итогов результатов деятельности [39, с. 32].
С учащимися начальных классов проводятся различные праздники культур, устного народного творчества, конкурсы рисунков (люди Тувы в рисунках детей), праздники сказок (русских, тувинских, хакасских) и т.д. В начальных классах детей легко побудить к добрым делам, добрым поступкам, к любви к человеку.
Характерной особенностью эмоциональной отзывчивости в этом возрасте является отражение диалектического единства, эмоционального и рационального сознания личности (это подтверждено исследованиям Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и других). Эмоции управляют познавательной деятельностью, развивают органы чувств (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), способствуют развитию сердца (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили – «Педагогика сердца»), развитию и саморазвитию личности. Знания – эмоции – поступок – привычка – это формирует нормы поведения. И потому педагогический коллектив школы воспитания учащихся начальных классов считает главным направлением своей деятельности.
II ступень обучения (5-9 классы):
- введение новых учебных предметов (русская и тувинская художественная культура в 6-8 классах, история Отечества, история, география Тувы);
- организация различных форм внеурочной деятельности школьников (работа по дереву в стиле народных традиций, резьба по камню, художественные промыслы);
- изучение курса народоведения;
- организация поисковой творческой работы учащихся (по устному народному творчеству, археологии, сбор материалов для музея);
- проведение экскурсий (интересной для учащихся была экскурсия в Санкт-Петербурге в 2002 году);
- разработка учебных программ по курсам «Этическая, эстетическая, экологическая культура);
- включение учащихся в различные виды художественной самодеятельности (большая работа проводилась в связи с подготовкой 95-летия школы в 2003 году).
Программа опытно-экспериментальной работы предусматривает деятельность с учащимися основной школы, но и в старших классах ученики продолжают совершенствовать свои знания в области разных культур, принимая активное участие в исследовательской работе (доклады, рефераты, выступления на научно-практических конференциях, которые традиционно проводятся 1 раз в 2 года).
Систематически проводится мониторинг по результатам деятельности и уровня воспитанности учащихся по всем возрастным группам (рисунки, тесты, анкетирование, беседы, тренинги общения по толерантности, педагогические наблюдения). Работа проводится под руководством психолога, кандидата психологических наук Ондар Т.А. [39, с. 32].
На втором этапе исследования планируется разработка учебников и хрестоматий по диалогу культур, учебников по народоведению в начальных и в 5-9 классах, также программы «Археология в Туране». Для разработки программ, учебников, хрестоматий необходимо:
- установление тесных связей с писателями, поэтами, художниками, представителями искусства Тувы;
- более тесная связь с педагогическими коллективами национальных (тувинских) школ с целью расширения среды поликультурного воспитания;
- широкое привлечение учащихся к народно-поисковой и практической деятельности по изучению своего родного края, устного народного творчества, сбору этнографического, исторического, археологического материала.
Опытно-экспериментальная работа должна быть закончена к столетнему юбилею школы 1908 года, и будет проведен анализ результатов деятельности в соответствии с поставленными целями и разработаны рекомендации по поликультурной направленности школьников и молодежи в условиях многонациональной республики Тыва [39, с. 32]. Получение прогнозируемых результатов будет зависеть от уровня поликультурной компетентности школьников:
- осмысления значимости поликультурного подхода в воспитании и обучении своей личности, а также развития духовности в своей республике и в своем Отечестве;
- глубокого знания языка, истории, культуры, обычаев, традиций, устного народного творчества своего народа;
- системы знаний и представлений о культуре народов, проживающих в условиях многонациональной республики Тыва и, прежде всего, своего партнера – тувинского народа, с которым взрослые и дети находятся в постоянном, ежедневном общении;
- воспитание у учащихся терпения, понимания, умений взаимодействовать с представителями разных этносов, строить бесконфликтные, межнациональные общения;
- воспитания бережного отношения ко всем окружающим людям, их народному достоянию;
- формирования умений создавать, развивать и беречь народное достояние, созданное общими усилиями народов.
1.2. Этнокультурные возможности совершенствования содержания образования в Республике Тыва
Одним из важнейших ресурсов модернизации российского образования является национальная культура. Ее социальный потенциал востребован. Задача педагогической общественности в этих условиях – определить реальные и потенциальные возможности, которыми располагает национальная культура со всеми ее ценностями и традициями, историческими достижениями, каждому его представителю и органической принадлежностью своему народу.
Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ и, в первую очередь в формировании личности учащихся. Поэтому важной задачей для школ республики все более становится формирование личности как носителя ценностей и традиций родной культуры, их проводника и продолжателя. Важным условием решения данной проблемы следует считать определение этнокультурных возможностей совершенствования содержания образования в Республике Тыва, перспективная цель которой – развитие национальных культур как основного фактора самобытности народов и гаранта сохранения межнационального баланса в республике [17, с. 4].
Под национальной культурой понимают созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью. Национальная культура – это непрерывный процесс создания, обновления, накопления таких ценностей и традиций, что неизменно обогащает духовный потенциал народа, отдельных людей, придает им чувства национального достоинства, гордости, патриотизма и авторитет у других этнических общностей. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Чем глубже мы будем проникать в его глубины – традиционную культуру, тем мы больше будем убеждаться в этнопедагогической значимости каждого сокровища народной жизни – источника народной мудрости воспитания, развития и социализации личности [41, с. 199].
Будучи включенной в учебно-воспитательный процесс, национальная культура с ее ценностными традициями, явлениями и фактами, призвана актуализировать как свои достижения и проявления, так и множество научных идей, гипотез, понятийно-терминологических наборов, разработок, аргументов и фактов, содержащихся в каждой учебной дисциплине. Это – ресурс обновления гуманистической парадигмы образования.