Файл: Vosproizvedenie_tuvinskikh_traditsy (3).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Потенциал традиционной системы воспитания тувинцев в современных условиях

2.1. Отражение культа семьи в тувинской народной педагогике

Тувинский народ, как и многие другие народы Азии и Саяно-Алтайского нагорья веками создавал свою национальную культуру.

С древних времен культура тувинского народа развивалась в процессе тесного взаимодействия с другими этносами.

В настоящее время в связи с историческими и другими факторами культура тувинского народа эволюционирует, впитывает в себя общецивилизационные процессы, происходит естественный процесс интеграции культур. Но она не должна потерять своего своеобразия, те главные народные основы, те ценности, которые традиционно вырабатывались народом.

Общественность Тувы, ученые, педагоги ставят задачу сохранения и развития важнейших культурных ценностей:

- родного (тувинского) языка, истории, литературы;

- всех жанров устного народного творчества;

- прогрессивных традиций, обычаев, обрядов, праздников;

- национального этикета;

- всех видов искусства, ремесел, видов спорта;

- прогрессивных, гуманистически направленных философских народных идей и ценностей.

Наиболее значимыми, нуждающимися в сохранении и развитии мы считаем ценности, указанные ниже.

1. Культ тувинской семьи как основы выживания и развития народа.

Далеко до появления письменности и систематического образования в Туве тувинцы считали семью главным феноменом. С семьей связано все: жизнь, продолжение рода, воспитание детей, формирование духовности в народе.

Культивировались большая, многодетная тувинская семья, культ матери и ребенка как главного богатства и счастья семьи.

Священная миссия матери и ее соответствующие функции, связанные с деторождением и воспитанием детей занимали, занимают и сейчас особое место среди духовных ценностей в народной тувинской педагогике. Стремление народа выработать в подрастающем поколении гуманного отношения к матери, к женщине как хранительнице благополучия семьи, жизни, поддерживалось традиционными обычаями народа [17, с. 4].

Это нашло широкое отражение в устном народном творчестве: многодетную мать обожествляли, ее почитал, уважали, богатыри-победители сохраняли жизнь побежденным, если они клялись молоком матери родной.


Еще в начале ХХ века путешественник и исследователь тувинского народа В.С. Родевич отмечал, что мужчины-тувинцы «с женами обходятся хорошо и болтают с ними дома, в юртах весело и шумно», и далее он дает объяснение этим отношениям: «у них особенно развито желание иметь детей».

Культ матери актуализирует и Культ ребенка. В тувинской, как и у многих других этносов, в семье отсутствовали физические наказания детей; дети, потерявшие родителей, никогда не оставались сиротами, т.к. их всегда воспитывали родственники (близкие или далекие). Ребенок никогда не был в семье помехой, наоборот, воспитание этого ребенка как своего повышало достоинство, авторитет семьи.

В честь рождения и взросления каждого ребенка в семьях проводились праздники, особое педагогическое значение имеет праздник, который устраивался и устраивается (по анкетным данным студентов в 70% семей) ребенку в 3 года. Он называется «Стрижка волос». Собираются все родственники, при отрезании небольшой части волос произносят поздравления, много хороших, теплых слов в адрес ребенка и дарят ему подарки (чаще скот: маленьких козлят, ягнят). Ребенок уже осознает, что у него есть свой скот, и он должен за ним ухаживать [21, с. 44].

И в современной Туве, по-прежнему многодетные семьи являются самыми почитаемыми, а их дети, как правило, вырастают трудолюбивыми, упорными, выносливыми, хорошо учатся, стремятся получить хорошее образование.

Большие семьи поддерживаются родственниками, а их, как правило, немало.

Для примера можем привести сельскую семью Конгар С.Г. Они воспитали десятерых детей, в настоящее время имеют 28 внуков и 30 правнуков. Родители сумели всем дать хорошее образование (большинство из них имеют высшее) и воспитать достойных трудолюбивых людей. Сейчас они все заботятся о дедушке и бабушке. Таких примеров немало.

II. В системе традиционных взглядов тувинцев большое значение отводилось целям воспитания детей и молодежи в семье.

Цели исходили из самой жизни и различались лишь условиями проживания в городской или сельской среде.

Прежде всего в детях с раннего возраста воспитывалось трудолюбие, физическая выносливость, неприхотливость к пище, гуманные отношения друг к другу, почитание старших, забота о малышах.

Ребенок рано включался во все виды деятельности: сельскохозяйственную, ремесленную, охоту. Подростки (мальчики) становились хорошими охотниками, пастухами, девочки – воспитателями своих сестер и братьев. Скот, лес, пушнина были главными богатствами тувинцев.


В воспоминаниях к.п.н., мастера спорта по вольной борьбе Ондар Э. мы находим следующее: «Система воспитания детей и внуков в семьях охотников имеет свою специфику. В таких семьях существует культ мужчины, охотника, кормильца. Ловкие охотники, умелые табунщики являются гордостью всего аала. Летом и зимой они вместе с семьями переезжают с одного места жительства на другое. Они прекрасно знают природу, повадки зверей, бережно относятся к природе и это передают детям. Дети, подражая им, часто бывают в тайге. У детей охотников самые интересные игры – игры в охотников, у детей чабанов – в пастухов [34, с. 64].

Самые великие праздники устраиваются, когда мужчины – отцы и деды возвращаются домой после длительного пребывания в тайге.

Жены и матери табунщиков и охотников – прекрасные наездницы, конь выручает их в труде и дороге. Они искусно владеют различными ремеслами: умеют обрабатывать шкуры животных, шерсть, нити из сухожилий животных (сиир). Когда мужья на охоте, они заменяют своим детям отца, но выполняют и материнские функции. У охотников, как правило, большие семьи, но они никогда не знают нужды, т.к. труд, честь, бережное отношение к природе являлось и является нормами их жизни.

В современной Республике Тыва акцентируется внимание на анализе, возрождении и развитии этнической (тувинской) культуры: с одной стороны, присваиваются общечеловеческие нормы, ценности, решается проблема соответствия культуры общецивилизованным процессам, с другой – выживания, сохранения, развития всех прогрессивных сторон народной культуры.

Серьезные исследования проводятся в области языка, литературы, истории, устного народного творчества и сохранения таких ценностей, как семья. Эта проблема требует особого внимания: семья нуждается в специальной поддержке и серьезной подготовке учащихся, молодежи к выполнению семейных функций.


2.2. Этикет тувинцев как этнопедагогический феномен

В последние десятилетия повысился интерес к этикету в связи с новым осмыслением самого феномена не только как свода правил, который определяет формы поведения людей: правила учтивости и обхождения, принятые в каком-либо обществе, но и как одного из важных элементов традиционной культуры. Если задуматься, что же в первую очередь бросается в глаза при знакомстве с бытом другого народа, то, несомненно, на память приходят особенности поведения в стандартных ситуациях. А между тем невозможно получить правильное представление о культуре того или иного народа, если не знать традиционных правил поведения. При попытках понять модель поведения другого народа мы так или иначе сталкиваемся с разнообразием культур, вариативностью форм общения, мышления, поведения, в которых отражается мир деликатности, душевной тонкости и житейской мудрости каждого народа, его обыденное сознание (психология), педагогические установки и религиозные верования (как закономерная историческая форма практического и духовно-нравственного освоения мира). Такой подход предполагает рассмотрение этикета как этнопедагогического феномена.

Кроме известных определений этикета хотелось бы остановиться на тех, которые бы подошли к его этнопедагогическому осмыслению. Б.X. Бгажноков: «Этноэтикет не существует вне времени и пространства - это этикет какого-либо народа (этноэтикет), общества, класса, социальной группы на определенной ступени их исторического развития». Т. Цивьян считает, что под этикетом «понимаются такие правила ритуализированного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и идеологические критерии и при этом требует применения специальных приемов». По мнению тувинского ученого М. Монгуш, «этикет есть не что иное, как свод неписаных законов и обычаев, которые должны неукоснительно соблюдаться и осуществлять регуляцию поведения людей во всех сферах общественной жизни». О том, что этикет является несомненным приобретением культуры, и с каких бы позиций не рассматривалась культура, в формировании и функционировании этикета действуют те же механизмы, что в функционировании культуры вообще, уточняет Л. В. Волченко. это: исторический опыт и память, отбор ценностей, наличие знаковых элементов и символов, воссоединение духовного и материального, возвышающее и одухотворяющее начало человеческих отношений, один из способов их ориентации и регуляции, ценностный результат освоения человеком мира природы, социума, а также и самого себя [цит. 45, с. 19].


Социально-этические нормы, основанные на традиционной культуре, принятые в своем социуме и усвоенные личностью, являются ориентиром деятельности человека, которые составляют основу нормативной позиции человека, характерные для данного этноса, как нравственная цель, вера, определяет характер его нравственного сознания, систему его нравственного поведения, деятельности и образа жизни. А значит они представляют мир реальных нравственных этнических ценностей. Аксиологический подход к этикету состоит в том, что все виды человеческой деятельности, любое поведение и поступок подлежат нравственной оценке и могут быть нравственно квалифицированы.

В традиционной тувинской культуре, как и в культуре других народов, этикет является непосредственной реализацией морально-нравственных ценностей, и поэтому, мы рассматриваем этикет в широком аспекте как этнопедагогический феномен.

Этикет в условиях Тувы имеет особое значение в нравственном воспитании в силу малочисленности, компактности проживания и специфики трудовой деятельности. Привычки кочевой жизни, веками складывавшийся хозяйственный уклад, древнеязыческие обряды, элементы шаманизма и ламаизма образовали традиционно-бытовую культуру общения народа, в содержании которой отражена его мудрость. В течение многих столетий складывалась самобытная нравственная культура тувинцев, формировались и обогащались пути, формы, методы и средства нравственного воспитания, в целом, выстроилась целостная система воспитания детей, охватывающая общечеловеческие нравственные ценности [21, с. 44].

Тувинский этикет – это свод неписаных этнических норм и(ужур) правил (дурумнер), предписаний и (айтыышкыннар) запретов (хоруглар), неукоснительно соблюдаемых и регулирующих поведение людей во всех сферах жизнедеятельности, осуществляющих воспитание и социализацию личности.

Отличительными особенностями тувинского этикета являются почтительное отношение к старшим, которое выражалось в культе предков, к женщине-матери (культ матери); чадолюбие (культ ребенка); привязанность к родной земле (культ родины), которая отражалась в почитании родословных гор, источников; высокоразвитое чувство взаимопомощи – бескорыстие, скромность; мягкость; толерантность и т.д.

Быть авторитетным в обществе для тувинца – честь. «Ады олурунун орнунга боду олгени дээре» - «Чем честь потерять, лучше самому умереть», «рнын бодавайн, адын бода» - «Не думай о лице, а думай об имени». А завоевать авторитет может только тот, кто обладает совокупностью качеств, отражающих высокие понятия народа о чести, долге и моральной чистоте. Эти качества включают такие свойства, как благородство, правдивость, честность, скромность, благодушие, щедрость, бескорыстие. А народ в таком человеке никогда не ошибается: «Чоннун кара шолбан кара» - «Ум народа ясен, как утренняя звезда», «Мягкое дерево дятел отыщет, мягкого «добродушного) человека народ оценит», «Посуда хороша большая, а человек – скромный». Если человек обладает совокупностью этих качеств и следует общепринятым нормам поведения и придерживается их, то о таком человеке говорят: «кижизиг» «мозулуг», «корум-чурумнуг» - «человечный», «нравственный», «соблюдающий нормы и правила». Следовательно, о нем можно сказать: «Он следует во всем этикету». Когда человек нарушает правила этикетного поведения, о нем говорят: «ужур билбес» - «не знающий этикета» [11, с. 119].