Файл: КУРСОВАЯ КАМНЕРЕЗЫ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Псевдохроматическая, обусловленная рассеянием и интерференцией световых волн от поверхности и внутренних неоднородностей бесцветных кристаллов.

По наблюдениям А.Е. Ферсмана, чаще всего встречаются самоцветы зеленые, желтые, красные, реже фиолетовые и синие.

Из цветных камней самыми разнообразными по своей окраске являются яшмы, сочетающие в себе все цвета, кроме синего. Зато лазурит, само название которого происходит от слова «лазурь», как бы вобрал в себя все тона синего и голубого цвета.

Большую роль для восприятия цвета камня играет обработка его поверхности. Этим и объясняется особое значение полирования цветного камня, придающего обработанному изделию не только блеск, но и яркость цвета и рисунка. Часто окраска минерала зависит от освещения. Так называемый «дневной свет» меняет окраску камня.

Характер блеска зависит не только от степени отражения света от поверхности камня, но и от поглощения и преломления света во внутренних областях минерала. Эти свойства зависят также от химического состава и характера его кристаллической структуры. Для непрозрачных камней блеск определяется отражательной способностью. Сложный характер этого явления объясняет разнообразие типов блеска. Различают металлический и неметаллический блеск.

Металлический блеск (коэффициент преломления 2,6-3) характерен для непрозрачных блестящих минералов (гематит).

К неметаллическому блеску относятся:

алмазный блеск, характерный для прозрачных минералов с большим преломлением света (алмаз, фианит, циркон); коэффициент преломления таких минералов обычно 1,9-2,6;

стеклянный блеск, которым обладает группа прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных минералов и горных пород со средним преломлением света (яшма и др.); коэффициент преломления 1,3-1,9;

перламутровый блеск (жемчуг);

шелковистый блеск, характерный для материалов с тонковолокнистым строением (селенит).

Различают также жирный, матовый и другие типы блеска.

Иризация (от латинского слова «ирис» - радуга) возникает под влиянием внутренних трещин в кварце или кальците, а также в некоторых разновидностях сероватого халцедона за счет полосчатости, уподобляющейся дифракционной решетке.

Белый луч, преломляясь на трещинах и полосах, разлагается на все цвета радуги, например у радужного агата. Частными случаями иризации является опалесценция опала-голубовато - белое мерцание поверхности камня, вызываемое интерференцией световых волн на мельчайших тонких пластинках натриево-кальциевого полевого шпата, присутствующих в пиритовых в ростках щелочных полевых шпатов.


К популярным цветовым эффектам относится переливчатость или волнистое мерцание. В некоторых случаях они обусловлены ориентированными полыми каналами или игольчатыми образованиями. Аналогичный эффект вызывают и волокнистые агрегаты, как, например, у соколиного глаза серо-синего цвета и коричневато-золотистого камня тигрового глаза. [24, с. 163].

Цветные камни и область его применения

О каждом цветном камне можно написать целую главу, а может быть, и книгу. Привыкли считать, что камни-это мир мертвого царства. А ведь камни рождаются, растут, образование их зависит от многих факторов, процессов, происходящих в недрах нашей планеты Земля, а может быть и во Вселенной.

Не случайно в настоящее время развиваются такие науки, как селенология («геология» Луны), ареология («геология» Марса); гермесология («геология» Меркурия).

Камни имеют свой характер (свойства) и даже свою судьбу, которая в большой степени зависит от человека. Задумайтесь об этом, когда будете обрабатывать камень, не относитесь к нему равнодушно. Именно от вас будет зависеть его дальнейшая судьба. От вас зависит, стать ему необходимым человеку, приносить радость или быть выброшенным на свалку.

Человеку известно более 150 видов цветных камней. Мы ознакомимся только с теми, которые находят самое широкое применение в промышленности в прикладном искусстве, для изготовления ювелирных и других художественных изделий.

К ним относятся неповторимые рисунчатые агаты, розовые сердолики, голубые и синие лазуриты, орлец, легендарные янтарь и бирюза, бесконечное разнообразие яшм, малахит и другие минералы и горные породы, которые являются гордостью нашей Родины.

В природе гипс встречается в виде кристаллов, зернистых масс и волокнистого строения. Спайность весьма совершенная. Кристаллический гипс бывает бесцветный, прозрачный или непрозрачный. Встречается белого, буроватого цвета различных оттенков.

Для художественных камнерезных изделий применяют тонкозернистый гипс, красиво окрашенный (розовый, серый с прожилками, мраморовидный). Обычно из такого гипсового камня изготавливают объемные изделия, чаще всего скульптуру малых форм. Всем известны совы (ночники), слоны и другие фигурки различных животных.

Гипс волокнистого строения с красивым шелковистым отливом белого и желтоватого цвета называется селенитом. Изделия из селенита, чаще всего малогабаритные, пользуются большим спросом. Основные предприятия по изготовлению художественных камнерезных изделий из гипсового камня находятся у его месторождений на Урале, в Ордынском районе. В Кунгуре и его окрестностях резьба по гипсу традиционна, и мастерство резчиков передается от поколения в поколение. Оно давно стало народным творчеством уральских умельцев.


Изготавливают художественные изделия из гипса также в Краснодарском крае и в Архангельске.

Алебаст-разновидность гипса. Плотность 2,3 г/см3, твердость по Моосу 2, цвет - белый, желтоватый, розоватый. Слегка просвечивает, что придает особую красоту изготовленным из него плафонам, абажурам, бра и другим изделиям прикладного характера.

Ангидритминерал-безводный сульфат кальция CaS04. Имеет кристаллическую зернистую структуру, плотность 2,8-3 г./см3, твердость по Моосу 3-3,5. Месторождения те же, что у гипса, но наиболее известен ангидрит уральского месторождения белого, ярко-красного, коричневого, серого, зеленого и почти черного цветов. Встречаются ангидриты белые, с синеватым и розоватым оттенками (крупнозернистые разновидности). В тонких слоях ангидрит просвечивает. Благодаря мягкости и однородности его можно обрабатывать металлическим, стальным и твердосплавным инструментом.

Для мраморного оникса характерны светлые тона: белый, желтоватый, розовый, зеленоватый. Просвечивающийся бледноокрашеный, с белыми полосками мраморный оникс давно привлекал внимание человека, и его часто называют благородным ониксом Из-за красивой расцветки оникс ценится дороже мрамора. Применяется в основном для изготовления художественных изделий типа ваз, чаш, тарелок и др. 

"Изучение художественного мастерства мастеров-камнерезов"

29 ноября в 15ч. в музее состоится открытие выставки «Чонар-даш Сергея Одушпая».

Одушпай Сергей Кашпык-оолович – известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К. Одушпай родился в селе Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР 21 января 1958 года в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно закончил в 1984 году. В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в республиканском краеведческом музее им. Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на таких крупных выставках Союза художников России, как «Сибирь социалистическая» Кемерово (1985), «Советская Россия» Москва (1985), «Молодые художники России» Москва (1989), «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР» Москва (1989), «Художники России – Москве» (1997), «Россия» Москва (2004, 2009), «Народное искусство России» Вологда (2008), зональных выставках – «Сибирь» Красноярск (1991), «Ремесла Сибири» Томск (1997, 2011), «Сибирь» Иркутск (2003), «Сибирь» Новосибирск (2008), «Сибирь» Омск (2013), «Искусный мастер» Нарьян-Мар (2011), «Слава скакуну» Кызыл (2011), «90-летие ТНР» Кызыл (2011), «По родному краю» Кызыл (2012).


После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником-оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году был принят в члены Союза художников России.

С. Одушпай, в большинстве, свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне – это однофигурные, многофигурные композиции с лошадьми в динамичном движении, этнографические и исторические сцены, также интересны его композиции с козерогами, сарлыками. Также он выполняет по заказам тувинские шахматы с шкатулкой, тувинские ножи в ножнах.

В настоящее время С.К. Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва.

 

А. с. Хертек, зав. отделом культуры и искусства

Рубрика: ВременныеНовости музея камня.

 


1. Общие понятие камней

1.1 Агальматолит - поделочный камень

Камень-замечательный естественный материал природы, на котором строились и будут строиться и техника, и декоративно прикладное искусство с одушевляющей его творческой мыслью, является неотъемлемым элементом общей культуры человечества.

В горах Бай-Тайги, на западе Тувы, немалые залежи агальматолита - камня, мимо которого пройдёшь и не обратишь внимания. И всё оттого, что не горят его грани драгоценным блеском, да и цветом его природа вроде бы обделила. Но когда к нему прикасается художник, камень превращается в дикого зверя, в таёжную птицу, а то и в чудище из детской сказки. За послушность, за податливость тувинцы агальматолит называют «чонар-даш» - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддаётся обработке простым ножом, не крошиться, обретает даже своеобразную эластичность, послушно вылавливается в ту пластическую форму, которую придаёт ему рука мастера. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня; он бывает чёрным с лёгким, как иней, серебристо-серым, матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит, черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с жемчужной проседью; бывает розовым, нежным, как краски солнечного заката, а порою почти горячим по цвету, красным.

Прежде чем начать резать камень, нужно смотреть на него и думать, пока не увидите, то, что в нём спрятано. Художник должен почувствовать все оттенки камня, спрятанные внутри. Они бывают тёмными, как пасмурная ночь над Саянами. Могут засверкать, заискриться, словно утреннее солнце над рекой Азас. А то и вдруг будто прикоснётся к камню мороз-и не сосчитать всех узоров. Благодаря своему пристальному вниманию к окружающей художника природе, его меткая наблюдательность умеет увидеть прелесть и красоту. [1, с. 37].

Наиболее часто можно встретить изображения коня, горного козла (те), характерного тувинского яка (сарлыка), верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках тонко сочетается декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела, ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий жизнь животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым резным орнаментальным узором в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня. [21, с. 34].