ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Праздник имеет большой потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения, развивая уважительное отношение к обычаям и традициям предков, доброжелательность к окружающим, национальное единение. Патриотическое воспитание в народной педагогике позволило сделать вывод, что большое внимание уделялось интеллекгуально-эмоциональному, потребностно-мотивационному и деятельностному развитию личности, а также выделить его основные принципы.
По данным этнопедагогических исследований, основой существования людей была общинная жизнедеятельность, а одним из принципов воспитания - коллективность. Совместный труд и защита от неприятеля, единые обычаи и традиции, общие праздничные мероприятия определяли и коллективное воспитание подрастающего поколения. Ребятишки и подростки были постоянно на виду у взрослых и сверстников, им всегда находилось посильное, но настоящее дело. Большое воспитательное значение имело общественное мнение, коллективное отношение к чему-либо: похвала, одобрение, осуждение, нарекание и т. д. В ходе совместной деятельности, посиделок, игр подростки учились вести себя в обществе, соотносить свои потребности с интересами окружающих, соблюдать установленные правила. Среди принципов народной педагогики основным считается принцип природосообразности, выдвинутый еще Я. А. Коменским, определяющий использование всего многообразия методов народного воспитания с целью максимального учета пола, возраста, наклонностей, интересов, талантов ребенка. Традиционно в народной педагогике существовало деление на женскую и мужскую «школы» семейного воспитания. Это формировало специфический мужской и женский тип личности, стиль мышления, восприятия, поведения. Обязанности в семье, в общинном труде и других видах деятельности распределялись с учетом возраста, физических возможностей и способностей ребят. Следующим принципом народной педагогики ряд исследователей называет народность. Воспитание детей происходило в соответствии с общественно-историческим опытом, накопленным предыдущими поколениями и основанным на народных традициях [1, с. 10]. Этому помогало сохранение произведений народного творчества, обычаев, праздников, исполнение обрядов, ритуалов, которые определяли педагогические воззрения и формировали социально значимые качества и нормы поведения.
Одним из центральных принципов народной педагогики является воспитание детей в духе гуманизма. Национальной традицией русских была помощь обездоленным: нищим, калекам и всем нуждающимся (странникам, солдаткам, вдовам, одиноким и др.). Суровые условия жизни, тяжелый труд вызвали необходимость сохранения добрых отношений с окружающими людьми [8, с. 84]. Их поддерживали ответной помощью, уважительным обращением, поздравлением с праздниками и приглашением в гости. В подрастающем поколении старались воспитать уважительное отношение к окружающим, не только к соседям и землякам, но и к чужеземцам, иноверцам, поверженным врагам, показывая собственный пример. Взаимодействия в процессе воспитания строились на любви и заботливом отношении, отсутствии придирок, окриков, одергивания, и авторитарного давления. Патриотическое воспитание детей было ориентировано на сознание, активное развитие ценностных ориентаций и правильное отношение к общественным нормам, людям, Родине, жизни, самому себе. Оно было основано на принципах народности, коллективности, природосообразности и гуманизма. С помощью духовных, материальных и социо-нормативных средств народной педагогики формировалась интеллектуально-эмоциональная, потребностно-мотивационная и деятельностная сфера личности патриота с устойчивой духовно-нравственной, социально-гуманистической, политической и национальной основой. В былинах, песнях и других памятниках той поры воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства» [1, с. 22]. Религиозному аскетизму противостояла мудрость, выразившаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе народной жизни. Нравственные принципы, выработанные в течение столетий народом, передавались от отца к сыну. По мнению многих исследователей в области этнопедагогики, исторические задачи народной педагогики по воспитанию гражданина и патриота России облегчались общественным и коллективным характером жизни народа, обусловившим уникальность общинного мировоззрения, сохранение традиций народной жизни, коллективное воспитание подрастающего поколения и выработку некоего общинного духа.
Гл. II Современное патриотическое воспитание на основе народного творчества.
2.1 Самостоятельное творчество как переосмысление устного народного творчества в воспитании детей.
Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета (См.прил.7) Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв. Проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку. Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий. Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет. Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по-честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира. Девочки редко присоединяются к военным играм мальчиков, и предпочитают сюжеты из более романтических произведений – русских народных сказок про Царевну, Василису, волшебницу и Бабу-Ягу (Смприл.9). Сюжеты, как правило, крутятся вокруг похищения царевны каким-нибудь злым персонажем (Кощеем Бессмертным или Бабой-Ягой), либо вокруг поисков некоей волшебной вещи, а царевич, добрый молодец или богатырь ее спасает (помогает отыскать). Девочки подробно отыгрывают драматические переживания похищаемой царевны, попытки перехитрить злодея, обряд благодарности к спасителю. Мальчики охотно берут на себя роль героя-спасителя, и тут важно помогать детям не зацикливаться на однообразном повторении набора действий и реплик, а учить их вводить новых персонажей и новые варианты развития сюжета. Для этого можно на некоторое время присоединиться к игре второстепенным персонажем и «подсказать» в косвенной форме. Например, к Царевне «подлетает» воспитатель-«сова» и говорит: «Ух-ух, Царевна! Я Сова, прилетела к тебе и принесла волшебный клубочек (дает мячик)! Куда он покатится – туда и ты ступай! Найдешь там выход из пещеры!». При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек – результат работы родителей и педагогов. Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории. Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
2.2 Основные направления в системе патриотического воспитания в учреждениях образования .
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Заключение
В современном мире ощущается тенденция отхода от исторически сложившихся традиций воспитания гармоничной, нравственной личности, осознающей свою гражданскую ответственность, уважающей свою Родину. Тем не менее, в России заметен рост интереса к национальной культуре и традиционным ценностям, что особенно заметно на фоне популяризации потребительского отношения к жизни, прививаемого СМИ и зарубежными «современными» течениями в педагогике. Изучив традиционную культуру, посвященную вопросу использования в воспитании патриотизма у дошкольников старшего возраста, можно сделать вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово и литература, ее разные жанры, фольклор,устное народное творчество присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п.. Все жанры устного народного творчества, рекомендуемой для старшего дошкольного возраста, используются и для патриотического воспитания. Устное народное творчество (малые формы, сказки, былины), авторские сказки, стихи, рассказы – все эти формы встречаются среди литературы для патриотического воспитания. С рассказами, сказками и былинами дети знакомятся по чтению вслух, стихи заучивают наизусть и декламируют их на праздниках. Кроме специально организованных занятий, где используется традиционная педагогика. Дети знакомятся с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях. Большая доля впечатлений и новых знаний приобретается детьми в подготовке праздников, посвященных дням воинской Славы, семейным и городским праздникам. Для закрепления впечатления от осваиваемого материала детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с детьми свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.