ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Главa I .Патриотическое воспитание как средство отечественной педагогики
1.1 Современное патриотическое воспитание…...................................5
1.2. Основы и средств воспитания народной педагогики …........... 13
Глава ІІ. Современное патриотическое воспитание на основе народного творчества.
2.1. Самостоятельное творчество как переосмысление устного народного творчества в воспитании детей.…..............................................21
2.2. Основные направления в системе патриотического воспитания в учреждениях образования …………..
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………..36
Введение
В современной России, когда усиливаются негативные тенденции, препятствующие формированию настоящего патриотизма, все отчетливее проявляется необходимость использования опыта народной педагогики в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Народная педагогика - составная часть коллективного народного творчества - олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, мировоззрение, представление о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения. Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев этим опытом, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новыми знаниями, открытиями, изобретениями. Высоко ценили значение народной педагогики и продуктивные народные идеи в воспитании Н. А. Бердяев, В. И. Водовозов, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, В.С.Соловьев, В. А. Сухомлинский, А. С. Хомяков и др.
Патриотическое воспитание на современном этапе также нельзя рассматривать вне связи с народной педагогикой. Оно заложено в устном народном творчестве, в песнях, в традициях русского народа. Многие исследователи отмечали, что для патриотического воспитания подрастающего поколения особую значимость имели дела и поступки представителей этноса, вобравших в себя лучшие народные черты: «Их образы сохранялись в народной памяти, превращаясь в некий национальный дух, который воспитывал целые поколения» (4, с. 68).
В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками народ придавал большое значение воспитанию подрастающих поколений в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище».
Объект исследования - патриотическое воспитание в детских образовательных учреждениях.
Предмет исследования - патриотическое воспитание младшего поколения.
Актуальность - проявление необходимости использования опыта народной педагогики в патриотическом воспитании современного подрастающего поколения с применением средств народной педагогики.
Цель исследования - выявить воспитательные методы по подготовке подрастающего поколения к будущей жизнедеятельности.
Задачи исследования:
Рассмотреть краткую историю воспитания патриотизма в контексте с современным воспитанием.
Выявление средств воспитание, выражение идейных ценностей, сохранение и применение основных содержаний традиций в современном воспитании.
Исследование возможностей народного творчества для воспитания современных детей.
Изучение основных направлений в современном патриотическом воспитании.
Объект исследования — современное патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Предмет исследования — патриотическое воспитание детей.
Цель исследования — патриотическое воспитание в народной педагогике и ее проявление воспитательной потребности народа по подготовке подрастающего поколения к будущей жизнедеятельности.
Гл. I Патриотическое воспитание как средство отечественной педагогики
1.1 Современное патриотическое воспитание
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая и Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Во все времена основой государства были граждане, уважающие и любящие свою родину, готовые трудиться на благо ее развития, готовые ее защищать. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Документ «Основное положение по патриотическому воспитанию» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) говорит о новых социальных требованиях к системе российского образования: «В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к родным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – достопримечательностями. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома детского сада и родного края. труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал национальной традиционной культуры. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечной декорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий – формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через сто лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»[1]. В настоящее время, несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека-потребителя, в России можно отметить медленный, но явный рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь говорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее. Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это уже – прошлая, а не актуальная культура? Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни. Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики – устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест. Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами. Идеал выражается в образах национальных героев, былинных и сказочных персонажей, на которых стремится быть похожим большинство подростков. Поэтому и цель патриотического воспитания в народной педагогике - формирование совершенного человека-патриота. Истинными патриотами выступают не те, кто силен и храбр, а тот, кто направляет свои силы и храбрость на защиту родной земли, православной веры и соотечественников. В образах народных героев нашли отражение представители всех социальных слоев периода распада первобытнообщинного строя: ремесленник Никита Кожемяка; пахарь Микула Селянинович; крестьянский сын Илья Муромец; богатырь аристократ, князь Добрыня Никитич; дружинник, князь кудесник Вольга; поповский сын Алеша Попович, гусляр новгородский Садко, купец Ставр сын Годинович и др. Ярко в народной педагогике представлен идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли. Это и мать, благословляющая богатыря на служение Отечеству, на добрые дела, жена, хранящая дом в его отсутствие, или это волевая, непреклонная в достижении цели женщина, как Авдотья Рязаночка, освободившая своих соотечественников [5, с. 84]. Жена Ставра Годиновича оказывается олицетворением народной мудрости, и благодаря уму она выходит победительницей, демонстрируя превосходство разума над физической силой, властью и общественным положением. В числе тех, кто в своих представлениях и устремлениях воплощал идеал патриота, были и лишенные наследства младшие дети, отвергнутые сироты, вдовы. Патриот служит князю не в силу вассальной зависимости, а добровольно, понимая свой долг перед ним как долг перед народом. Он побеждает, потому что его воинские подвиги подготовлены мирным трудом и хорошими умственными способностями. Добрыня побеждает врагов и в игре в шахматы, и в состязании в стрельбе из лука, и в борьбе [11, с. 268]. Но только ратная служба позволяет участвовать в делах государства, совершать патриотические подвиги, служить Родине, спасать сё от врагов и собирать полюдье. Патриот имеет возможность выдвинуться благодаря личным качествам и заслугам, оказывать влияние на ход государственной жизни, выступать спасителем Руси, а иногда и самого князя. Он воплощает смелость, вольнолюбивость, достоинство, высокие нравственные качества человека и добрые дела. «В трудах они богатырны, в жизни веселы, в любви и верности их сломить нельзя» [14, с. 31]. Патриоты не всегда безупречны, их образ сложен: иногда соблазняются богатствами и терпят неудачи вследствие своего тщеславия, иногда слишком самонадеянны и от этого гибнут. Пройдя путь переосмысления своих поступков, раскаяния и нравственного становления, они получают в качестве вознаграждения возможность служить народу, князю, церквям православным, Руси и совершать ратные подвиги. Процесс воспитания осуществлялся при помощи разнообразных средств, выражающих идеи непреходящих ценностей и сохраняющих основное содержание лучших традиций, в которых в достаточной степени проявлялась народная мудрость. Как показывает анализ работ отечественных педагогов, нет единой точки зрения на средства народной педагогики. Но мнению русского педагога и публициста В. Я. Стоюнина, в воспитании «основное внимание должно быть уделено народной литературе, отражающей «идеалы народной жизни» [5, с. 148]. Важнейшим средством формирования личности С. Д. Бабишин и Б. И. Митюров считали устное народное творчество, которое развивало материальную и духовную культуру человеческого общества [1, с. 15]. Средствами народной педагогики, по определению Г. Н. Волкова, являются пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, предания, потешки, песни [2, с. 4]. Современные исследователи (А. X. Мирзоянов, Н. А. Сысоева, М. Г. Харитонов, А. Г. Хузина и др.) выделяют в качестве средств народного воспитания слово, дело, общение, праздники, обряды, традиции. Подробную классификацию средств дает A. П. Орлова, включая все виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности, родное слово, игры, обычаи, праздники [9, с. 16].
Основные средства народной педагогики
Больший интерес представляет классификация средств народной педагогики, предложенная В. А. Николаевым.
Он выделяет три группы средств народной педагогики:
материальные средства - природа, деятельность, предметы быта, предметы труда, предметы прикладного искусства;
духовные средства - слово, родной язык, фольклор, религия, искусство, игра;
соционормативные средства - традиция, обряды, этикет, общественное мнение |8, с. 8|.
Граница между средствами и их содержанием условна, так как сами средства выступают в роли и инструмента, и содержания воспитательного процесса. Патриотическое воспитание в народной педагогике органично переплеталось с жизнью всего социума, и каждый ребенок испытывал непосредственное или опосредованное воздействие большой массы взрослого населения: родственников, соседей, знакомых. Поступки и поведение личности строго регламентировались, требуя проявления высоконравственных качеств: чести, долга, гостеприимства, уважения к людям, любви к родной земле и др. Формирование любви к Родине начиналось еще во младенчестве с колыбельных песен, пестушек и т.п. Большое воспитательное значение в раннем детстве имели сказки о животных и волшебные, формирующие важнейшие нравственные нормы будущего патриота: защита слабых, уважение к старшим, победа добра и т.д. Сказки выражали характер народа, его психологию и жизненные позиции, они всегда поучительны, назидательны и утверждают моральные истины. Ребятишки с 6-7 лет с интересом воспринимали бытовые, с ярко выраженным социальным характером, и появившиеся в XV веке исторические сказки [11, с. 292]. В сказках нередко показано, как простой мужик покоряет царя своей рассудительностью, смекалкой, ловкостью. Царь ценит умных и по-народному хитрых персонажей, их способность к остроумной, лукавой шутке, сообразительность: «Гуси с Руси», сказки о Горшене, «Мужик и барин», «Мужик и поп» и др. Сказки пробуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность - и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо. Герои сказок, былин, легенд всегда готовы прийти на помощь людям. Они любят свой край, свой народ свою землю, защищают Родину от врагов, заботятся о ее процветании. Для развития умственных способностей детей, сообразительности и смекалки широко использовались загадки. Народ издревле высоко ценил их, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей (7, с.20 ) Загадки лаконичны по форме и занимательны по содержанию, что стимулирует познавательную активность детей обладают большим развивающим потенциалом. Первоначально, по свидетельству С. Крашенникова, загадки были связаны с иносказательной, тайной речью, характеризующей особенность речевого общения отдельного рода, например «Ерзунь - от ерзат», «Ягольник яруя», «Двухвостка, возьми цупызник» |13, с. 12]. Знание тайного смысла загадок и умение их разгадывать было признаком близкого родства и зрелости людей [13, с. 14]. С помощью загадок молодежь обучали владеть иносказательной речью, запоминать тайные слова, видеть сходное в несходном, в одинаковом - разное, мыслить нестандартно. Развивая мышление, загадка знакомит человека с окружающим миром, привлекая внимание к незаметным сторонам предметов и явлений [15, с. 36]. Загадки воспитывают любовь к родной природе, к родному дому, а через это - любовь к Родине. «Изба белена, // А маковка зелена» (береза); «Никого не родила, // А все матушкой зовут» (земля) [13, с. 337; 60]. Особое место в народной педагогике занимали пословицы. Они обобщали социально-исторический и житейско-бытовой опыт народа, о котором необходимо помнить, выражали общее мнение, взгляды и убеждения народной массы. В процессе патриотического воспитания пословицы и поговорки формировали нравственные качества: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «С родной земли умри - не сходи» [12, с. 24; 230; 278]; уважение к людям и добрососедство: «Мир и любовь - всему голова» [Там же, с. 178]; уважение к властям: «Бога бойся, а царя почитай» [11. с. 435]; готовность к защите Родины: «Родина-магь, умей за неё постоять» [12, с. 273]; гордость за принадлежность к нации: «Русский в словах горд в делах тверд» |Там же, 274]; необходимост ь деятельности: «Стояньем города не взять» [11, с. 435]. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа. В отрочестве считалось обязательным знать свою родословную до четвертого колена, историю села, народа, страны. По данным этнографических исследований, в каждом селе были мастера-рассказчики, гусляры-песенники, вокруг которых собирались и ребятишки, и взрослое население. Им рассказывали о важнейших событиях, знаменитых земляках, национальных героях, былинных богатырях и их подвигах. Слушая множество рассказов, историй, песен, дети наравне со взрослыми участвовали в творческом исполнительстве, испытывая яркие эмоциональные переживания. На посиделках разучивались новые песни, пляски, сказки, загадки, пословицы. Разновозрастное общение способствовало обмену информацией между членами сообщества, стимулировало их самовоспитание. Сильное влияние на эмоциональную сферу человека оказывали произведения народного творчества, особенно народные песни, о которых Н. В. Гоголь писал: «Это народная история. Живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью - ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи» [3, с. 90-91]. Исторические песни были основной формой народной поэзии. Они отражали события крестьянских, народно-освободительных войн, войн за воссоединение отторгнутых от Русского государства городов и областей и в защиту окраин государства. В XVI веке сложились два основных в стилевом направлении вида песен: эпическая («Взятие Казани», «Кастрюк») и лиро-эпическая («Ермак собирается в Сибирь», «Терские казаки и Иван Грозный»).
В конкретных исторических условиях песни носили открыто агитационный характер, пробуждали в народе свободолюбивые настроения, надежды на освобождение [11, с. 361]. С другой стороны, жалость, боль утраты, сострадание и глубокое уважение к воинам вызывает в народной песне о взятии Казани мысль о том, что великая победа была куплена народной кровью [Там же, с. 313]. Но данным исследований, отроческий возраст характеризуется развитием межличностных отношений, взаимным обогащением знаниями, нравственными нормами. Самоутверждение подростков проходило в процессе подвижных игр, носивших коллективный характер. Являясь комплексным источником народного воспитания, особую значимость они представляли для физического развития личности. Эмоциональная окраска, дух соперничества, коллективное взаимодействие, физические усилия способствовали формированию качеств, необходимых для будущих защитников Отечества: выносливость, ловкость, взаимопомощь, ответственность за команду и др. Наибольшей популярностью пользовались у ребятишек доступные легкие игры: прятки, «Выше ножки от земли», салки, «Гуси», лапта и др. Любая игра имела четкие правила, обязательные к исполнению для всех. Соблюдение правил закрепляло важные нравственные качества: честность, справедливость, дисциплинированность, уважение к общественному мнению. Юноши принимали участие в военных играх, таких как кулачный бой, борьба, скачки и др. Победа в состязаниях была почетной для всего рода, села, деревни. Стремление прославить их, не уронить чести, продолжить славные традиции выдающихся земляков рождало патриотические чувства. Есть свидетельства, что участие девушек и молодых женщин в военных играх было обычным делом. Согласно известному историческому факту в святославской рати во время похода на Византию участвовали женщины-воины [8, с. 192].
В своих работах Е. Л. Покровский доказал, что воспитательное значение игр имеет комплексный характер [10, с. 15-16]. Они обеспечивают:
а) умственное развитие (наблюдательность, сообразительность, память, находчивость, остроумие, логичность речи);
б) физическое развитие (ловкость, сила, выносливость, глазомер);
в) овладение практическими навыками;
г) развитие творчества (ролевые игры, имитация реальных объектов) и т.д.
Комплексным традиционным средством воспитания подрастающего поколения являлись праздники. Праздник обязательно включал в себя ритуальные действия, обрядовую кулинарию, народные гуляния с песнями и танцами, игры и состязания. Все это требовало от молодых людей глубоких знаний, стремления ответственно исполнять отведенную им социальную роль, умений и навыков в различных видах праздничной деятельности.