ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
25.02.12Г. Функциональные разновидности современного русского языка.
03.03.12Г. Компоненты и нормы речевой культуры.
17.03.12Г. Способы фиксации прочитанной информации.
31.03.12Г. Слушание как вид речевой деятельности.
07.04.12Г. Письменная речь как вид речевой деятельности.
12.04.12Г. Особенности составления официально-деловых текстов.
07.04.12Г. Письменная речь как вид речевой деятельности.
1.Происхождение и особенности письменной речи.
2.Функции письменной речи.
3.Предпосылки формирования письменной речи.
4.Характеристики письменного текста.
1.Письменная речь – вид речевой деятельности, который включает в себя чтение и письмо. Является речью монологической.
Этапы письменной речи:
-пектограммы;
-идеограммы;
-иероглифы;
-силобическое письмо;
-альфабетическое письмо (в Древней Греции).
Мотив письменной речи определяется субъектом речевой деятельности. Письменная речь опирается на знание грамматических средств языка.
Различия устной и письменной речи:
-письменную речь можно перечитать;
-письменная речь появляется на 6 году жизни и требует определенных усилий и обучения, а устная на 2 году жизни естественным путем;
Ряд задач написания:
-выделить звук;
-обозначить его буквой;
-запомнить букву;
-отобразить графически;
-проверить правильность написания.
Письменная речь требует абстракции, она мыслится, а не произносится.
Использование устной речи требует первичных символов (звуков), а письменной вторичных символов (символов).
2. Фазы письменной речи:
-поиск отдельных звуков;
-их кодирование;
-сочетание звуков в отдельные слова.
Ряд особенностей письменной речи:
-звуковая форма в устной речи автоматизирована, а при обучении письму требует анализа и синтеза;
-письменная речь – сознательная деятельность, связана с осознанным намерением;
-знание языка и употребление в письменной речи усваиваются осознанно и намерено в отличии от устной речи;
-письменная речь наиболее трудная и сложная форма речевой деятельности.
Различия в функциях письменной и устной речи:
-устная речь – разговорная в ситуациях беседы, письменная – деловая, научная, публицистическая, служит для передачи информации отсутствующему собеседнику;
-по сравнению с устной речью письмо и чтение не являются полностью самостоятельными, они выступают как вспомогательные средства устной речи;
-основные функции письменной речи – передача информации на любые расстояния, возможности закрепления устной речи во времени;
Уровни письма как вида речевой деятельности:
-психологический (возникновение мотива к письменной речи, создание замысла «о чем писать?», создание смысла «что писать?», самостоятельная регуляция деятельности и осуществление контроля за своими действиями со стороны самого пишущего);
-физиологический (анализ звуков и слов, установление последовательности написания букв, перешифровка со звука на буквы, а с буквы на движение руки).
При письме используются:
-внимание зрительное;
-внимание акустическое;
-пространственное восприятие;
-тонкая моторика руки.
Предпосылки:
-анализ и синтез;
-формирование пространственного восприятия и зрительных представлений;
-сформированность двигательной сферы (поза, слуховая и моторная координация, пространственное положение);
-формирование абстрактного мышления (символическое способы деятельности);
-сформированность поведения и эмоционально-болевой сферы.
Основные харктеристики письменной речи:
-письмо – осознанный произвольный процесс;
-единица – монологическое высказывание;
-всегда контекстная речь;
-не имеет дополнительных средств, поэтому использует стратегию перебора и часто является избыточной;
-треюбует интеллектуальных операций для своего развития, таких как абстрагирование;
-внешней формой является практическая предметная деятелность и сенсорное восприятие;
-мотивы лежат в интеллектуальной сфере деятельности человека.
3. Харктеристики письменного текста:
-Письменная речь обеспечивает общение с помощью тектса.
-Представителем автора выступает текст.
-Особенность письменного текста – его самостоятельность, возникающая только с адресатом. Самостоятельность связана с ограниченностью во времени и пространстве. Часть текста может приобрести самостоятельность и стать отдельным текстом.
-Целенаправленность, реализуется какя-то цель, большая комплексная всего тектса, и в каждой части по-отдельности. В целевом комплексе существует два подкомплекса: коммуникативная цельв пределах данной коммуникативной ситуации и экстракоммуникативная, выходящая за рамки.
-Целостность - единство формы и содержания. Внутренняя целостность - -организованность, структурность и оформленность. Внешняя – начало/конец произведения, соразмерность частей, связи между частями, стилистическая целостность.
-Создавая текст человек осознает свой мыслительный процесс, когда человек читает происходит синтез и анализ содержания.
Три структуры текста:
-предметно-логическая (науные, учебные, официально-деловые, информационно-аналистичсекие тексты)
-плетеная (публицистика);
-образно-ассоциативная (художественные произведения).
Текст создает автор, индивидуальный или коллективный. Он приступает к созданию текста если есть ситуация, вызывающая необходимость. Текст создается для того, чтобы его воспринял адресат.
Цель для создания текста:
-внешние/внутренние;
-открытые/закрытые;
-истинные/ложные.
Предмет – часть действительного мира, которая отражается в тексте.
Тема – главное о чем говорится в тексте.
Проблема – мыслительная задача, которую автор решает в тексте. Проблема вытекает из темы.
Жанр – какая-то типовая модель текста. Предполагает определенный объем текста, расположение материала.
Текст создается от общего к частному, а воспринимается от частного к общему.
Содержание:
-текстовое;
-затекстное (научные, учебные, газетные, информационные, официально-деловые тексты);
-подтекстное (опирается на намек, о котором адресат может догадаться, а может и не догадаться).
12.04.12Г. Особенности составления официально-деловых текстов.
1.Официально-деловые тексты и его характеристики.
2.Составление распорядительных документов.
3.Составление организационных докуменов.
4.Рассмотрение писем граждан.
Критерии комплекса документов:
1.Круг вопросов которые решаются в процессе деятельности.
2.Количество уровней принятия решения.
3.Объем и характер компетенции учреждения.
4.Принцип решения вопросов (единоначалие или коллегиальное).
Правила:
1.Всегда используется официально-деловой стиль, который делится на:
-официально- деловой (концелярский);
-юридический;
-дипломатические.
2.Официально-деловая ситуация предполпгает определенный жанр документа, поэтому язык документов стандартизованный.
3.В деловой сфере мы имеем дело с документом. Любой документ обладает юридической силой. Документ - это письменная речь с отсутствием собеседника, которая требует полноты и развернутости, чтобы адресат понял содержание документа.
4.Деловая речь принадлежит к информативному виду текстов. Отсюда вытекает ее характер: сдержанный и сторгий вид изложения, использование нейтральных и книжных элементов, исключаются экспрессивные и эмоционально-окрашенные слова, исключается разговорная и просторечная лексика.
5.Официально-деловая речь требует однозначности, поэтому в деловой речи часто используются термины или терминолизированные слова.
Любой документ должен отвечать следующим тербовниям:
-краткость и компактность изложения;
-точность и определенность формулирок;
-последовательность использования приемов правотворчества.
Составление распорядительных документов.
Основная цель распорядительных документов – регулирование управленческой деятельности. Распорядительные документы относятся к нормативным актам и обязательны для исполнения.
Ситуацией для создания распорядительного документа является выполнение решений вышестоящих органов или осуществление собственной деятельности. Документы могут создаваться на принципах коллегиальности или на принципах единоначалия. Распорядительные документы: приказы, указания распоряжения.
Подготовка и исполнение документов проходит следующие стадии:
-обоснование необходимости издания документа;
-сбор и анализ информации;
-подготовка проекта;
-согласование проекта;
-доработка документа;
-подписание документа;
-доведение документа до исполнителей.
Приказ – правовой акт, издаваемый единолично руководителем. Может быть: по основной деятельности, итоги работы, результаты ревизии и тд. В него входит наименование организации, слово «приказ», дата, номер, место издания, заголовок (отвечает на вопрос «о чем?»). Текст приказа состоит из двух частей: констатирующая (в связи, с целью, с необходимостью) и распорядительная, разделяются словом «приказываю».
Последний пункт приказа – пункт о контроле.
Стадии создания коллегиального документа:
-подготовка к заседанию;
-вынесение материалов на рассмотрение;
-обсуждение материалов;
-принятие решения;
-оформление протокола заседания;
-издание распорядительного документа;
-доведение решений до исполнителей.
Приме окумента на принципе коллегиальности – протокол ( фиксируется ход обсуждения, принятие решения, формы работы). Может быть протокол заседания, следственный, административный, протоколы разногласий. Протоколы могут быть краткими (докладчик, тема, фамилия выступавших, принятые решения) и развернутыми ().
Форма: наименование учреждения, дата, номер, место заседания, заголовок, текст, подписание; наменование органа, количество заседателей, повестка дня, вопросы, которые были заданы, ответы к ним, подпись заседателя и секретаря.
Составление организационных документов.
Организационные документы – служебные докладные записки, справки, деловые письма, телефонограммы.
Деловые письма могут быть сопроводительными, информационными, гарантийными, рекламационными. Могут содержать приглашение, напоминание. С вышестоящей в нижетоящии - указания, распоряжения, запросы, информационные сообщения. В вышестоящие из нижестоящих - предложения, идеи. Составляются на фирменном бланке. Текст состоит из двух частей. В первой – факты, которые стали основанием для письма, во второй – выводы, просьбы, предложения. Каждая разновидность письма характеризуется языковой формулой (гарантийное, напоминание, приглашение).
Сопроводительное письмо – подтверждает факт отправки документов, которые к этому письму прилагаются.
Гарнтиное - состоит из двух частей – просьба и подтверждение гарантии.
Письмо-приглашение – предлагает адресату принять участие в чем-то. Сообщается характер мероприятия, сроки проведния, место проведения, условия участия.
Работа с письмами граждан.