ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
25.02.12Г. Функциональные разновидности современного русского языка.
03.03.12Г. Компоненты и нормы речевой культуры.
17.03.12Г. Способы фиксации прочитанной информации.
31.03.12Г. Слушание как вид речевой деятельности.
07.04.12Г. Письменная речь как вид речевой деятельности.
12.04.12Г. Особенности составления официально-деловых текстов.
28. 04.12Г. Коммуникация в контактных зонах.
05.05.12Г. Невербальное общение.
1.Особенности и системы невербального общения.
2.Основныеневербальные средства.
3.Умения читать язык невербального общения.
Особенность невербального общения – оно обусловлено нашим подсознанием.
Любой акт делового общения зависит от умения устанавливать доверительный контакт. Это зависит от того, как человек себя держит. Понимание мимики, жестов позволяет определить позицию собеседника. Знания языка жеста позволяет предвидеть правильно ли мы себя ведем, как собеседник к нам относится.
Невербальная коммуникация представлена следующими системами:
-визуальная (то, что видим глазами: жесты, мимика, позы, кожные реакции, положение туловища, контакт глазами);
-акустическая (делится на паралингвистическую (темп, диапазон, тональность) и экстралингвистическую (паузы, покашливания, смех, плач));
-тактильная (прикосновения, пожатия рук, объятия, поцелуи, похлопывания);
-ольфакторная (запахи).
Функции невербального общения:
-выражение межличностных отношений;
-выражение чувств и эмоций;
-управление процессом разговора;
-обмен ритуалами.
Невербальная коммуникация позволяет понять какие сигналы посылает нам собеседник и посылать сигналы обратной связи.
На невербальный язык влияет:
-национальная принадлежность;
-состояние здоровья;
-профессия;
-уровень культуры;
-статус человека;
-принадлежность к группе;
-актерские способности;
-возраст.
Сочетание невербальных знаков. Обычно наше состояние передается не одним жестом, а несколькими и если нарушается гармония между этими знаками – создается впечатление неискренности.
Физическая преграда между партнерами.
Невербальные знаки могут быть интенциональные (специально производимые) и неинтенциональные (непроизвольные).
Основные невербальные средства:
1.Мимика. Выражение лица – главный показатель чувств и эмоций человека. FAST– система кодирования активности лицевых мышц. Введена Экманом. Он выделил 41 двигательную единицу. Принцип в том, что лицо делится на три горизонтальные зоны: глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок. Были выделены шесть основных эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Каждая эмоция была зарегистрирована по зонам.
2.Взгляд. Составляет важную часть при общении. Когда человек формирует мысль – смотрит в сторону, а когда мысль готова – смотрит на собеседника. Если говорят о трудных вещах – на собеседника смотрят меньше. Если человек смотрит в глаза менее 1/3 периода общения – человек что-то скрывает или говорит неправду. Если человек пристально смотрит в глаза и глаза сужены – испытывает враждебность. Если переводит взгляд с одного предмета на другой – пропал интерес к общению. Взгляд искоса может передавать интерес или враждебность: с улыбкой и приподнятыми бровями - старается привлечь собеседника. Прикрытые веки, откинутая назад голова и долгий взгляд показывает превосходство. Деловой взгляд устремлен на лоб. Светский на уровне глаз, создает непринужденную обстановку. Интимный взгляд – район между грудью и глазами. Пустой взгляд – смущение, недостаток знаний, стеснение, стыд, неуверенность. Взгляд снизу вверх – чувство вины. Короткие взгляды – попытка установление контакта.
3.Поза. При публичном выступлении умение принять правильную позу позволяет контролировать эмоциональные реакции. Поза выражает черты характера: уверенность, зажатость или раскованность. Поза может выражать социальный статус человека. В позах проявляются культурные нормы, которые усвоил человек. Позе приписываются символические значения, которые могут передать какую-либо информацию.
4.Жесты. Должны согласовываться со словами. Можно понять как встречено то, что мы говорим, открыт слушатель или замкнут. Могут быть: жесты открытости (открытые руки, расстегивание пиджака), жест готовности выслушать собеседника (руки сложены у рта и наклон вперед), владение темой разговора (круговое движение вытянутой рукой), точность суждения (соединить большой и указательный палец), подозрительность скрытность (потирание лба, висков, подбородка, прикрытие лица руками, взгляд в сторону), жесты защиты (скрещенные руки), жесты размышления и задумчивости (рука у щеки, почесывание подбородка), жесты уверенных людей (руки за спину с захватом запястья, закладывание рук за голову), жесты несогласия (смотрит в пол, сидит отвернувшись, собирает ворсинки с одежды).
Умение читать язык невербального общения.
Наиболее распространенный жест – прикосновение. Удар – акт агрессии. Рукопожатия – отношения человека к собеседнику, атрибут любой встречи.
12.05.12Г. Типы коммуникабельности и эгосостояние.
1.Типы коммуникабельности.
2.Эгосостояние.
3.Виды трансактов.
Преимущества коммуникабельности:
-открывает путь к достижению успеха;
-дает освобождение от замкнутости и комплексов;
-дает независимость то обстоятельств;
-коммуникабельный человек всегда сумеет достичь понимания с окружающими;
-дает радость от общения с разными людьми;
-дает возможность для самореализации.
Ягер выделяет следующие типы собеседников:
-ломака;
-решающий с ходу;
-манипулятор;
-наставник;
-ударник;
-скрытный;
-везунчик;
-нытик и тд.
Панфилов предлагает такую классификацию деловых партнеров:
-мыслитель;
-собеседник;
-практик.
Соционика – информационное воздействие психики человека с окружающим миром. Выделяет четыре параметра и шестнадцать типов собеседников.
Метод майерс-бриггс. Построен на основе теории, которая предполагает, что случайные различия в поведении имеют глубокий смысл. Выделяет четыре категории людей, в каждой пара противоположностей:
-экставерты (направляют энергию во внешний мир)/интроверты (мыслительный, спокойный вид деятельности);
-сенсетивы (используют органы чувств для сбора информации, реалисты)/интуитивы (оценивают мир с помощью воображения);
-логики (делают рациональные логические выводы, все анализируют)/эмоционалы (принимают решения на основе чувств);
-рационалы (ведут упорядоченную организованную жизнь, стараются все контролировать)/иррационалы (отличаются спонтанными реакциями, любят новый опыт).
Коммуникативные типы, которые различаются на основе речевых характеристик (доминантность, мобильность, ригидность, интровертность).
-Доминантный тип собеседника – давит на вас, напористая, жесткая манера общения, если что-то нужно сказать, то «удобно/не удобно», «можно/нельзя» его не волнует, постоянно перебивает, говорит эмоционально, может неожиданно замолчать, не объясняет, а вбивает свое мнение, если он слушает, то задает вопросы, прерывает, может позволить ядовитую насмешку или грубость, даже если признает ваши доводы – это демонстрация силы, разговор может закончиться ссорой. Плюсы: хорошие ораторы, которые могут повести за собой, убедить; быстро принимает решения и берет на себя ответственность. В поведении с таким собеседником нельзя его высмеивать, нужно спокойно держаться своей точки зрения и не поддаваться его провокациям.
-Интровертный тип – человек, который чувствует себя заранее виноватым, считает, что его вопросы не уместны, лучше промолчать, будет стараться отвечать незамедлительно, чтобы не разозлить. Чтобы с ним продуктивно общаться, надо его постоянно подбадривать, поощрять словами и взглядом.
-Мобильный тип – собеседник легко включается в беседу, даже если он занят какими-то важными делами и также легко выходит из беседы, речь быстрая и не всегда понятная, быстро меняется выражение лица, речь других кажется ему очень медленной и он постоянно торопит своих собеседников. Для продуктивного общения лучше всего подстроиться под его темп даже в ущерб содержанию и постепенно стараться замедлять скорость речи.
-Ригидный тип – чтобы включиться в беседу такому человеку нужно время и настрой, даже если это уверенный в себе человек, основная характеристика – основательность, если он что-то думал до начала разговора, то сначала нужно додумать свою мысль, а потом вступать в разговор, внимательно слушает, говорит неспеша, подробно излагает свои мысли, точно формулирует свои фразы, его бесполезно перебивать, ему надо договорить свою мысль до конца, но он тоже не будет перебивать вас, общение утомительно, нужно запастись терпением, стараться не раздражаться и не торопить его.
Эгосостоние.
Согласно этой теории, человек каждый момент времени обнаруживает какое-то эгосостояние. Три виды эгосостояния:
-ребенка (человек говорит и действует так, как он это делал в детстве). Два состояния: приспосабливающийся ребенок (проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, уходе в себя, старается вести себя так, как от него ожидают другие) и естественный ребенок (проявление чувств, которое не зависит от того, хотят ли от него этого другие или нет);
-взрослого (человек трезво, по-деловому, взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт). Полезно при решении разных проблем, деловых отношений;
-родителя (думает и действует так, как это делали его родители, либо человек, который пользовался у него авторитетом в детстве). Может быть два состояния родителя: критическое (общение реализуется через выражение заповедей, запретов, правил) и кормяще-заботливое (одобрение, заботливость, желание оказать помощь).
Для того, чтобы распознать эти состояния есть таблица:
Состояние родителя.
Признак |
Критический |
Кормяще-заботливый |
Общее поведение |
Ироничное, порицающее, наказывающее, авторитарное, запрещающее, обвиняющее |
Ободряющее, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, помогающее, утешающее, навязчивое |
Формулировки |
Ты должен, это тебе нельзя, как ты можешь, этого не следует делать, прекрати сейчас же, я не позволю |
Не ломай себе голову, не так плохо, как тебе кажется, хорошее получилось, я могу тебя понять, я сделаю за тебя |
Манера говорить |
Твердо, высокомерно, иронически, с нажимом |
Тепло, успокаивающе, сочувственно |
Выражение лица |
Отчужденное, нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатый рот, сморщенный нос, неодобрительное покачивание головой |
Одобряющее, улыбчивое, заинтересованное, счастливое |
Жесты и положения тела |
Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах или скрещены на груди |
Протянутые руки, поглаживание по голове или по плечу |
Состояние ребенка.
Признак |
Естественный |
Приспосабливающийся |
Общее поведение |
Игривое, любознательное, эгоистичное, мечтательное, хитрое, капризное, строптивое |
Чувство вины, осторожное, обиженное, покорное, скромное, боязливое, сдержанное, беспомощное |
Формулировки |
Я хочу, так тебе и надо, я не хочу, мне без разницы |
Я не могу, я боюсь, я попробую, почему всегда я, что мне делать |
Интонация |
Громко, быстро, захлебываясь, упрямо |
Нерешительно, плаксиво, подобострастно, нудно, покорно |
Выражение лица |
Возбужденное, лукавое, любопытное, упрямое |
Глаза опущены вниз, подбородок дрожит, потерянное, глаза на мокром месте |
Жесты |
Свободный корпус, взволнованные движения, угрожающая поза |
Опущенные плечи, склоненная голова, стоит на вытяжку, кусает губы |
Состояние взрослого.
Признак |
Характеристика |
Общее поведение |
Деловое, объективное, заинтересованное |
Формулировки |
Когда, почему, если сравнить с, по моему мнению, я думаю, я полагаю |
Интонация |
Уверенно, нейтрально, спокойно |
Выражение лица |
Прямой взгляд, задумчивое внимательное, изменение лица в соответствии с ситуацией |
Жесты |
Подкрепляют то, что человек говорит, верхняя часть туловища наклонена вперед |
Виды трансактов.
Трансакт – любое вербальное или невербальное общении людей.
Три вида:
-параллельный (ребенок с ребенком, взрослый со взрослым);
-перекрестный (родитель с ребенком);
-скрытый (обращается как взрослый к взрослому, а подразумевается как родитель к ребенку).