Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обращения граждан делятся на четыре группы:

-предложения (форма участия граждан в деятельности государства);

-заявления (выражения прав граждан);

-жалобы (выражение несогласия с действиями организаций или лиц);

-запросы (просьба разъяснить что-либо).

Оьвет должен быть объективным и по существу. Ответ на жалобу состоит из трех элементов:

-ссылка на содержание письма заявителя;

-ход рассмотрения вопроса;

-результат рассмотрения.

Договор – документ, который оформляет взаимное обязательство партнеров.

Обязательно для договора:

-обозначение сторон, которые вступают в договорные отношения. Лицо, вступающее в договор, должно иметь полномочия;

-предмет договора;

-обязательства сторон;

-финансовые взаимоотношения (условия оплаты, финансовые взаимоотношения);

-ответственность сторон (санкции);

-форсмажор;

-прочие условия (порядок продления, срок действия, количество экземпляров);

-юридические адреса и подписи сторон.

Д/з. написать резюме, объявление о имеющейся вакансии (обязанности, требования, график работы), гарантийное письмо на заселение туристов, ответ на жалобу.

Говорение. Навыки устной речи. Монолог.

1.Типы монологической речи.

2.Композиция устной речи.

3.Звуковое оформление устной речи.

4.Мастерство монологической речи.

Речевое общение происходит в определенном условии, с определенными участниками и наличием цели. В совокупности это – речевая ситуация.

Аристотель выделил три типа речи:

1)совещательная (зрители);

2)судебная (судьи);

3)торжественная (эпидеиптическая) – политики.

Три типа слушателей:

1)зрители;

2)судьи;

3)политики.

Типы речевых действий в соответствии речевым целям.

Сообщение, информация, оценка и др.

Речевое действие – единица речевого поведения говорящего для достижения результата. Для этого нужно составить монолог и расположить изобретение в определенном порядке (схеме) и правильно выразить содержание в зависимости от цели говорящего, тематики, способа изложения языка.

Классификация монолога используется для умения четко выражать свои мысли.

Типы монологической речи:

Информационная речь – строится с учетом интереса к теме и информационными способностями. Оратор должен сосредоточиться на предмете изложения, придерживаться строгой формы и ориентироваться на разную аудиторию.

Характеристики информационной речи:

-актуальность;

-отсутствие спорных моментов;


-наличие элементов побуждения к любознательности;

-удовлетворение ожиданий слушателей.

Информационная речь должна иметь обдуманный план, иначе она не будет ясной и интересной. Вступление должно проявить интерес, главная часть быть в соответствии с планом и в заключении поддерживаться смысловая доминанта.

Жанры информационной речи:

-хроникальное и научное сообщение;

-доклад отчетный и исследовательский;

-академическая, научно-популярная;

-политическое обозрение.

Хроникальное содержит временное сообщение, что было в прошлом. В научном – анализ и синтез, обобщение, группировка, сопоставление. Структура от общего к частному, сопоставление на основе сравнения, указывается главный признак.

Доклад – цель: оформить мнение слушателей и определить характер дальнейших действий, зачитывается с листа и не позволяет импровизации.

Лекция – научно-обоснованное изложение учебного материала. Три цели: обучение, воспитание, просвещение.

Обозрение. Обозреватель должен возбудить интерес, отстаивать передовые точки зрения, выявлять противоречия, в выявлениях осмыслить ход политического события и способ решения проблемы.

Убеждающая речь – направлена на чувства и эмоции слушателей, воздействует на их волю. Убедить – значит доказать или опровергнуть какое-либо утверждение (положение). Чисто логическая задача. Цель – заставить согласиться с ним. Убеждающая речь не несет призыва к действиям, должна быть интересной, вопрос спорным, но разрешимым.

Жанры убеждающей речи:

-политическая, экономическая программа;

-парламентское выступление;

-защитительная или обвинительная речь;

-убедительная и убеждающая речь.

Принципы построения:

-аргументы сочетают рационально и эмоционально: рационально – факты; эмоционально – жесты (тропы, фигуры, крылатые слова);

-качественный отбор аргументов. Стоит подвергнуть критике один аргумент и разрушится всё. Для аргументов используются факты;

-принцип не ослабления подачи аргументов, слабые подкрепляются сильными, а самая главная мысль должна быть в начале и в конце (по Краю);

-разъединение и объединение аргументов (использовать факты, сильные аргументы порознь, а слабые объединять).

Побуждающая речь – такая речь должна заставить сделать то, на что побуждает оратор. Призыв прямой или косвенный. При подготовке: речь должна быть актуальной, побудить слушателей к действию, оценить на сколько сильна оппозиция, связать программу действий с растущими потребностями. Для этого сочетать мотивацию с психическим воздействием. Мотивация должна соответствовать аудитории, с помощью примеров и в призывах к действию нельзя заходить слишком далеко.


Митинговая речь – носит остро политический характер, пафос. В ней должна критиковаться идея автора, но не сам автор. Эмоционально доступна и говорится без листа.

Воодушевляющая речь – призвана пробудить душевные порывы и склонить к чувству долга.

Жанры:

-военно-патриотическая речь;

-приветственная;

-поздравительная;

-поминальная;

-богословная.

Развлекательная речь – используется юмор, развлечь аудиторию на праздниках или где люди отдыхают.

Жанры:

-тост;

-бытовой рассказ.

Принцип создания развлекательной речи – создать позитивное настроение. Используются комические приемы.

Сокровенная речь – в минуту душевных потребностей с самыми близкими друзьями, родственниками. Один/два человека, спонтанное изложение, повторы, без подготовки.

Композиция устной речи – все виды устной речи. Строится с законами композиции, состоит из вступления, основной части, заключения.

Вступление – привлечь внимание к началу речи, разъяснить основные понятия темы (поговорки, цитаты, сравнения). Должна быть успешной и дать план речи.

Основная часть – раскрыть главную идею. Использует дедукцию (движение о проблемы к решению) и индукцию (изложение типичных закономерностей).

Функция заключения – подведение итогов выступления. Не должно быть затянутым. Изложить основную идею в виде тезиса, выразить личное мнение, сделать вывод, привести остроумное высказывание, поблагодарить за внимание.

Исполнение речи.

Звуковое оформление речи.

Важная часть устного выступления. Голос, интонация (высота, интенсивность и длительность звуков, мелодика, громкость, темп, логическое ударение, пауза) и дикция (манера выговаривать слова).

Мастерство монологической речи.

Причины ошибок:

-ошибочная оценка слушателей;

-воспоминания о провалах;

-оговорки в словах, фразах;

-недостаток опыта;

-недооценка собственных возможностей.


21.04.12Г. Диалог.

1)Понятие «диалог», условие возникновения диалога.

2)Разновидности диалога.

3)Стратегия достижения согласия.

Диалог – форма устной речевой коммуникации, представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответом.

С содержательной стороны диалоги различаются в зависимости от целей и задач, от языковой организации и языкового наполнения (выбора лексики, стиля речи).

Речевое поведение в диалоге можно развить на такты: один такт – речь, второй такт – молчание.

Выделяют два класса диалогов:

-информационный (когда имеется разрыв в знаниях и один партнер получает информацию от другого);

-интерпретационный (знания партнеров равны, но имеют разную трактовку).

Условия для возникновения диалога:

-разрыв в знаниях;

Информативность достигается не только за счет новизны, но и за счет условий в которых она получается. Избыточность информация вредна также как и недостаток. Общение с полным описанием противоречит нормальному общению, так как из него невозможно выделить нормальную информацию. В диалоге важно умение дозировать информацию.

-потребность в общении;

Соблюдение причинно-следственных связей важная составляющая часть. Для наступления речевого события должны быть причины, а причины и следствия должны иметь связь.

-наличие общей памяти;

Говорящие должны иметь минимальный запас сведений о предмете диалога.

-общие языковые знания;

Диалог не получится, если участники говорят на разных языках или один из партеров пользуется терминологией и лексикой, которой не владеет другой участник диалога.

-наличие общей темы;

Диалог бессмысленен, если нет общей темы для разговора.

Два уровня общения в диалоге:

1)Событийный (происходит в любой сфере общения).

Закономерности:

-всегда есть предмет общения;

-осуществление тактики принятия партнера;

-реализация ситуации партнерства в общении;

-самопрезентация личности.

2)Деловой.

Закономерности:

-не всегда есть предмет общения;

-тактика принятия партнера;

-ситуация партнерства реализуется в соответствии с ролью;

-самопрезентация согласно роли.

Разновидности диалога.

Исходя из конкретных ситуаций и ролей партнеров выделяются следующие разновидности диалога:

-бытовой разговор;

-деловая беседа;


-собеседование;

-интервью;

-переговоры.

Для бытового разговора характерно:

-незапланированность;

-большое разнообразие обсуждаемых тем и средств языка;

-частые отклонения от темы, перескакивания с одной темы на другую;

-отсутствие целевых установок и необходимости принятия решения;

-самопрезентация личности;

-разговорный стиль речи.

Деловая беседа – акт взаимной коммуникации в официально-деловой сфере. Имеет следующие особенности:

-дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

-быстрота реагирования на высказывание партнера;

-критическая оценка мнений, предложений, возражений партнеров;

-аналитический подход к учету субъективных и объективных факторов в комплексе;

-ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения;

-ощущение ответственности в решении проблемы.

Для успешной беседы нужно:

-заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;

-применять психологическое воздействие на собеседника, чередовать неблагоприятные и благоприятные факты., начало и конец беседы должны быть положительными;

-помнить о мотивах собеседника, о преимуществах, которых он добивается, его желании самоутвердиться;

-избегать присутствие незаинтересованных лиц;

-никогда не быть невежливым;

-облегчать собеседнику положительный ответ;

-избегать задавать вопросы на которые собеседник может ответить «нет»;

-давать объяснение своей позиции, если собеседник с ней не согласен;

-избегать пустой риторики;

-отказываться от шаблонов беседы;

-избегать удаление от предмета беседы и отступлений;

-выражаться убедительно и оптимистически.

План деловой беседы:

1)Тема беседы, основная цель.

2)Задачи.

3)Обозначить профессиональный уровень и особенности собеседника.

4)Что предпринять, чтобы добиться цели.

5)Запланировать аргументы и возражения с которыми вы можете столкнуться.

6)Как одолеть противостояние.

7)Какие преимущества это принесет.

8)Варианты решения проблемы в зависимости от реакции собеседника.

Приемы для восприятия информации:

-постановка вопросов о причинах возникновения проблемы и возможных последствиях;

-дословное повторение важных аспектов;

-подведение итогов в результате обсуждения проблемы;