ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
25.02.12Г. Функциональные разновидности современного русского языка.
03.03.12Г. Компоненты и нормы речевой культуры.
17.03.12Г. Способы фиксации прочитанной информации.
31.03.12Г. Слушание как вид речевой деятельности.
07.04.12Г. Письменная речь как вид речевой деятельности.
12.04.12Г. Особенности составления официально-деловых текстов.
28. 04.12Г. Коммуникация в контактных зонах.
17.03.12Г. Способы фиксации прочитанной информации.
Три способа фиксирования информации:
-Конспектирование. Конспект – краткая запись прочитанного содержания. Следует выделять в конспекте поля слева и справа. Справа выводы, ссылки проблемы, слева страницы оригинала, структурные разделы, в центральной части краткое изложение содержания текста, должно содержать цитаты из текста. Конспект должен отражать структуру источника.
-Аннотация (от лат. замечание) – краткая характеристика статьи, книги. Цель - ответить на вопрос «О чем говорится в статье?» и дать общее представление о статье. Структура аннотации: 1)автор, название, выходные данные; 2)тема статьи или книги; 3)проблематика (круг вопросов, которые затрагиваются в тексте); 4)адресат (для кого предназначена эта статья или книга). Язык аннотации литературный, лаконичный и ясный. В аннотации не должно быть лишней информации.
-Реферат (от лат. докладывать, сообщать) – краткое изложение статьи или книги, которы включает основные сведения и выводы автора необходимые для ознакомления с этим истчником и цлесообразности обращения. Цель – что говорится нового в статье. Два вида рефератов: монографический (составляется по одному источнику, делится на рефераты-конспекты и реферат-резюме (инфрмация которая связана с главной темой)) и обзорный (составляется по нескольким источникам). Структура монографического реферата: 1)автор, название, выходные данные; 2)особая тема книги или статьи; 3)композиция (из скольки структурных частей состоит источник); 4)основное содержание (выводы автора в соотвествии со структурой); 5)наличие иллюстративного материала; 6)адресат.
Методика составления аннотаций и рефератов с использованием дифференциального алгорима чтения.
План составления аннотации. |
План составления реферата. |
1.Важность совершенствования навыков чтения. |
1.Чтение необходимо совершенстовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности. |
2.Виды чтения, в зависимости от цели и установки на степень понимания. |
2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания. |
3.Задания, развивающие навыки чтения. |
3.Навыки чтения можно развить выполняя специальные задания. |
Проблема – тот вопрос, который требует решения в тексте.
Аннотация. Чтение – важный вид речевой деятельности, позволяющий решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Для совершенсования этих умений учитывается вид чтения (изучающий, ознакомительный или просмотровый), определяющийся целью использования информации и установкой на степень полноты понимания. Для этого используются задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.
Реферат. Чтение – вид речевой деятельности, обучение которому позволяет решать профессиональные и познавательные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Способность лучше понимать читаемое формируется только через направленное и систематическое чтение. Для совершенствования учитывается вид, который определяется целью использования информации и установки на степень полноты понимания. Выделяются три важных вида чтения – изучающее, ознакомительное и просмотровое. Сущестуют задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.
Культура чтения – использование тех факторов, которые помогают им сделать чтение продуктивным. Делятся на объективные (определяются внешней средой) и субъективные.
Объективные – поза при чтении, освещенность тектса, внешние шумы, продолжительность, объем словаря. Субъективные – психологическая готовность, размер поля зрения, активность мышления, стратегия чтения, утомляемость, развитость внимания.
Японская фирма Котота выпускает пластмассовые гвозди. Они белые и могут окрашиваться в любой цвет. Они забиваются в доски. Для них используется специальный пневмомолоток.
31.03.12Г. Слушание как вид речевой деятельности.
Слушать – не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать причины толкнувшие его на то или иное высказывание.
Причины по которым мы не слушаем:
-не хотим тратить время на собеседника;
-если у нас уже сложилось мнение по этому вопросу;
-если считаем себя специалистами по рассматриваемой проблеме;
-потому что боимся критики в свой адрес;
-потому что нас этому не научили.
В среднем человек тратит 30 процентов на слушание, 21 на говорение и
В деловом
Как правильно слушать:
-убрать посторонние мысли;
-в процессе слушания производить анализ скрытой информации и причин, толкнувших на разговор;
-пока говорит собеседник нельзя обдумывать контраргументы, это можно сделать в паузах, потому что скорость мысли в 4 раза быстрее скорости речи;
-стараться преодолеть желание сменить тему, особенно если разговор неприятный;
-ни в коем случае не перебивать собеседника;
-сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.
Процесс слушания требует умственного напряжения. Нужно понять о чем говорит собеседник, проанализировать и запомнить положение его речи.
Основные трудности при восприятии:
-отключение внимания;
-избирательность внимания;
-потребность реплики.
Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:
1)Объективные (шумы, помехи, аккустические характеристики помещения, микроклимат в помещении).
2)Субъективные (пол слушателя, тип нервной системы человека, темперамент, интеллектуальные способности).
Дополнительная способность – запоминание, вспомогательная словарный запас, уровень интеллектуальной культуры, основная – способность слушать.
В деловой беседе нужно применять следующие правила:
-быть внимательным и стараться показать что вы внимательны;
-стараться сосредоточить внимание не только на смысле того, что говорится вслух, но и на истинном сообщении, которое часто бывает скрыто;
-дать собеседнику выговориться;
-не торопиться с оценками и выводами;
-избегать говорить собеседнику «Я вас понимаю», лучше указать на то чувство которое испытывает собеседник;
-если собеседник проявляет излишнюю эмоциональность – слушайте только смысл сказанного.
-отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что хочет узнать собеседник, иначе можете дать лишнюю или не нужную информацию;
-если цель беседы принятие решения, используйте рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание - это активное слушание, которое предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения.
Эмпотия – сопереживание.
Пять механизмов активного слушания:
-открытость (готовность к доброжелательной беседе);
-уточнение (помогает вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идею; достигается с помощью уточняющих вопросов, которые требуют развернутого ответа);
-отражение (отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения);
-перефразирование (пересказ основной идеи другими словами,чтобы понять насколько правильно оно понято);
-отражающее перефразирование (комбинация отражения и перефразирования).
Основные ошибки:
-критика;
-защитная реакция;
-полемика;
-советы;
-концентрация внимания на самом себе.
Слушание публичного выступления.
Слушатели делятся на четыре группы:
1.Те, кто не слушает.
2.Те, кто слушает на половину.
3.Те, кто слушает с пассивным восприятием.
4.Те, кто слушает вдумчиво.
Слушать необходимо:
-чтобы получить информацию;
-для развлечения;
-для воодушевления;
-для улучшения собственной речи;
-для анализа фактов и идей.
Три этапа:
1)Информационный. Цель – дать собеседнику высказать свою точку зрения.
2)Уяснение. Цель – убедиться, что мы правильно поняли собеседника.
3)Добиться совместного решения.
Показатели:
-отношение слушателя;
-интерес слушателя (первичный (касается повседневной жизни человека),вторичный (общечеловеческие интересы), сиюминутный (интерес на данный момент));
-мотивация слушателя (самосохранение, собственность, власть, репутация, привязанность, сентиментальность, вкус);
-эмоциональное состояние слушателя.
Читающий человек зависит от напечатанного, а слушающий от оратора; читатель может остановится, а слушающий должен быть более внимательным.
Слушающий должен:
-уметь концентрироваться (причины: объективная позиция к говорящему, выключить эмоциональные блоки, подумать, чем услышанное может нам помочь, предугадать развитие речи, вспомнить что мы знаем об этом предмете, неудобное место);
-уметь анализировать содержание (выделить цель разговора);
-уметь слушать критически (связывать то, что говорит оратор со своим собственным опытом, систематизировать услышанное, анализировать и возвращаться к основным доказательствам, определить весомость, адекватность, цель доказательства);
-уметь конспектировать.
Три типа речи:
-убеждающая (требует доказательства и логического рассуждения);
-информационная;
-развлекательная.
Умение конспектировать при слушании.
Запись полезна при слушании, т.к. она помогает сконцентрироваться.
Свертывание фраз – выделение ключевых слов, составление смысловых рядов.
Слушание в ситуации деловой беседы.
Диалог, оба собеседника важны.
Типы слушателей в деловом общении:
-категорический;
-рассудительный;
-сочувствующий;
-аналитический;
-отзывчивый.
Туризм, услуга, администратор,( собеседник), путешествие, отель, внимание, ресторан, (слушатель), собственность.