Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

03.03.12Г. Компоненты и нормы речевой культуры.

План:

1.Речевая норма.

2.Культура речи и ее компоненты.

1.Речевая норма – совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе коммуникации.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется следующими признаками:

1)Соответствие структуре языка.

2)Массовая и регулярная воспроизводимость.

3)Общественное одобрение и признание.

При формировании нормы, действуют стихийные и сознательные процессы. Стихийность – массовое регулярное употребление той или иной нормы носителями языка. Осознанный – процесс кодификации (фиксации сложившихся в общественной практике языковых норм и явлений, осуществляется филологами).

Норма существует на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные нормы – орфография (правильность написания слов), пунктуация (правильность расстановки знаков препинания), орфоэпия (правильное литературное произношение).

2.Культура речи играет важную роль в процессе коммуникации.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика, стилистика) и умение использовать выразительнве средства языка в различных условиях.

Два показателя культурной речи: правильность и коммуникативная целесообразность.

Правильность – соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка (произносительными, грамматическими и стилистическими).

Коммуникативная целесообразность - правильное употребление в соответствующей коммуникативной ситуации.

Точность высказывания – умение четко и ясно выражать свои мысли. Ошибки: плохое знание языка, плохое знание предмета разговора.

Аспекты: точность отражения действительности (связано с истинностью высказывания) и точность выражения мысли (отсутствие конкретности, смешение паронимов).

Логичность изложения – отражение логики действительности и логики мысли в высказывание. Логика мысли – верность отражения фактов и их связей (причина и следствие, наличие аргументов «за» и «против», сходства и различия, сведение аргументов к выводу, который доказывает или опровергает гипотезу). Основные законы логики, которые необходимо учитывать при постороении речи:

-закон тождеств (понятие слова должно употребляться в одном значении);


-закон непротиворечия (незаметное и по-иному сформулированное утверждение того, что ранее отрицалось);

-закон достаточного основания (каждая новая мысль должна быть доказана и обоснована другими суждениями, которые уже доказаны);

Логические требования к устному выступлению:

-определенность и ясность (избегать незнакомых слов или слов которые имеют несколько значений);

-последовательность (одна мысль подготавливает другую);

-непротиворечивость (утверждая что-то, нельзя это отрицать);

-обоснованность (чтобы убедить слушателей - надо это доказать).

Ясность (понятность речи адресату, однозначное употребление слов, терминов, грамматических конструкций)и доступность изложения (способность данной формы изложения быть понятной и интересной адресату).

Чистота речи – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов или элементов, которые отвергаются нормами нравственности (слова-паразиты, диалектизмы, просторечные слова).

Выразительность речи – особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателя. Бывает информационной и эмоциональной (манера речи говорящего). К выразительным средствам относятся тропы (слова и обороты, употребляемые в переносном значении, передают эмоциональную выразительность (метафора, метонимия – смежность предметов и явлений, сравнение – образное выражение построенное на сопоставлении двух предметов, эпитет – подчеркивает качество предмета, гипербола, литота, олицетворение, перефраз – замена названия предмета описательным набором слов)) и фигуры (антитеза, градация – расположение элементов в порядке возрастания или убывания, анафора – начало предложения с одного и того же слова, эпифора – повтор в конце предложения, параллелизм – одинаковое построение соседних предложений, риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, риторический вопрос – по интонации вопросительное, а по цели повествовательное, вопросно-ответный ход.

Разнообразие средств выражения – большой ликсический запас.

Эстетичность - непринятие оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения (эфемизм).

Уместность – подбор слов и выражений, которые отвечают целям и условиям общения, зависит от ситуации и характеристик личности собеседника.

Д.з. с помощью выразительных средств речи составить текст: маршрут туристический (метафоры и тд).

Задание. 1)В этом документе есть недочеты, пробелы, недостатки, дефекты.


2)Вчера вы вели себя некрасиво, ужасно и даже отвратительно.

3)Я не люблю, не переношу, терпеть не могу современную танцевальную музыку.

15.03.12г. Чтение как вид речевой деятельности и методика его совершенствования.

1.Понятие «чтения», процесс чтения.

2.Недостатки традиционного чтения и способы чтения.

3.Основные алгоритмы чтения.

Чтение – смысловое восприятие письменной речи. Специфический вид общения, который связан со всеми видами речевой деятельности. Перевод письменной речи в устную.

Чтение – процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели (Эльконин).

Чтение включает элементы кодирования и декодирования.

Чтение – вид рецептивной речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированно с помощью графических символов. Суть в декодировании графических символов и перевод их в мыслительные образы.

Процесс мышления состоит из 2 этапов:

1)Зрительное восприятие. Важны технические навыки чтения, скорость, размер поля зрения

2)Осмысление прочитанного. Происходит понимание как отдельных слов, так и всего текста или подтекста. Иногда последовательно, иногда одновременно. Умение выделять главную информацию, способность к запоминаю, умение концентрировать внимание.

Единицей чтения является слово, а не буквы. Буквы – орентиры. Доминирующие – главные буквы, которые несут основную информацию о слове.

Антицепация – стратегия чтения с забеганием одного глаза вперед.

Регрессия – движение глаза назад по тексту.

Чтение формируется в детском возрасте, начиная с букв. Происходит перевод зрительного образа в звук.

Чтение подчинено основной задаче – пониманию написанного сообщения. Процесс чтения тесно связан с процессом восприятия.

Чтение включает 4 компонента:

-Звуко-буквенный анализ и синтез.

-Удержание информации.

-Смысловые догадки.

-Сличение догадок с написанными словами.

Недостатки традиционного чтения:

-регрессия;

-артикуляция (внутренне проговаривание текста);

-малое поле зрения;

-слабое развитие смыслового прогнозирования (умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки);

-низкий уровень организации внимания;

-отсутствие гибкой стратегии чтения.

Прежде чем начать читать, нужно выбрать режим в котором мы будем читать, так же это зависит от того, какой материал мы будем читать.

Классификации текстов:

-тексты, которые надо подробно изучить;


-тексты с которыми надо ознакомиться;

- тексты из которых надо выбрать информацию.

Способы чтения:

-углубленное чтение (важно понять какую проблему решает автор, какова его точка зрения и выводы, аргументы, нужно освоить структуру текста, сопоставить, оценить детали текста и проанализировать, постараться запомнить основную часть текста, применяется для текстов 1ой группы), углубленное аналитическое чтение;

-ознакомительное чтение (общее знакомство с содержанием текста, уделение внимания информации, которая дается в этом тексте, нужно при чтении ознакомительных текствов);

-выборочное (для 3й группы текствов);

-чтение-просмотр (читаем оглавление книги, предисловие, заключение, цель – определить нужна или не нужна книга);

-сканирование (быстрый просмотр текста, с целью быстрого поиска информации);

-быстрое чтение (требует специальной тренировки, основывается на определенных правилах, обучают в специальных школах).

Алгоритм чтения – последовательные действия при восприятии текста. Их использование повышает эффективность чтения.

1)Интегральный алгоритм – последовательность правил, которые позволяют сделать процесс чтения более эффективным. Цель – защита мозга от избыточной информации.

Полезная информация текста: название, фамилия автора, выходные данные, рассмотренная проблема, фактографические данные, оценка прочитанного с точки зрения новизны и использования на практике, критика, основное содержание.

Н А В

О

Ф К

П

2)Дифференциальный логаритм (помогает провести процесс сжатия текста). 1 шаг - Выделяем смысловые опорные слова текста. Суть обусловлена избыточностью информации, поэтому нужно выбрать ключевые слова текста, которые несут основню смысловую нагрузку, являются признаком состояния действия. Диффер. Логаритм при помощи ключевых слов позволяет выделить смвсловую доминанту текста. Предлоги, союзы, междометия не относятся к ключевым словам. Ключевые слова обозначают признак, состояние, действие. 2 шаг - Составление смысловых рядов (словосочетаний, которые состоят из ключвых слов и несут истинное содержание обзаца). 3 шаг - Выявляем доминанту текста (основное значение, возникает в результате перкодирования прочитанного с опорой на ключевые слова и смысловые ряды).