Файл: Сборник описаний практических работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 10 МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ

ДОКУМЕНТОВ

(2 часа)

Цель работы – закрепить теоретические знания по методике библиографирования краеведческих документов.

Задачи:

1.сформировать умения отбора краеведческой информации;

2.сформировать умения аннотирования, предметизации краеведческих документов.

Обеспечивающие средства

Комплекты периодических изданий; Таблицы ББК для краеведческих каталогов.

Краткие теоретические сведения

Аннотация – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Аннотация на краеведческий документ имеет свою специфику. Это четкое указание географических рамок аннотируемого документа, места действия описываемых явлений или событий. В ней обязательны следующие элементы: событие, объект, место события, время события и т. д. Важным элементом краеведческих аннотаций является характеристика наглядно-иллюстративного материала. Особенно это относится к географическим картам, планам, схемам местности и т. п. Важно указать не только объем картографических приложений, но и их названия.

К специфическим особенностям предметизации краеведческих документов относят:

более частое употребление сложных предметных рубрик;

полное (без сокращений) указание наименований организаций региона;

присваивание географического признака, при этом географическое название становится заголовком только в двух случаях: если именно данному географическому объекту посвящен документ (как правило, комплексного содержания: описание, очерк, путеводитель и пр.); если аспект рассмотрения географического объекта выражен «несамостоятельным» понятием (которое поэтому просто не может быть

29

заголовком), например: «история», «справка», «население», «колонизация», «изучение» и пр.;

обозначение времени («хронология») никогда не становится заголовком, если оно выражено датами и др.

Методика отбора.

Вкраеведческие пособияподлежат включениюследующиематериалы: - постановления и решения правительства и местных исполнительных органов власти, доклады и речи их руководителей, содержащие

материал об области в целом и / или ее административных частей; - материалы конференций, совещаний, сессий, заседаний местных

структур исполнительной и законодательной власти, государственных и общественных организаций, доклады и речи руководителей этих организаций, содержащие формулировки общих задач области и данные района, города, обобщающие итоги развития края;

- официальные материалы о персональных награждениях лиц, проживающих и работающих на территории района, города;

- изложение архивных материалов и документов, имеющих отношение к району, городу;

- редакционные статьи, содержащие фактический и статистический материал о районе, городе, об отдельных предприятиях;

- статьи обобщающего характера о деятельности местных государственных, общественных и частных организаций, влиянии духовенства на жизнь края;

- статьи о природе, освоении и охране природных ресурсов всего географического района, области и более мелких территорий и находящихся в их пределах природных объектов;

- статьи о состоянии и перспективах развития экономики области, района, города, отдельныхпредприятий, учреждений, хозяйств, новостроек;

- статьи по истории района, города, об исторических памятниках, памятных местах;

- материалы о местных промыслах; - статьи и сообщения о развитии науки (в области), культуры, обра-

зования, здравоохранения, спорта, о коллективах и смотрах художественной самодеятельности, о гастролях театров, передвижных выставках изобразительного искусства, о музеях, библиотеках, краеведческом движении в районе, городе;

30



-биографический материал об уроженцах и деятелях района, города, сообщения о героических поступках жителей района, города;

-художественные произведения о крае, проза, стихи местных авторов, местный фольклорный материал;

-обзоры библиографических материалов об области;

-рецензии на книги краеведческого содержания, произведения мест-

ных писателей, поэтов, художников и композиторов.

Не включаются в пособия краткосрочные прогнозы погоды, заметки об отдельныхфактахисобытияхвременногозначения, рекламныематериалы.

ЗАДАНИЕ 1

Проведите анализ предложенных периодических изданий на наличие краеведческой информации. Выявите статьи, подлежащие включению в краеведческое пособие (не менее 5).

ЗАДАНИЕ 2

Составьте аналитическое библиографическое описание выявленных статей. Составьте предметные рубрики. Составьте справочную аннотацию. Заиндексируйте статью с помощью таблиц ББК.

ЗАДАНИЕ 3

На одну статью (по выбору студента) составьте реферат-экстрат.

ЗАДАНИЕ 4

Сделайте выводы о проблемах отбора, индексирования, аннотирования краеведческих документов.

Требования к отчету

По итогам выполнения данной работы в тетради / файле должен быть представлен созданный фрагмент краеведческого пособия.

Контрольные вопросы

1.Какой вид источников краеведческой информации подлежит отражению в краеведческих пособиях с максимальной полнотой?

2.В чем состоят особенности аннотирования документов краеведческого содержания?

3.В чем состоят особенности предметизации и систематизации краеведческих документов?

4.Назовите особенности реферирования краеведческих документов.

5.В каком случае не составляется аннотация на библиографируемый краеведческий документ?

31

Практическая работа № 11 ПУТЕВОДИТЕЛИ ПОРЕГИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМ

(2 часа)

Цель работы – освоить методику создания путеводителей по региональным Интернет-ресурсам.

Задачи:

1.освоить методику создания путеводителей Интернет-ресурсов;

2.закрепить методику поиска региональной информации и сайтов региональных учреждений в сети Интернет;

3.сформировать умения отбора краеведческой информации для путеводителя.

Обеспечивающие средства

Персональный компьютер с доступом в Интернет; таблицы с данными – результаты выполнения практических работ 2–6; примерная тематика путеводителей Интернет-ресурсов; сайты региональных учреждений.

Краткие теоретические сведения

Предметные путеводители – это сервисы в Интернет, которые поддерживают систематический поиск ресурсов. Они обеспечивают ссылки на ресурсы (документы, объекты, сайты или службы), преимущественно доступные через Интернет и основанные на описании этих ресурсов.

Типовой алгоритм создания краеведческих информационных продуктов может быть представлен следующей схемой.

1.Определение темы (выбор темы), ее изучение.

2.Выявление ресурсов.

3.Анализ и аналитико-синтетическая переработка первичных документов.

4.Группировка материала.

5.Разработка справочного аппарата.

ЗАДАНИЕ 1

По предложенному варианту темы путеводителя осуществите в Интернете поиск необходимых сайтов (не менее 10–15 наименований).

ЗАДАНИЕ 2

Проведите анализ найденных ресурсов, сгруппируйте их. Составьте справочную аннотацию на каждый анализируемый сайт. Результаты оформите в таблицу 10.

32


Таблица10 – Путеводительпокраеведческим Интернет-ресурсам…

Раздел

Название ресурса

Электронный адрес

Аннотация

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Составьте пояснительную записку к созданному путеводителю Интернет-ресурсов.

Примерная тематика путеводителей Интернет-ресурсов

1.Музеи Кемеровской области.

2.Научно-исследовательские центры Кемеровской области.

3.Краеведы Кемеровской области.

4.Библиотеки г. Кемерово.

5.Информационные, консалтинговые, аналитические службы Кемеровской области.

6.Вузы Кемеровской области.

7.Школы Кемеровской области.

8.СМИ Кемеровской области.

9.Экология Кемеровской области.

10.История Кемеровской области.

11.Культура Кемеровской области.

12.История г. Кемерово.

13.История г. Новокузнецк.

14.Промышленные предприятия Кемеровской области.

15.Угольная промышленность Кемеровской области.

Требования к отчету

По итогам выполнения данной работы в тетради / файле должен быть представлен созданный путеводитель, пояснительная записка к нему, а также выводы по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы

1.Какие известные вам информационные учреждения Кемеровской области не имеют официального сайта?

2.Выделите основные проблемы поиска, отбора и группировки краеведческих Интернет-ресурсов.

33

Практическая работа № 12 ПОРТАЛКАКСРЕДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

(2 часа)

Цель работы – формирование представлений об особенностях организации и номенклатуре краеведческих информационных ресурсов, размещенных на краеведческих порталах.

Задачи:

1.закрепить методику поиска региональной информации в сети Интернет;

2.выявить основные виды региональной информации, представленной на краеведческих порталах;

3.выявить специфические особенности организации краеведческих порталов.

Обеспечивающие средства

Персональный компьютер с доступом в Интернет; перечень сайтов краеведческих порталов.

Краткие теоретические сведения

Портал – сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов, сервисов; вертикальный портал имеет узкую тематическую направленность, горизонтальный – обслуживает различные темы.

Портал должен включать более значительный состав учреждений, представляющих региональные информационные ресурсы: библиотеки всех типов и форм собственности, архивы, музеи, средства массовой информации, издательства, научные и образовательные учреждения и др.

ЗАДАНИЕ 1

Найдите в Интернет-ресурсах примеры краеведческих порталов, созданных на базе сайтов библиотек (не менее 5) (например, краеведче-

ский портал Иркутской области «Приангарье.ru», «Память Якутии» (http://www.nlib.sakha.ru), «Брянский край: краеведческий информацион-

но-познавательный портал» (http://www.scilib.debryansk.ru) и др.). Ре-

зультаты анализа представьте в таблице 11.

ЗАДАНИЕ 2

На основании полученных данных дайте сравнительную характеристику проанализированным ресурсам по следующим основаниям:

34


специфика предоставляемой региональной информации;

номенклатура продуктов и услуг;

целевое назначение;

категории пользователей;

достоинства и недостатки данного вида ресурса;

отличительные особенности порталов.

Таблица 11 – Характеристика краеведческих порталов

Название

Продукты

Услуги

Участники

Отличительные осо-

п/п

портала

 

 

(разработчики)

бенности портала

 

(электрон-

 

 

 

 

 

ный адрес)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к отчету

По итогам выполнения данной работы в тетради / файле должна быть представлена таблица 11 и выводы.

Контрольные вопросы

1.Чем краеведческие порталы отличаются от других краеведческих ресурсов?

2.Перечислите основных участников – создателей краеведческих порталов.

3.Какие услуги преимущественно представлены в данном краеведческом ресурсе?

Практическая работа № 13 КРАЕВЕДЧЕСКОЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ

(2 часа)

Цель работы – практическое освоение методики выполнения различных типов краеведческих запросов.

Задачи:

1.закрепить методику поиска региональной информации в сети Интернет;

2.освоить типологию краеведческих запросов.

35